Контрда́нс (фр. contredanse, англ. contra dance — танец напротив, фр. anglaise — англез) — одна из форм первоначально английского и впоследствии французского народного танца и музыки к нему.
Считается, что контрданс возник в Англии в конце 17 — начале 18 веков.
В 1651 году Джон Плейфорд сделал первые музыкальные обработки контрданса и представил их в танцевальном сборнике «Английский учитель танцев».
В дальнейшем контрданс получил широкое распространение во Франции, откуда пришёл в Германию под названием «фр. Française». Став бальным танцем, распространился по всей Европе.
В 19 веке контрданс слился с кадрилью.
Гуго Риман считает, что название танца объясняется тем, что пары танцуют друг напротив друга и полагает, что версия о «деревенском танце» (англ. countrydance) неверна, хотя и довольно распространена начиная с 1789 года.
Однако мнение Римана ошибочно, так как если внимательно взглянуть на обложки всех сборников Плейфорда (см., например, первую картинку в этой статье), то становится очевидным, что уже в 1651 году контрдансы назывались англичанами не иначе как «Country Dances». Также не совсем корректно понимать это словосочетание как «деревенские танцы»: на тех же иллюстрациях из первоисточников изображён довольно большой зал с высоким потолком, заполненный нарядно одетыми людьми в праздничной, а не повседневной одежде. Поэтому правильнее (с учётом понятия «деревня» в русской истории) называть эти танцы «народными» (в противовес придворным).
КОНТРДА́НС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв. – деревенский танец), старинный парный танец. В Контрдансе может участвовать любое количество пар, образуя круг или две противоположные линии танцующих. Употребительные муз. размеры: 2/4, 6/8, темп оживлённый и быстрый. Возник в Англии; первые муз. обработки, принадлежащие Дж. Плейфорду, опубликованы в сб. «Английский танцевальный учитель» («The English dancing master», 1651, многократно переиздавался до 1728). В кон. 17 в. появился в Нидерландах и Франции, наибольшее распространение получил здесь в 1750–1760-х гг. В 18–19 вв. стал популярным бальным танцем в разных странах Европы (в т. ч. в России); обычно его танцевали после менуэта. Тогда же возникли многочисленные разновидности Конрдансов: кадриль, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. В сер. 19 века Контрданс утратил популярность, но сохранялся в народном быту (Англия, Шотландия).
Контрданс использовался в качестве заключит. номера в балетах (опера-балет «Полимния», балеты «Пигмалион», «Зефир» Ж. Ф. Рамо; «Творения Прометея» Л. ван Бетховена), вводился в оперу («Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Мелодии Контрдансов часто служили темами для инструментальных вариаций, в темпе и характере Контрданса написаны многие финалы классических симфоний; 12 Контрдансов для оркестра создал Бетховен. Многие мелодии Контрданса подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., «Ça ira» – песня Франц. революции 18 в.), песни в балладных операх, водевильные куплеты.
Достоверно об английских контрдансах известно примерно с 1640 года, когда был опубликован небольшой трактат, содержащий некоторое количество описаний танцев. Однако, главный источник – это сборник Джона Плэйфорда, впервые опубликованный в 1651 году. Эти танцы заполняли собой бальные залы еще в течение еще более чем 150-ти лет и были популярны в эпоху барокко и позже.
Первое издание называлось «The English Dancing Master» и оно было опубликовано в 1651 году. Это был сборник английских контрдансов, который содержал краткое описание (схемы) 105 танцев, а также мелодии, под которые их танцевали. Сборник оказался очень популярным и переиздавался множество раз.
Первое издание сборника было очень быстро распродано и было выпущено второе, содержащее дополнительно еще девять танцев. Второе и третье издания были выпущены в 1657 и 1665 г.г. Плэйфорд убрал из названия слово «English» и сборник стал называться «The Dancing Master». Сборник продолжал быть необычайно популярным и необходимым в жизни любого англичанина, так что его очень быстро раскупали. Дальше шла серия из восемнадцати переизданий первого тома (1651-1728), четырех переизданий второго тома (1710-1728) и двух изданий третьего тома (1719?-1726?). Три тома в итоге включили в себя 1053 танца и музыку к ним. А поскольку многие танцы копировались от издания к изданию, то итоговое количество, включая все повторы, составило 6217 танцев, а, кроме того, 186 мелодий без описаний танцев и три песни.
На сегодня известны восемнадцать изданий и некоторое количество дополнений к ним. Первое издание вышло в 1651 году и называлось «The English Dancing Master» и было опубликовано самим Джоном Плэйфордом. Во втором издании название было изменено на «Dancing-Master» и дальше он издавался уже с участием разных других издателей. После смерти Джона Плэйфорда его дело перешло в руки его сына Генри, который еще долгое время продолжал выпускать переиздания «Dancing-Master». В 20 веке сборник был обработан и переиздан Сесилом Шарпом.
Как уже отмечалось выше, первоначально «The English Dancing Master» содержал описание и мелодии 105 контрдансов. В дальнейшем количество и перечень танцев варьировался от издания к изданию. Часть контрдансов встречается почти во всех изданиях, но есть много танцев, описания которых можно найти в нескольких или только в каком-то одном издании. Например, рассмотренные ниже контрдансы «Hit and miss» и «Cuckolds all a Row» встречаются в девятнадцати изданиях, «Broom: The bonny bonny Broom» – в четырнадцати, «Jenny pluck pears» – только в восьми, а «Newcastle» и вовсе в шести изданиях.
ВИДЫ КОНТРДАНСОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ У ПЛЭЙФОРДА
В сборниках Джона Плэйфорда содержатся контрдансы всех основных видов. Причем в большинстве построений кавалеры стоят слева, дамы справа.
Линейные – все пары стоят одна за другой в колонну лицом в «голову зала». Среди них различают «Longway» для любого количества пар, а также контрдансы, рассчитанные на определенное количество пар (2, 3, 4 и пр.). Например: «Broom: The bonny bonny Broom», «Black Nag», «Fryer and Nun».
Круговые (round) – все пары стоят по кругу лицом в круг. Например: «Jenny pluck pears», «New castle».
Две пары – две пары стоят друг напротив друга. Например: «Cuckolds all a Row».
Безусловно, можно выделить и другие виды контрдансов, но эти три представляются наиболее общими.
В нашем городе реконструкцией бальных танцев занимаются несколько студий, но я сотрудничаю с одной из них и там же занимаюсь для общего развития, это студия "Прекрасная эпоха" под руководством Михаила Верхозина. Запись танцевального вечера без дресскода.