Практика 1-го курса, 7 капразов! в одном взводе. Невероятный, уникальный выпуск 82го года. Дорогой читатель, такое больше нигде и никогда не повторится. Поэтому жмите пожалуйста на кулачок с пальцем вверх или вниз, комментируйте и пренепременно подписывайтесь. Это важно для признания работы.
ПРАКТИКА 1-го курса. Курсантская жизнь в фотографиях и комментариях к ним.
Венцом учебы 1го курса был месяц корабельной практики. Фотографии, что ниже, частично не мои. Многое это работы Двойнишникова. Андрей разрешил нам с Морозовым публикации его фотографий еще при жизни.
Только что были сданы экзамены за первый курс, и никто даже предположить не мог тогда, что это будет самый крутой выпуск из всех выпусков всех военных училищ СССР и за всё время их существования. Да конечно же тягаться с выпускниками училищ Фрунзе или Ленкома, где готовили потенциальных командиров сложно или учащихся авиационных училищ, где готовили комкоров. И всё же я не думаю, что где-то был выпуск круче чем этот в масштабе одного взвода! Вряд ли кто-то проводил и делал анализ по выпускам, но ту просто бомба.
Перед вами курсанты 1-го курса, одного, 4-го взвода, специальности МО АСУ! Здесь семь будущих, реальных капитанов 1 ранга: Алейников, Ануфриев, Иванов, Захарьев, Филиппов, Уланов и Панасенков. Из них три кандидата технических наук, военный атташе, зам министра РФ, дважды участник «Своей игры». И +народный киноартист Красовский (40 ролей и в, не последнего пошиба фильмах – это вам не фунт изюма), совладелец, успешный ресторатор Малюгин, зам директора Питерского водоканала (хозяйство невероятного масштаба) – Марк Сергеев и, даже директор офтальмологической клиники. Она так и зовётся (бренд) – "клиника доктора Шилова"! Та я там еще не про всех то и знаю, поэтому исправляйте, подписывайте, комментируйте.
И это всё в масштабе одного взвода. Невероятный взвод уникумов и талантов. Вот с чем такое можно сравнить? Да ни с чем. Разве что с Пушкинским выпуском Царскосельского лицея! Нет конечно же если разве МГУ, МГИМО, Лесгафта..., то да. Они под то заточены. А у нас простое военное училище и даже не Верховного Совета. Оспаривайте, приводите свои примеры, но именно это была уникальная команда и не только в масштабе всего ВВМУРЭ. Я ими горжусь! Впрочем, думается мне, что после этих строк возгордятся и остальные!
Второй и третий взвода больше специализировались по пиву. А вообще у нас в первом взводе получилось два капраза – Бабенко и Власенко, да еще у них там был Тарабукин спец по внедрению в жизнь всяких шпионских штучек по подслушке, прослушке и подглядке, тоже вертелся как бы долепить еще одну звезду. Во втором был один капраз Цыванюк, три второго ранга: Тихов, Зайцев и Василега. И был еще у нас подполковник МВД Денисов Андрей. При этом он был не с бухты-барахты, а что ни на есть из центрального округа. Т.е. отвечал за Красную пл. И (Ой!), простите, запамятовал, Виталий Зотов тоже ведь капраз. Между проч. он тоже достоин внимания и имеет место таковым быть. Я предполагая, что у нас там еще капразы есть, но больше передо мной, чтоб вот так как Витас, никто регалиями не тряс.
Ниже фотографии построения перед убытием на практику.
Меня здесь нигде нет. Я в это время сворачивал и сдавал роту. Т.е. как сейчас говорит пеньковский - пи@ил. Куда, что и зачем? Всё и так было моё.
Мне как-то Валерка заявил про наш фильм: «Чего там смотреть, меня ж там нет». А вот здесь он есть, хотя самого его уже, увы, нет. Эх жаль. Мало осталось тех, на ком можно было бы оттянуться и поёрничать… В третьем первого ранга Рябцев и Карпачёв. На полях тырЬнета есть статья о президенте корпорации «Парус», так там Карпачёв честно и с достоинством сообщает, что уволился он в чине кап 3, а сегодня он капитан 1 ранга. Там действительно есть какая-то статусная составляющая по должности и это не важно, ибо Санька достоин того чего добился. К тому же он многое сделал, чтоб наша рота была нашей и прежде всего финансировал встречи и был их стержнем. Как бы там ни было, пусть он там кого-то использовал, но он всем своим дал работу, ну или заставил работать на себя. Но он же не крепостник, кто хотел мог бы и уйти.
Вот я как-то не уверен, что это 1й курс 4го взвода. Уж больно борзо выглядят. Хотя как для элиты будущего, то почему бы и нет! Но где и когда? На 1м курсе у Сергеева не могло быть фуражки. Тут птицы не видно. Хтя? 4й как-то все практики проходил отдельно от роты и все как-то на ЧФ.
В ожидании команды – «стройся»: Цыванюк, Занегин, Агапов, Матвеев, Цыкунов, Ромашко, Мирошниченко, Морозов. И 3й взвод: Науменко, пеньковский, ручкин, макаричев, есиков, плагов.
Корабельная практика у нас проходила на крейсере проекта 68бис «Комсомолец», заложенном в 1939 и спущен на воду в 1947м. С 1958г использовался как легкий учебный крейсер. Такой себе аккуратненький, симпатичненький. Их тогда в действии оставалось 4 на флотах: наш, «Октябрина», «Мурманск» и (?). Это были самые большие корабли, если не считать «Киев» и «Минск». В принципе их предназначение еще тогда было корабли управления.
На поезде мы приехали в литовскую Лиепаю и ночью загрузились на корабль. Мы болтались по Балтике недели три. На крейсере 4 башни по 3 ствола 152 калибра с дальностью стрельбы км 27. Это я так, по памяти.
На фото в ожидании построения перед отправкой на практику и моменты корабельной жизни.
На крейсере проводились занятия по ТУЖК и практика по определению местоположения разными способами. Два раза проводились стрельбы, в которых мы участвовали как зрители на верхней палубе. Может и холостыми. Звук был, вспышка была, дым был, а снаряд его ж не видно. Один раз расстреляли всплывшую рогатую мину. Ну не из главного же калибра. Будни корабельной практики в моих фотографиях, вписаны в плёнку.
Наш кубрик, как помещение для жизни был довольно большой, на два взвода – 40 чел. Тем не менее мы размещались в нём в три яруса, кровати на цепях и было очень тесно и душно, пространство между койками мизер, еду в кубрик приносили в котелках дневальные из наших. По кабелям, на переборках, под потолком иногда пробегали крысы, и мы в них кидали «гады». Это называлось романтика моря. Занятия тоже проводились в кубрике за обеденными столами.
Там кто-то палубу моет (стопудово этот кто-то Зотов, у них там любоВ была с деЦтва), а он рукав, втихаря, передавливает. У борта крейсера на перекуре: Валиев, Душко, Василега, Тихов. Я обычно выбирал ракурс, наводил, ловил кого-то: «На, сфотай» и быстробыстро бежал в массы.
Морозов, валиев, антонов, мирошниченко. Фот Савкова. Он у рынды. Кто рядом не знаю. Кто фотал тоже не знаю, не помню. Может и я. А рында красивая.
Что парни делают шлюпке тоже не догадываюсь. Могли и дырявить. Комсомольцы ж.
Виды в плёнке — это сохранившиеся кадры из моего фотоальбома. Так сам рисовал. Тут всё сжато и надеюсь понятно.
На баке, у первой башни много фотографировались, но со временем качество утеряно, а так у каждого участника эти фотки есть. Может даже лучше, чем эти.
У нас на крейсере была белая рабочая одежда – «роба» из натуральной очень прочной и толстой ткани – парусины, что делалась из конопли. Из конопли, кстати еще делались канаты, тросы… и мы даже не предполагали, что у конопли может быть другое предназначение. Всё течет, всё меняется.
Это был первый наш выход в море. Наше нахождение на крейсере придавало нам особую значимость и причастность к флоту, и я уже уверенно мог бить себя в грудь – в моря ходил.
Наш ротный командир капитан 3го ранга Лапшин Вячеслав Александрович, Тихов, Душко, Цыванюк и Ромашко у гирокомпаса. Чего там стреляли, чего там в тумане видели?
На этом фото наш 2й взвод на верхней палубе «Комсомольца» в 4 утра. Верхний ряд: кралько, тихов, ромашко. В самом центре наша гордость, будущий флотоводец, бывший питон, капитан 1го ранга Виталий Зотов, а дальше всякая шелупонь по сравнению с ним: душко, валиев, егоров, агапов; нижний ряд: дубков, зайцев, мирошниченко, малюгин, василега. Мы возвращались из похода. По слухам горел котел. Это на подходе к Кронштадту и в ожидании захода в Неву для празднования дня Флота.
В те времена День Флота еще не был всемирно значимым праздником и отмечался обыденно в военно-морских базах и крупных морских портах. Без фанатизма, в последнее воскресенье июля, и не как сегодня с грандиозным размахом на весь мир, с участием самого верховного. Кстати, интересна сама дата проведения этого праздника. Вродь бы как Сталин решил проводить его в день рождения главкома Кузнецова, тот согласился, но подправил. Так и вышло последнее воскресенье июля.
Поскольку у меня нет фотографий о работах по подготовке крейсера к заходу в Неву, то вряд ли мы готовили корабль к празднику – дню ВМФ. Да и скорее всего его уже списали и тратиться на него не хотели и не собирались.
Фот 1го взвода на баке крейсера «Комсомолец» я снял на страничке у к1р Власенко. Я не помню, чтоб это я фотографировал, но не исключаю: власенко, тарабукин, бабенко, матвеев, леонтьев, ?, снетков, панкратьев, жуков, качалов, голда, литвинов, сильнов, колосов, чекин.
Под стволами главного калибра: Захарьев, Ржавский и Панасенков, кто в гражданке не знаю. Рядом шикарный кадр: Анохин, Плагов, Казанцев и Савков в белой робе, значит вместе с нами на «Комсомольце». Фото от Савкова.
На фотографиях Андрея — это определение местоположения корабля по солнцу и звездам при помощи секстана: попов, андреев, захарьев, волков.
Наша подготовленная команда художественной самодеятельности: Лундин, Гостев и Агапов. Выступают на палубе крейсера «Комсомолец» перед экипажем, курсантами и офицерами корабля.
Я тогда мог позволить выбирать себе дежурство. Старшина ж в корешах. Дежурство взял на день захода крейсера в Неву. Ночь просидел в иллюминаторе. Интересно же. Белые ночи, Нева, разводные мосты. Подхватил ячменей… и после отпуска в нашей медсанчасти лечили в задницу. Сначала кололи алое, а потом, когда не помогло, делали переливание из вены в тоже место. Болюче и не хаха, но помогло. С тех пор их больше нини.
Друг Лешка. Тогда он еще не словоблудил, хотя цинизм его крепчал. Саблин. Прощальный фот. Перебазируемся, 1й этап пройден.
Практика 1го курса закончилась даже очень символично. День Флота в 1978 был 30 июля. За несколько дней до того, когда ночью развели мосты, наш крейсер зашёл в Неву и заякорился у «Медного всадника». Нас баркасами высадили, десантировали к подножию того всадника в 4 утра и строем через Питер повели на Варшавский вокзал, которого уже сегодня не существует. На его месте построен жилой комплекс.
Крейсер «Комсомолец в тот год последний раз участвовал в праздновании Дня ВМФ СССР. Его загнали в порт приписки в Лиепаю и в 1980м распилили на металл. Я не думаю, что мы были тому виной. Мы же были отправлены на месяц в отпуск. А на наше место в ОУБ был заселен новый курс в количестве более полутысячи человек.
Подписывайтесь, комментируйте. Жмите на кулачок. Буду только рад.