С младых ногтей мы знакомы со старшиной насекомого племени клопом-солдатиком. Не зря ему присваивают воинское звание! Парадная униформа буквально кричит о причастности к орденам и званиям. Но пусть грозный вид и воинственные повадки не вводят в заблуждение гражданских: для человека клоп-солдатик совершенно безопасен: укусить не укусит, домашним хозяйством в принципе не сильно интересуется.
Образ жизни клопов-солдатиковчем-то напоминает проживание в военном гарнизоне. Дорвавшись до женского пола, самцы не отступают и проявляют чудеса изобретательности. В провизии непревередливы. А живут такими колониями, что полевой лагерь во время осады рядом не стоял! При этом для внешнего врага у оранжево-чёрных мундиров всегда наготове оружие!
Мощная боевая единица
Красноклоп не видит разницы между вегетарианцами, мясоедами и падальщиками. Его бы приняли в любое из этих движений. Попадётся по пути сок, нектар или фрукт — оприходуют сию минуту. Особенно неравнодушен клоп-солдатик к семенам мальвы, липы и робинии. Для него это полевая кухня высшего класса. Солдатики могут часами медитативно высасывать масла и питательные вещества из упавшего на землю липового орешка.
Споткнётся о червяка, так сделает биопсию белкового топлива. Свалится через почившего в бою собрата, так не постесняется принять его силушку богатырскую — так сказать, вовнутрь! Суровая необходимость: павший товарищ не должен достаться врагу или пропасть зря. По сути, клопы-солдатики выполняют важнейшую функцию санитаров или квартирмейстеров экосистемы: утилизируют органические остатки и не дают им гнить.
Колюще-сосущий хоботок помогает протыкать и кожуру персика, и грубую кожу свеклы, и жёсткий панцирь какого-нибудь жука... Окуная скарификатор в «добычу», бескрылый втягивает содержимое, как человек молочный коктейль через соломинку.
Ты меня не трожь!
Любишь кусаться — люби и лапки уносить! На самого клопа с гастрономическим интересом смотрят многие: от птиц до богомолов. Однако на вооружении клопа-солдатика имеется нечто пахучее! Химическое оружие, вырабатываемое железами на брюшке. Секрет содержит комплекс альдегидов и других летучих соединений, обладающих резким и отталкивающим ароматом. Для многих хищников «парфюм» сигнализирует о токсичности носителя, вызывая полное отвращение.
Зловоние клопы издают яростное! Может, портянки давно не менял? Если «порток» в количестве одна штука попадает в паутину, то её хозяин обязательно поспешит на аромат. Правда, утолять голод восьмилапый не станет. Паук, чьё обоняние в разы острее человеческого, воспринимает запах клопа как команду «газы!». Уж лучше обрезать нити и избавиться от источника угрозы, чем рисковать порчей всей ловчей сети.
А коли пара особей увязнет в кружеве, так впору прясть новую обитель. Многие птицы брезгуют употреблять клопов в пищу. Так что отставить «умирать»!
Отряд сопротивления
Во время решения полевых задач носители оранжево-чёрного орнамента тщательно выбирают территорию. Заприметить одиночную особь без отряда сопровождающих почти невозможно! Выверенная тактика выживания. Общины могут насчитывать от пары десятков до нескольких сотен и даже тысяч особей! Таким образом клопы решают сразу несколько задач.
- Во-первых, терморегуляция. Собираясь вместе на солнцепёке, клопы создают «живой радиатор», аккумулируя тепло и поддерживая оптимальную для активности температуру тела.
- Во-вторых, коллективная оборона. Запах от одной особи может быть неприятен, но концентрированный «аромат» от целого батальона способен обратить в бегство даже самого голодного и настойчивого хищника.
- В-третьих, такие сборы служат «гарнизонной площадью» для социальных взаимодействий и поиска партнёров для размножения.
Клопы живут даже не скоплениями, а настоящими коммунами, где принято совместными усилиями решать социально-экономические проблемы. Но для этого требуется благодатная почва в виде тёплых, сухих и укромных местечек. Подкорье древесных стволов, забор, пенёк, высокая трава — идеально. И на зимовье община уходит в полном составе, представляя собой единый организм. Вот только уже глубоко в почве или в заброшенных сараях.
Едва наступят первые холода, отряд клопов в едином порыве отключает питание, впадая в спасительное состояние анабиоза.
В студёную зимнюю пору
Анабиоз — сложнейший биохимический процесс, между прочим! Чтобы пережить зиму, организм солдатика начинает вырабатывать природный антифриз — глицерин. Концентрация этого вещества в гемолимфе (крови насекомого) может достигать 25%, что не позволяет кристаллам льда образовываться внутри клеток. Это всё равно что залить в систему охлаждения боевой машины незамерзающую жидкость.
Да, зимующие птицы не спят! Им требуется подкормка, поэтому проныры начинают разрыхлять клювами потенциально съедобные объекты. Только пернатым не суждено отведать чёрно-красной «икорки». Вы же помните о сильнопахнущем парфюме? Так это одна особь на себя полфлакона выливает. А вместе клопы представляют небольшой заводик по производству зловонья!
Редкая адекватная птица рискнёт включить клопов в рацион! В общем, на зимний период клопы переходят в режим уклонистов и втихомолку переживают холода.
Поматросил, да не бросил!
Первые дуновения весеннего ветра воспринимаются клопами как сигнал к воспроизведению рода! А ведь внутри коллектива самок всегда меньше, чем самцов. Ушлых ухажёров обычно раза в 3–4 больше, чем милых дам. Причём большинство из них в сезон остаются бездетными. Те, кто пошустрее, хватают первую попавшуюся и «женятся» на ней. Только на мимолётные связи здесь наложено строжайшее табу. Не привыкли клопы сомневаться в отцовстве, поэтому на время превращаются с партнёршей в единое целое.
Задние части тел будто сращиваются, и пара становится неразлучной. Причём единение может длиться неделю! И это не романтика, а суровый прагматизм под названием «моё, не дам». Так женихи поступают, чтобы красавица уж точно не положила глаз на кого-нибудь ещё.
Пока «спецсостав» решает бытовые сложности, семенной материал по соединительному каналу перетекает от самца к самке. И вот яйца, расположенные в дамском организме, наконец, оплодотворены. Чтобы сделать кладку, будущая мать ищет родзал, совмещённый со столовой.
В отличие от многих насекомых, она не бросает кладку где попало. Подойдёт влажное, укромное место, богатое органикой — например, мох, опавшая листва или трещина в почве у корней растений-кормильцев. Это гарантирует, что у будущего пополнения сразу будет доступ к воде и пище.
Примерно через 10-14 дней инкубации из яиц вылупляются новобранцы — нимфы. Точные, но миниатюрные копии своих родителей, лишённые сложного чёрного узора.
Новобранцы на плацу
Их жизнь — это череда линек, словно получение новых званий на службе. Всего нимфе предстоит пройти 5 возрастов, 5 раз сбросив ставший тесным хитиновый халат. С каждой линькой нифма становится крупнее, а на её спине всё отчётливее проступают тёмные отметины — элементы парадной формы. Путь от «курсанта» до «офицера» занимает от двух до трёх месяцев, в зависимости от температуры и обилия пищи.
Молодняк не отделяется от основной колонны. Нимфы живут бок о бок со взрослыми клопами, перенимая опыт «ветеранов»: участвуют в коллективных трапезах и прячутся под их защитой от врагов. «Учебный лагерь» значительно повышает шансы молодого поколения на долгую и счастливую жизнь.
Кстати, именно плодовитость самок позволяет сохранить вид. Повышая демографию, клопы-солдатики усиливают уровень общественной безопасности. Так и живут!
✦
Подписывайтесь на канал в Дзене, читайте заметки в Телеграме, откройте эксклюзивные материалы в Премиуме и поддержите развитие канала: