Это одна из самых узнаваемых фотографий принцессы Дианы за всю историю. Сделанная за несколько дней до её трагической гибели в августе 1997 года, она запечатлена в синем купальнике на борту судна «Джоникал», принадлежащего Мохамеду Аль-Файеду, во время отдыха с сыном Доди.
За два года, прошедшие с момента смерти Мохамеда Аль-Файеда, были раскрыты десятилетия серьёзных обвинений в сексуальном насилии против него.
Бывший владелец Harrods скончался 30 августа 2023 года в возрасте 94 лет, спустя 26 лет после того, как его старший сын, Доди Файед, погиб в той же аварии, что и Диана.
По данным столичной полиции, 146 человек выступили с заявлением в рамках продолжающегося расследования в отношении Аль-Файеда, начатого после того, как 20 бывших сотрудниц Harrods рассказали BBC, что Аль-Файед совершил над ними сексуальное насилие или изнасиловал их.
В заявлении универмага Knightsbridge от 2023 года компания заявила, что они «крайне потрясены обвинениями в насилии», которые они «самым решительным образом осуждают».
- В своей биографии принцессы Дианы Эндрю Мортон написал: «Хотя в деловой жизни он безжалостен и диктатен, как подтвердят те, кто с ним сталкивался, Диана видела в нем только тёплую, щедрую и ласковую сторону».
- Именно по этой причине, а также из-за желания избежать празднования 50-летия Камиллы, Диана приняла его приглашение присоединиться к его семье и провести отпуск на юге Франции в июле 1997 года.
Мортон написал в своей скандальной книге «Диана: Её правдивая история»: «Хотя она и держалась молодцом, готовясь к этому событию, она знала, что освещение в СМИ лишь разбередит старые раны и разбудит былую боль».
Диана согласилась, что она и её сыновья присоединятся к Аль-Файеду, его жене Хайни и их четверым детям на его вилле в Сен-Тропе на девять дней. Эта поездка была показана в шестом сезоне сериала Netflix «Корона».
Но, несмотря на то, что мачеха Дианы работала на Аль-Файеда, а её отец называл бывшего владельца Harrods «братом», некоторые друзья принцессы были обеспокоены поездкой.
- Мортон написал: «Хотя Файед, противоречивая фигура, был знаком с семьёй Спенсеров много лет, несколько её друзей, включая Розу Монктон, жену тогдашнего редактора Sunday Telegraph, отговорили её от поездки».
- Поездка состоялась как раз в тот момент, когда Аль-Файед начал урегулировать иск о клевете, поданный им против Vanity Fair в связи со статьей 1995 года «Священная война в Harrods».
В статье подробно описывались предполагаемые сексуальные домогательства со стороны Аль-Файеда, и в декабре 1997 года судебный процесс завершился мировым соглашением, хотя Vanity Fair не принесла извинений и не отозвала ни одну часть статьи.
Доказательства, собранные в ходе дела, включая информацию о тестах на сексуальное здоровье сотрудников, были засекречены в рамках мирового соглашения и не были широко доступны до их использования в расследовании BBC в 2024 году.
Как отметил Мортон, мировые СМИ следили за Дианой в этой поездке.
Он написал: «На этот раз Диана казалась расслабленной и беззаботной, словно не замечая журналистов, наблюдающих за ней, когда она каталась на гидроцикле или плавала у пляжа перед виллой Файеда.
«Однако осуждение СМИ по поводу того, что принцесса выбрала сомнительного и неподходящего хозяина, задевало её.
«Она подъехала к лодке с британскими журналистами и пожаловалась на то, что они были жестоки с Файедом, которого она считала давним другом семьи, и несправедливы к ней и мальчикам, спрашивая, могут ли они оставить их всех в покое.
«На прощание она сказала: „Ждите большого сюрприза в ближайшие две недели“».
«Учитывая последующие трагические события, возникло много домыслов о том, что она имела в виду. Этот инцидент, казалось, символизировал её неземную наивность, а также её постоянную уязвимость.
«Величайшая ирония заключалась в том, что до предложения от Файеда её друг-миллиардер Тедди Форстманн уже приглашал её остановиться в доме отдыха недалеко от Саутгемптона в Хэмптонсе на восточном побережье Америки.
«Однако по какой-то неизвестной причине службы безопасности посчитали, что это место не обеспечивает достаточной безопасности для принцессы и её сыновей, и предложение было отклонено».
Через четыре дня после начала поездки с семьёй Аль-Файеда Диана познакомилась с его единственным сыном, Доди, который работал голливудским кинопродюсером.
Они нашли общий язык, болтали и наслаждались поездкой, которую Диана описала как «лучший отпуск в моей жизни».
В книге «Spare» Гарри написал об отпуске: «Всё в этой поездке в Сен-Тропе было просто райским наслаждением. Погода была великолепной, еда вкусной, мама улыбалась».
Мортон писал: «По мере того, как их дружба крепла, Мохамед Аль-Файед поощрял зарождающиеся отношения сына, открыто демонстрируя свои амбиции в отношении старшего сына и самой известной женщины мира.
Всё это время тень принца Чарльза маячила на заднем плане.
Как ни странно, его решение публично «выйти в свет», устроив вечеринку по случаю её 50-летия, казалось, дало Диане разрешение открыто говорить и о своей личной жизни.
Короче говоря, она была готова к романтике.
Уильям и Гарри вернулись в Балморал в Шотландии на летние каникулы с принцем Чарльзом, а в начале августа Диана вернулась на юг Франции, где они с Доди провели время вместе на борту судна Jonikal.
Их сфотографировал папарацци Марио Бренна, который продал фотографии газете Sunday Mirror по рекордным ценам.
24 августа 1997 года был сделан знаменитый снимок Дианы, сидящей на краю трамплина яхты.
Роман Доди и Дианы был недолгим, но, как сообщает Vanity Fair, за шесть недель отношений он осыпал её подарками, включая жемчужный браслет и бриллиантовые наручные часы.
Кроме того, он был «чутким и ненавязчивым слушателем», как писал Том Бауэр, автор неофициальной биографии Мохамеда аль-Файеда.
Доди, Диана и их водитель Анри Поль погибли в автокатастрофе 31 августа 1997 года, всего через полтора месяца после их «лета любви».