Найти в Дзене
Галерея на Шаболовке

Знакомство с художником. Стефания Каринская-Никитан

C 7 августа по 5 октября в Галерее на Шаболовке идёт выставка «Природа природы», в которой принимают участие более 30 современных российских художников, работающих в разных стилях и техниках. Их работы объединяет обращение к природе, как к источнику вдохновения, и переосмысление идей художников-авангардистов. Одной из участниц выставки стала художница Стефания Каринская-Никитан, представившая работу «Паук». Это скульптура из природных материалов, помещенная в аквариум, как сосуд для чего-то хрупкого и медленно угасающего. Существо с тремя ногами — не живое и не мёртвое, а застывшее в процессе превращения. Мы поговорили со Стефанией о её пути художника, источниках вдохновения и о том, как понять современное искусство. Стефания, по образованию вы инженер лесного хозяйства и 10 лет работали в этой сфере. Как решили стать художником? Да, по первому образованию я инженер лесного хозяйства и больше десяти лет работала в этой сфере. Мне действительно нравилось то, чем я занималась — это была

C 7 августа по 5 октября в Галерее на Шаболовке идёт выставка «Природа природы», в которой принимают участие более 30 современных российских художников, работающих в разных стилях и техниках. Их работы объединяет обращение к природе, как к источнику вдохновения, и переосмысление идей художников-авангардистов.

Одной из участниц выставки стала художница Стефания Каринская-Никитан, представившая работу «Паук». Это скульптура из природных материалов, помещенная в аквариум, как сосуд для чего-то хрупкого и медленно угасающего. Существо с тремя ногами — не живое и не мёртвое, а застывшее в процессе превращения.

Мы поговорили со Стефанией о её пути художника, источниках вдохновения и о том, как понять современное искусство.

Художница Стефания Каринская-Никитан в своей мастерской
Художница Стефания Каринская-Никитан в своей мастерской

Стефания, по образованию вы инженер лесного хозяйства и 10 лет работали в этой сфере. Как решили стать художником?

Да, по первому образованию я инженер лесного хозяйства и больше десяти лет работала в этой сфере. Мне действительно нравилось то, чем я занималась — это была понятная, структурная работа, непосредственно связанная с природой. Но со временем я всё чаще ловила себя на том, что мысли уводит в сторону творчества. Это ощущение нарастало постепенно, я не бросалась в омут — проходила разные курсы, училась, пробовала. И в какой-то момент поняла, что хочу заниматься искусством по-настоящему. Просто пришло время это признать и разрешить себе.

Что стало самым сложным на этом пути? Бывали ли моменты, когда хотелось всё бросить? Как вы с ними справлялись?

Самым сложным было просто разрешить себе творить. Синдром самозванца никто не отменял — долго казалось, что я будто лезу не туда, что это не моя территория. Но рядом всегда была невероятная поддержка друзей и семьи. Я часто говорю, что именно мой муж открыл мне дорогу в искусство — он верил, подталкивал, создавал пространство, в котором я смогла начать.

Моментов «всё бросить» не было. Иногда мелькает мысль, что быть инженером было проще, но это больше минутная усталость, чем настоящее сомнение. Я очень люблю то, что делаю. Для меня мои работы — это не просто объекты, это существа. Я создаю их, а потом они живут своей жизнью. И как я могу их бросить?

-2

Что вас вдохновляет и мотивирует работать?

Мы с другими художниками недавно обсуждали этот вопрос — и пришли к выводу, что вдохновение сложно загнать в рамки. Оно может прийти откуда угодно: от резкого чувства, от случайной текстуры, от чёткой линии или странной детали, которая вдруг зацепила. Всё, что вызывает внутренний отклик, становится точкой старта.

А мотивация у меня всегда одна — это радость от самого процесса. Мне нравится наблюдать, как материя начинает вести себя по-своему. В какой-то момент я просто отступаю в сторону, и появляется нечто новое, живое. Работа будто рождается сама, а я — просто рядом, наблюдаю и не мешаю.

С какими темами вы работаете?

Меня интересует состояние объекта — особенно в момент перехода: когда форма уже начала меняться, но ещё не стала новой. Я много думаю о времени как о соавторе, который влияет на материал, трансформирует его и открывает в нём что-то неожиданное.

Мне близки темы хрупкости, недосказанности, странных существ, которые как будто пришли откуда-то, но сами не до конца знают зачем. Я люблю работать на границе живого и неживого, органического и техногенного. В моих работах часто появляется чувство одиночества, изоляции, но не как трагедия, а как среда для наблюдения и внутренней жизни.

Плюс мне всегда интересны состояния неуверенности и случайности: я не ставлю себе задачу всё объяснить. Скорее — зафиксировать, дать случиться и посмотреть, что из этого выйдет.

-3

Какие материалы предпочитаете использовать?

Я предпочитаю использовать те материалы, которые оказываются под рукой — в этом есть доля шутки, но и правда тоже. Мне особенно интересны органические материалы. Они непредсказуемые и не всегда поддаются контролю — и это делает процесс более живым. Мне нравится наблюдать, как материал ведёт себя сам по себе.

Я часто экспериментирую с сочетаниями: дерево и чернила, гвозди и желе, олово и папье-маше. Чем менее стабильный результат — тем интереснее. Ведь иногда именно материал подсказывает, какой должна быть форма, а не наоборот.

Вам больше нравится современное или классическое искусство? Назовите любимых художников или периоды в искусстве.

Мне в равной степени близки и классика, и современное искусство. Я не делю искусство на «тогда» и «сейчас» — если в работе есть живое, искреннее высказывание, то оно находит отклик, независимо от времени.

Наверное, особенно тёплое чувство у меня вызывает советское искусство. Возможно, потому что я выросла на иллюстрациях и мультиках той эпохи — они как-то встроились в восприятие мира. Ещё мне очень близка русская народная культура: наивность, образность, ручная выразительность, когда вещь — это не просто вещь, а носитель смысла, ритуала, заботы.

Меня особенно цепляют работы, в которых ощущается подлинность. Когда за формой чувствуется чья-то настоящая внутренняя логика, уникальный взгляд.

-4

На выставке «Природа природы» представлена ваша работа «Паук». Это необычный объект. Как родилась идея его создать? Есть ли у вас ещё подобные работы?

Идея «Паука» родилась из страха. Летом возле дома было особенно много сенокосцев — они безобидные, но вызывают у меня настоящий ужас. Я решила попробовать трансформировать это ощущение в работу: дать страху форму, попробовать на него посмотреть. В процессе создания «Паук» неожиданно стал для меня почти живым существом — уязвимым, странным, но очень родным. После этого мой страх не исчез, но стал мягче — теперь я к паукообразным отношусь с большей терпимостью.

Сейчас я работаю над «Блохой» — другом Паука. Он тоже будет жить в своей отдельной среде, в замкнутом коконе. Думаю, со временем появятся и другие персонажи, которые составят им компанию. Но такие объекты не создаются быстро — на одну работу может уйти от двух месяцев до почти года.

Работа Стефании Каринской-Никитан «Паук»
Работа Стефании Каринской-Никитан «Паук»

Вы занимаетесь творческими проектами в свободное от работы время или вы full-time художник? Хватает ли времени на реализацию всех замыслов?

Я full-time художник. Но даже в таком формате времени всё равно не хватает — идеи появляются быстрее, чем их удаётся реализовать. Сейчас я работаю сразу над четырьмя долгосрочными проектами, которые требуют много внимания, сосредоточенности и технической подготовки. Параллельно стараюсь создавать более быстрые, «малые» работы, чтобы не терять ритм и возможность переключаться.

Есть ли выставки, в которых мечтаете поучаствовать или коллекции, в которые хотите попасть. Какие сейчас творческие планы?

У меня нет списка «обязательных» выставок или коллекций, куда я стремлюсь во что бы то ни стало. Скорее, я двигаюсь по внутреннему компасу — что-то между планом и течением. Мне важно, чтобы каждый проект был живым, честным, а не просто шагом к галочке.

Сейчас мой фокус на развитии серии, начатой с работ «Паук» — это долгий путь, требующий времени, наблюдения, иногда даже паузы. Параллельно хочется попробовать себя в лабораториях и резиденциях, где можно было бы экспериментировать с материалом и формой в более исследовательской среде.

Так что глобальный план у меня есть… какой-то. И я его придерживаюсь)

-6
-7

Что посоветуете посетителю выставки современного искусства, которому «ничего не понятно»?

Я бы посоветовала не пытаться понять сразу. Современное искусство — это не про «разгадать замысел автора», а про почувствовать что-то своё. Нет правильных или неправильных реакций — если работа вызывает эмоцию, значит, она уже сработала.

Лучше начать с чувства, а не со смысла. Просто посмотреть и спросить себя: «Что я ощущаю?» А дальше уже можно докручивать: почему именно так? что именно вызвало это чувство — цвет, форма, материал? И вот из этих маленьких наблюдений, словно из кусочков, постепенно складывается личное понимание.

Увидеть работу Стефании «Паук» вживую можно до 5 октября на выставке «Природа природы». Мы работаем со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. Билеты в кассе Галереи или по ссылке.