Найти в Дзене
Танцуют ВСЕ!

Всё о контрдансах.

Считается, что контрданс возник в Англии в конце 17 — начале 18 веков. В 1651 году Джон Плейфорд сделал первые музыкальные обработки контрданса и представил их в танцевальном сборнике «Английский учитель танцев». В дальнейшем контрданс получил широкое распространение во Франции, откуда пришёл в Германию под названием «фр. Française». Став бальным танцем, распространился по всей Европе. В 19 веке контрданс слился с кадрилью. Гуго Риман считает, что название танца объясняется тем, что пары танцуют друг напротив друга и полагает, что версия о «деревенском танце» (англ. countrydance) неверна, хотя и довольно распространена начиная с 1789 года. Однако мнение Римана ошибочно, так как если внимательно взглянуть на обложки всех сборников Плейфорда (см., например, первую картинку в этой статье), то становится очевидным, что уже в 1651 году контрдансы назывались англичанами не иначе как «Country Dances». Также не совсем корректно понимать это словосочетание как «деревенские танцы»: на тех же илл

Контрда́нс (фр. contredanse, англ. contra dance — танец напротив, фр. anglaise — англез) — одна из форм первоначально английского и впоследствии французского народного танца и музыки к нему.

Считается, что контрданс возник в Англии в конце 17 — начале 18 веков.

В 1651 году Джон Плейфорд сделал первые музыкальные обработки контрданса и представил их в танцевальном сборнике «Английский учитель танцев».

В дальнейшем контрданс получил широкое распространение во Франции, откуда пришёл в Германию под названием «фр. Française». Став бальным танцем, распространился по всей Европе.

В 19 веке контрданс слился с кадрилью.

Гуго Риман считает, что название танца объясняется тем, что пары танцуют друг напротив друга и полагает, что версия о «деревенском танце» (англ. countrydance) неверна, хотя и довольно распространена начиная с 1789 года.

Однако мнение Римана ошибочно, так как если внимательно взглянуть на обложки всех сборников Плейфорда (см., например, первую картинку в этой статье), то становится очевидным, что уже в 1651 году контрдансы назывались англичанами не иначе как «Country Dances». Также не совсем корректно понимать это словосочетание как «деревенские танцы»: на тех же иллюстрациях из первоисточников изображён довольно большой зал с высоким потолком, заполненный нарядно одетыми людьми в праздничной, а не повседневной одежде. Поэтому правильнее (с учётом понятия «деревня» в русской истории) называть эти танцы «народными» (в противовес придворным).

КОНТРДА́НС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв. – де­ре­вен­ский та­нец), ста­рин­ный пар­ный та­нец. В Контрдансе мо­жет уча­ст­во­вать лю­бое ко­ли­че­ст­во пар, об­ра­зуя круг или две про­ти­во­по­лож­ные ли­нии тан­цую­щих. Упот­ре­би­тель­ные муз. раз­ме­ры: 2/4, 6/8, темп ожив­лён­ный и бы­стрый. Воз­ник в Анг­лии; пер­вые муз. об­ра­бот­ки, при­над­ле­жа­щие Дж. Плей­фор­ду, опуб­ли­ко­ва­ны в сб. «Анг­лий­ский тан­це­валь­ный учи­тель» («The English dancing master», 1651, мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вал­ся до 1728). В кон. 17 в. поя­вил­ся в Ни­дер­лан­дах и Фран­ции, наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил здесь в 1750–1760-х гг. В 18–19 вв. стал по­пу­ляр­ным баль­ным тан­цем в раз­ных стра­нах Ев­ро­пы (в т. ч. в Рос­сии); обыч­но его тан­це­ва­ли по­сле ме­ну­эта. То­гда же воз­ник­ли мно­го­численные раз­но­вид­но­сти Конрдансов: кад­риль, эко­сез, анг­лез, там­пет, лан­сье, ко­тиль­он, мат­ре­дур и др. В сер. 19 века Контрданс ут­ра­тил по­пу­ляр­ность, но со­хра­нял­ся в народном бы­ту (Анг­лия, Шот­лан­дия).

Контрданс ис­поль­зо­вал­ся в ка­че­ст­ве за­клю­чит. но­ме­ра в ба­ле­тах (опе­ра-ба­лет «По­ли­мния», ба­ле­ты «Пиг­ма­ли­он», «Зе­фир» Ж. Ф. Ра­мо; «Тво­ре­ния Про­ме­тея» Л. ван Бет­хо­ве­на), вво­дил­ся в опе­ру («Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та, «Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го). Ме­ло­дии Контрдансов час­то слу­жи­ли те­ма­ми для ин­ст­ру­мен­таль­ных ва­риа­ций, в тем­пе и ха­рак­те­ре Контрданса на­пи­са­ны многие фи­на­лы клас­сических сим­фо­ний; 12 Контрдансов для ор­ке­ст­ра соз­дал Бет­хо­вен. Многие ме­ло­дии Контрданса под­тек­сто­вы­ва­лись, пре­вра­ща­ясь в мас­со­вые пес­ни (напр., «Ça ira» – пес­ня Франц. ре­во­лю­ции 18 в.), пес­ни в бал­лад­ных опе­рах, во­де­виль­ные ку­пле­ты.

Достоверно об английских контрдансах известно примерно с 1640 года, когда был опубликован небольшой трактат, содержащий некоторое количество описаний танцев. Однако, главный источник – это сборник Джона Плэйфорда, впервые опубликованный в 1651 году. Эти танцы заполняли собой бальные залы еще в течение еще более чем 150-ти лет и были популярны в эпоху барокко и позже.

Первое издание называлось «The English Dancing Master» и оно было опубликовано в 1651 году. Это был сборник английских контрдансов, который содержал краткое описание (схемы) 105 танцев, а также мелодии, под которые их танцевали. Сборник оказался очень популярным и переиздавался множество раз.

Первое издание сборника было очень быстро распродано и было выпущено второе, содержащее дополнительно еще девять танцев. Второе и третье издания были выпущены в 1657 и 1665 г.г. Плэйфорд убрал из названия слово «English» и сборник стал называться «The Dancing Master». Сборник продолжал быть необычайно популярным и необходимым в жизни любого англичанина, так что его очень быстро раскупали. Дальше шла серия из восемнадцати переизданий первого тома (1651-1728), четырех переизданий второго тома (1710-1728) и двух изданий третьего тома (1719?-1726?). Три тома в итоге включили в себя 1053 танца и музыку к ним. А поскольку многие танцы копировались от издания к изданию, то итоговое количество, включая все повторы, составило 6217 танцев, а, кроме того, 186 мелодий без описаний танцев и три песни.

На сегодня известны восемнадцать изданий и некоторое количество дополнений к ним. Первое издание вышло в 1651 году и называлось «The English Dancing Master» и было опубликовано самим Джоном Плэйфордом. Во втором издании название было изменено на «Dancing-Master» и дальше он издавался уже с участием разных других издателей. После смерти Джона Плэйфорда его дело перешло в руки его сына Генри, который еще долгое время продолжал выпускать переиздания «Dancing-Master». В 20 веке сборник был обработан и переиздан Сесилом Шарпом.

Как уже отмечалось выше, первоначально «The English Dancing Master» содержал описание и мелодии 105 контрдансов. В дальнейшем количество и перечень танцев варьировался от издания к изданию. Часть контрдансов встречается почти во всех изданиях, но есть много танцев, описания которых можно найти в нескольких или только в каком-то одном издании. Например, рассмотренные ниже контрдансы «Hit and miss» и «Cuckolds all a Row» встречаются в девятнадцати изданиях, «Broom: The bonny bonny Broom» – в четырнадцати, «Jenny pluck pears» – только в восьми, а «Newcastle» и вовсе в шести изданиях.

ВИДЫ КОНТРДАНСОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ У ПЛЭЙФОРДА

В сборниках Джона Плэйфорда содержатся контрдансы всех основных видов. Причем в большинстве построений кавалеры стоят слева, дамы справа.

Линейные – все пары стоят одна за другой в колонну лицом в «голову зала». Среди них различают «Longway» для любого количества пар, а также контрдансы, рассчитанные на определенное количество пар (2, 3, 4 и пр.). Например: «Broom: The bonny bonny Broom», «Black Nag», «Fryer and Nun».

Круговые (round) – все пары стоят по кругу лицом в круг. Например: «Jenny pluck pears», «New castle».

Две пары – две пары стоят друг напротив друга. Например: «Cuckolds all a Row».

Безусловно, можно выделить и другие виды контрдансов, но эти три представляются наиболее общими.

В нашем городе реконструкцией бальных танцев занимаются несколько студий, но я сотрудничаю с одной из них и там же занимаюсь для общего развития, это студия "Прекрасная эпоха" под руководством Михаила Верхозина. Запись танцевального вечера без дресскода.