Найти в Дзене

Постройка модели АПЛ К-3 «Ленинский комсомол». К-3, история триумфа и трагедии.

Уважаемые подписчики и гости канала, я рад вновь приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»! В данной статье я продолжу описание своего нового модельного проекта по постройке модели первой отечественной атомной подводной лодки АПЛ К-3 «Ленинский комсомол». Обзорную статью о модели АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» ООО «Звезда» можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/a/aKQoBZuV3EjHOxmF Медленно, но верно сборка началась. Деталей в наборе, как я уже писал ранее, немного. Первое впечатление у меня было, что я смогу собрать данную модель довольно быстро, так сказать, одним кавалерийским лихим наскоком. Но не тут-то было… Склеив две большие детали корпуса, я к своему разочарованию, обнаружил, сначала тактильно, а затем и визуально, достаточно корявый продольный стык в нижней части по всему корпусу. Короче говоря, хотя производитель и обновил упаковку и подставку, сама штамповка деталей осталась старой. И стыкуемость деталей всего на три звезды из пяти. Пришлось вооружиться шпа

Уважаемые подписчики и гости канала, я рад вновь приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»!

В данной статье я продолжу описание своего нового модельного проекта по постройке модели первой отечественной атомной подводной лодки АПЛ К-3 «Ленинский комсомол».

Обзорную статью о модели АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» ООО «Звезда» можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/a/aKQoBZuV3EjHOxmF

Медленно, но верно сборка началась. Деталей в наборе, как я уже писал ранее, немного. Первое впечатление у меня было, что я смогу собрать данную модель довольно быстро, так сказать, одним кавалерийским лихим наскоком. Но не тут-то было…

Склеив две большие детали корпуса, я к своему разочарованию, обнаружил, сначала тактильно, а затем и визуально, достаточно корявый продольный стык в нижней части по всему корпусу.

Короче говоря, хотя производитель и обновил упаковку и подставку, сама штамповка деталей осталась старой. И стыкуемость деталей всего на три звезды из пяти.

Пришлось вооружиться шпателем, модельной шпатлёвкой, сухариком и отдельно нулёвочкой для финишной шлифовки. А также запастись терпением для утомительной процедуры доведения корпуса до приемлемого результата.

Белые пятна на корпусе – это втёртая и отшлифованная шпатлёвка.
Белые пятна на корпусе – это втёртая и отшлифованная шпатлёвка.

Дело тут ещё в том, что на крупноразмерной модели какие-то неточные стыки возможно не бросались бы в глаза, потерялись бы в объёме. Но тут модель довольно маленькая, с тонким продолговатым, можно сказать изящным корпусом, обводы все плавные, обтекаемые, поэтому тут «шероховатые» стыки будут абсолютно не к месту. Пришлось исправлять.

Практически все стыки на криволинейных поверхностях приходится шпатлевать:

-3

Отверстия для подставки. В соответствии с инструкцией, они были мной аккуратно прорезаны. И только потом до меня дошло, что подставку производитель поменял на новую. В комплекте идёт подставка, для которой в корпусе подводной лодки не требуются отверстия. Вот так, комплектацию обновили, а инструкцию и детали корпуса не исправили…

Отверстия в корпусе, аккуратно и с любовью прорезаны. Теперь надо заклеивать...
Отверстия в корпусе, аккуратно и с любовью прорезаны. Теперь надо заклеивать...
Фрагмент инструкции.
Фрагмент инструкции.

Вот такая подставка была ранее:

Фрагмент фотографии модели АПЛ К-3 неизвестного мастера. Фото из открытого источника в интернете. Тут отверстия в корпусе пришлись бы как нельзя кстати.
Фрагмент фотографии модели АПЛ К-3 неизвестного мастера. Фото из открытого источника в интернете. Тут отверстия в корпусе пришлись бы как нельзя кстати.

А вот новая, обновлённая подставка:

Фрагмент фотографии модели АПЛ К-3 неизвестного мастера. Фото из открытого источника в интернете.
Фрагмент фотографии модели АПЛ К-3 неизвестного мастера. Фото из открытого источника в интернете.

В результате пришлось потратить время на устранение этого недочёта, заклеить отверстия кусочками пластика из литника и зашлифовывать поверхность. Надеюсь, что после грунтовки и окраски всё будет хорошо:

Заднее отверстие заклеено.
Заднее отверстие заклеено.
Переднее отверстие заклеено.
Переднее отверстие заклеено.

Работа неспешно продвигается вперёд. Пока строю модель, обдумываю, как сделать поручни на рубке. Уж больно малы они… Будут ли вообще видны? Не испортят ли общий вид?

Напишите в отзывах свои соображения на этот счёт. Буру рад вашим советам.

А далее я хотел бы немого отступить от темы постройки модели и вернутся к истории подводной лодки К-3. Надеюсь, будет интересно.

История триумфа и трагедии первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».

АПЛ К-3 стала новым этапом в отечественном подводном кораблестроении. Новый проект подводной лодки получил обозначение 627 «Кит», по НАТОвской классификации имел кодовое обозначение «Ноябрь». Данная АПЛ стала первой атомной подводной лодкой, построенной в Советском Союзе. АПЛ проходила службу в Северном флоте ВМФ СССР. Всего было построено 13 подводных лодок проекта 627 (627А) «Кит».

АПЛ проекта 627
АПЛ проекта 627

Проектирование объекта 627 велось под руководством Владимира Николаевича Перегудова. Владимир Николаевич был главный конструктором Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143). Надо напомнить, что он же являлся главным конструктором дизельных подводных лодок проектов 608 и довольно удачного 613. ДЭПЛ проекта 613 стала самой массовой в семействе средних дизельных подводных лодок ВМФ СССР.

ДЭПЛ проекта 613
ДЭПЛ проекта 613

Владимир Николаевич Перегудов стал Героем Социалистического труда, был лау­реатом Ленинской и Государственной премии СССР, участником Гражданской и Великой Отечественной войн, звание - капитан 1-го ранга.

В ноябре 1937 года Перегудов В.Н. был репрессирован в связи с отказом признать предателем и врагом народа своего соратника С. Г. Туркова, в марте 1938 года — освобождён с формулировкой «за отсутствием вины».

Владимир Николаевич Перегудов 1902-1967гг.
Владимир Николаевич Перегудов 1902-1967гг.

Талант конструкторов и руководителей проекта позволил в кратчайшие сроки совершить технологический прорыв в области подводного кораблестроения. СССР обрела новую составляющую своей ядерной триады, остающуюся и поныне главным щитом страны, позволяющим проводить свою независимую политику на международной арене.

Тестовый макет К-3 собирался из дерева, из пяти различных сегментов, которые были изготовлены в Ленинграде, в разных местах. В металле она была построена в кузнице отечественного атомного флота, в Молотовске (ныне г. Северодвинск). Спуск на воду был осуществлён 9-го августа 1957 года. Начало эксплуатации состоялось в июле 1958 года. База К-3 находилась на Кольском полуострове Баренцева моря, в Западной Лице (узкий залив-фьорд на Мурманском берегу Кольского полуострова). Первым капитаном первой отечественной атомной подводной лодки был Леонид Осипенко, а старшим помощником - Лев Жильцов.

В 1962 году, 17 июня, К-3 под командованием Льва Жильцова первой из советских подводных лодок достигла Северного полюса под водой. Надо отметить, что почти за четыре года до этого события первая в мире атомная подводная, построенная в США, «Наутилус», совершила подобный поход. АПЛ «Наутилус» также всплыл на полюсе. А ещё ранее того же добился экипаж подводной лодки «Скат», ВМФ США.

АПЛ «Наутилус» ВМФ США
АПЛ «Наутилус» ВМФ США

За этот поход 9 октября 1962 года АПЛ К-3 был переименован в АПЛ имени «Ленинского комсомола» или просто АПЛ «Ленинский комсомол».

Экипаж «Ленинского комсомола» настигла слава. Начались приглашения к участию в различных съездах и конференциях. Нецелевая деятельность командования лодки и членов экипажа, продолжавшаяся до лета 1967 года, по мнению многих военных специалистов привела к снижению уровня боевой подготовки, что в свою очередь привело к трагическим последствиям. Из-за сложностей, возникших с доступом к кораблю, патрулировавшему Средиземное море, АПЛ «Ленинский комсомол» получил приказ выдвинуться в назначенный район патрулирования в Средиземном море. Над экипажем и лодкой был назначен новый командир, капитан второго ранга Степанов. Старший помощник капитана прибыл на борт АПЛ всего за два часа до выхода в поход. Таким образом, можно сделать вывод, что экипаж не был готов к выходу в дальний поход в море. К моменту, как лодка достигла Средиземного моря, на борту произошло несколько авариных ситуаций: система регенерации воздуха вышла из строя, а температура на борту составляла 35–40 °C.

В районе выполнения задачи по патрулированию, в Средиземное море, «Ленинский комсомол» получил задание следовать за американской подводной лодкой с баллистическими ракетами.

Авария 1967 года.

8 сентября 1967 года во время перехода через Норвежское море в гидравлической системе подводной лодки возник пожар, и членам экипажа, находившимся в отсеке, пришлось эвакуироваться. Пламя распространилось на другие части подводной лодки. Автоматические огнетушители работали на основе углекислого газа, который убил членов экипажа, находившихся в первом и втором отсеках подводной лодки. Когда разделительная дверь в переборке третьего отсека была открыта, чтобы посмотреть, что случилось с людьми во втором отсеке, газ распространился дальше, и ещё больше людей потеряли сознание. Передние отсеки были полностью изолированы, и подводная лодка всплыла. Четыре дня спустя «Ленинский комсомол» вернулся на базу. В результате пожара погибли 39 членов экипажа.

Грамотные и своевременные действия командира К-3, капитана 2-го ранга Юрия Степанова позволили сохранить корабль и спасти жизни остальным членам экипажа.

Ю.Ф. Степанов, командир К-3 «Ленинский комсомол»
Ю.Ф. Степанов, командир К-3 «Ленинский комсомол»

Последующее расследование показало, что наиболее вероятной причиной пожара было возгорание взрывоопасной концентрации гидравлического масла, а действия экипажа были быстрыми и правильными.

Опасность возможного взрыва ядерного боезапаса и атомных реакторов на борту и его последствия для Европы и кораблей в море были очевидны. Выжившие при аварии подводники мужественно продолжали бороться за живучесть корабля и смогли привести лодку к месту базирования.

Экипаж был представлен к многочисленным наградам. Семи членам экипажа было присуждено звание Героя Советского Союза, четыре из них посмертно.

Но в данном деле оказалось не всё так просто. Специальная следственная комиссия из Москвы, производившая повторное расследование, обнаружила зажигалку в торпедном отсеке. Положение тела одного из погибших моряков также посчитали подозрительным. Выводы комиссии были таковы, что причиной пожара стало курение моряка. Выплачивать какую-либо компенсацию было запрещено.

Похоронили погибших подводников в братской могиле в Западной Лице: никого не удалось опознать. Ружейным залпом проводили в последний путь.

На месте захоронения был поставлен памятник. На памятнике выбита надпись:

«Подводникам, погибшим в океане 8.09.1967г.»

В 1991 году в Западной Лице усилиями ветеранских организаций ВМФ в Западной Лице был сооружен мемориал, а в сентябре 2014 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 39 погибших подводников «К-3» были награждены орденами Мужества (посмертно).

После этой аварии были созданы негорючие наполнители системы гидравлики, разработана и внедрена система объемного химического пожаротушения для подводных лодок, появились индивидуальные дыхательные устройства.

Окончание службы К-3.

Подводная лодка была выведена из эксплуатации в 1988 году. После списания К-3 была пришвартована на судоремонтном заводе «Нерпа» в Мурманске. Сейчас К-3 является частью Музея военно-морской славы в Кронштадте и открыта для посетителей.

АПЛ К-3 в Музее военно-морской славы в Кронштадте.
АПЛ К-3 в Музее военно-морской славы в Кронштадте.

Ну, а на сегодня у меня всё. Если статья была интересной, ставьте 👍. Всегда рад вашим отзывам и комментариям. Всем здоровья и удачи!