Найти в Дзене
Авраменко Елена

Есть Бог, есть мир, они живут вовек...

Защита основ культуры и нравственности русскими поэтами в послереволюционные десятилетия XX века. В послереволюционные десятилетия XX века по мере усиления идеологического нажима и репрессивного контроля над литературой обращение русских писателей к Библии всё отчётливее приобретало характер защиты основ нравственности от разрушения, от насаждения буквально под страхом смерти поклонения "живым богам", стоящим у власти, от подмены проверенной тысячелетиями библейской морали, общей для бОльшей части человечества, так называемой "классовой моралью", оправдывавшей любые злодеяния якобы во имя интересов пролетариата и крестьянства, превращённых правящей номенклатурой в совершенно бесправное стадо, судьбу которого с безмерной горечью предсказал поэт Николай Степанович Гумилёв: "Их дОлжно резать или стричь". ВеликО желание поэтов взглянуть на мир глазами первого человека, познающего и называющего то, что он видит вокруг, ясными и точными в своей первозданности именами: Есть Бог, есть

Защита основ культуры и нравственности русскими поэтами в послереволюционные десятилетия XX века.

Фото взято из открытых источников. Икона Новомучеников и исповедников Российских. Фрагмент.
Фото взято из открытых источников. Икона Новомучеников и исповедников Российских. Фрагмент.

В послереволюционные десятилетия XX века по мере усиления идеологического нажима и репрессивного контроля над литературой обращение русских писателей к Библии всё отчётливее приобретало характер защиты основ нравственности от разрушения, от насаждения буквально под страхом смерти поклонения "живым богам", стоящим у власти, от подмены проверенной тысячелетиями библейской морали, общей для бОльшей части человечества, так называемой "классовой моралью", оправдывавшей любые злодеяния якобы во имя интересов пролетариата и крестьянства, превращённых правящей номенклатурой в совершенно бесправное стадо, судьбу которого с безмерной горечью предсказал поэт Николай Степанович Гумилёв:

"Их дОлжно резать или стричь".

Фото взято из открытых источников. Икона Новомучеников и исповедников Российских. Фрагмент.
Фото взято из открытых источников. Икона Новомучеников и исповедников Российских. Фрагмент.

ВеликО желание поэтов взглянуть на мир глазами первого человека, познающего и называющего то, что он видит вокруг, ясными и точными в своей первозданности именами:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Фра Беато Анжелико

Фото взято из открытых источников. Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942гг). "Под благовест" (1895г).
Фото взято из открытых источников. Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942гг). "Под благовест" (1895г).

 В сборнике "Колчан" Николая Степановича Гумилёва формируется определённая концепция мира: реальная ЖИЗНЬ, во всех своих проявлениях благословляемая Богом, ЕСТЬ ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ как в филосовско-этическом, так и эстетическом плане.

В 1917 - 18гг. Николай Гумилёв жил в Париже и Лондоне. Но весной 1918 года он вернулся в Петроград, в страну, где ему было предназначено "плакать и петь", и с огромной энергией взялся за литературную и культурную работу. Побуждения, питавшие его поэтическую, переводческую, просветительскую деятельность в оставшиеся поэту три года жизни, можно угадать во многих стихотворениях сборника "Костёр", например, в" Канцоне второй":

... Если, Господи, это так,

Если праведно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял Твою.

1918 год

По свидетельству Александра Блока, Гумилёв сказал ему об этом стихотворении:

"Тут вся моя политика".

Эти слова можно понять широко:

вся жизненная и поэтическая позиция, а не только отношение к проблемам власти, государства и т. д. Тем более и КАНЦОНА - в исконном (первоначальном) значении - ПЕСНЬ о РЫЦАРСКОЙ любви. Несомненно, рыцарственность в нравственном смысле - высший идеал для Николая Гумилёва.

Язык символистов, к которому относится и поэзия Николая Степановича Гумилёва, стремится к многозначности, а не к бессмыслице, отсюда желание поэтов превратить слово в символ; рядом с силлабо-тоническим стихом утверждался стих чисто тонический.

Читайте также:

Тропы в традиционной поэтике. Антиэмфаза.
Авраменко Елена3 августа
Дольник. Система стихотворной речи рубежа XIX и XX веков
Авраменко Елена27 июля

Если понравилось направление мысли, подписывайтесь на канал.

Комментарии приветствуются.