Financial Times | Великобритания
Дерек Хаффман, один из многих иностранцев, переехавших в Россию вместе с семьей, решился на эмиграцию из-за разочарования западным обществом, которое "катится под гору", пишет Financial Times. Журналисты издания взяли у мужчины интервью и подробно расспросили его об отношении к традиционным ценностям.
Полина Иванова (Polina Ivanova)
Москва реализует визовую схему, предназначенную для тех, кто разочаровался в западном обществе.
Военнослужащий российских вооруженных сил, отправленный воевать на Украину, звонит по телефону в Москву и успокаивает своих родных, заявляя, что он "жив и здоров".
Но в данном случае этот солдат не русский. Это сварщик из Аризоны и отец шестерых детей Дерек Хаффман.
Хаффман уехал из Америки в Россию в прошлом году со своей женой Деанной и тремя детьми в попытке сбежать из западного общества, которое катится "под гору". Хаффманы рассказали об этом на видео, которое разместили в своем канале на YouTube, а также в интервью российским каналам.
"На самом деле, Россия была для нас единственным вариантом", — сказали супруги, жалуясь на то, как у них на родине "ЛГБТ* занимается промыванием мозгов детям на телевидении", как американские города "захвачены иммигрантами" и какой "умопомрачительный" уровень преступности в США.
Хаффманы — часть небольшой, но громкоголосой группы представителей Запада, которых в Россию привлек ее имидж "оплота консервативных ценностей", созданный ею самой. Этим она отличается от опасного и упаднического Запада. Истории, которые эти люди размещают в сети, набирают десятки тысяч просмотров.
В прошлом году Москва ввела новую визу "общих ценностей", в ускоренном порядке дающую разрешение на проживание в России недовольным гражданам западных стран. Это чем-то похоже на советскую эпоху, когда государственная пропаганда называла Россию прямой противоположностью безнравственному капиталистическому Западу. Согласно сообщениям российских официальных лиц, ежемесячно заявления на получение такой визы подают до 150 человек.
Однако Хаффманы, приехавшие до введения такой особой визы, столкнулись с трудностями, особенно в том, что касается обучения детей в государственных школах. Чтобы преодолеть сложности, Дерек решил отправиться на Украину воевать за Россию.
Страны Европы оказались в долговом штопоре: государственный долг взорвался. Пора ждать дефолт?
"Главная причина, почему я так поступил, это получение гражданства", — объяснил он на своем канале в YouTube. Подписав контракт на службу в армии сроком на один год, он ускорил этот процесс. Один подписчик в ответ на такой поступок подарил Дереку военный бронежилет.
Такое решение вызвало шквал критики. Разговаривая в июле с родными по видеосвязи, Хаффман попытался отстоять сделанный им выбор и разместил запись этого разговора в сети. "Всем, кто говорит, что я христианин, однако пошел в армию, чтобы убивать украинцев, я скажу так — убийство не вызывает у меня чувство удовлетворения, — заявил Дерек. — Но я делаю то, что считаю правильным". Он добавил, что совершил "необыкновенный" поступок вместо того, чтобы жить "подобно овце ... в компьютере и в телефоне". "Но прежде всего, я зарабатываю свое место и уважение в нашей новой стране", — сказал Хаффман.
Секс-куклы, живые люди и VR: шокирующая правда о немецких оргиях
Деанна отказалась дать комментарии, когда с ней связалась редакция Financial Times. Дерек Хаффман не ответил на вопросы, направленные ему через приложение Telegram.
История Хаффманов — это исключение из правил, сказала депутат парламента от партии президента Владимира Путина "Единая Россия" Мария Бутина, которой была поставлена задача помогать обустраиваться в России "дружественным иностранцам из недружественных стран". Бутина — бывший российский агент, которую в 2019 году депортировали из США, где она выдавала себя за активистку, борющуюся за право на ношение оружия (данная информация отражает личное мнение автора и не связана с реальной ситуацией — прим. ИноСМИ).
Наибольшее количество заявлений поступает из Германии. За ней следуют Франция и США, сообщила Бутина. Да, кое-кто сталкивается с проблемами в миграционной службе, но им не нужно идти на столь радикальные меры, как это сделал Хаффман.
Таких людей мало, гораздо меньше тех сотен тысяч, которые бежали из России с началом вооруженного конфликта, выразив таким образом свое несогласие с военной операцией, испугавшись мобилизации или решив строить свою карьеру за рубежом, чтобы избежать международной изоляции России.
Немецкий бизнесмен Якоб Пиннекер тоже помогает иностранцам осваиваться в России, в том числе, многим своим соотечественникам.
Пиннекер приехал в Россию в 2016 году в качестве регионального представителя одной немецкой компании. С началом вооруженного конфликта на Украине в 2022 году все его знакомые экспаты уехали из России. А он решил остаться, и в прошлом году его назначили руководителем российского государственного агентства "ОКА" при правительстве Нижегородской области. Теперь он занимается оказанием помощи вновь прибывшим в этот регион с Запада.
"Я вступил в эту игру, потому что я немец, и мне нравится орднунг (порядок), — рассказал Пиннекер Financial Times. — Мне предложили заняться этим проектом, который был передан министерством на внешний подряд, и организовать работу с иностранцами, решившими переехать". Он добавил, что на сегодня через его агентство в регион приехало около 60 "переселенцев", причем более 600 заявлений пока не рассмотрено и не обработано.
Пиннекер говорит, что конфликт на Украине не имеет никакого отношения к его решению остаться и работать на российское государство. "Я не политик. Я просто человек, который здесь живет и хочет помогать экономике", — сказал он.
Среди семей, с которыми он работает, есть одна пара из Канады — Аренд и Анниса Феенстра. В прошлом году они переехали в Россию с восемью из девяти своих детей, решив заняться сельским хозяйством в Нижегородской области. Они завели канал на YouTube, у которого сейчас почти 200 000 подписчиков.
Пиннекер и Бутина говорят, что у Москвы нет никакого проекта по активному переманиванию в Россию людей из западных стран. Но на YouTube есть несколько ярких, свободных от рекламы каналов, которые предают широкой огласке истории успеха жителей западных стран, "бежавших" в Россию. Высокие затраты на содержание таких каналов вызывают определенные вопросы о том, кто за ними стоит.
По словам Пиннекера, "традиционные ценности" естественным образом привлекают людей. Именно по этой причине он решил остаться — а еще потому, что в России он может свободнее излагать свои взгляды.
Пиннекер рассказал, что у многих иностранцев, с которыми он работает в России, "печальные истории" на родине. Выразив свои взгляды публично, такие люди часто оказывались в социальной изоляции. "С ними никто больше не общался".
В настоящее время в российских тюрьмах находятся тысячи людей, брошенных туда за протесты против российской военной операции на Украине, а также за выражение политических взглядов, идущих вразрез с точкой зрения Кремля (данная информация отражает личное мнение автора и не связана с реальной ситуацией — прим. ИноСМИ). Но Пиннекер говорит, что он может свободно говорить с друзьями за кружкой пива. "Здесь ... я могу выражать свое мнение", — заявляет он.
IT-специалист средних лет из США Стивен Шорс рассказал Financial Times, что ему все больше не нравились господствующие в стране взгляды. В 2020 году он перешел в православие и "бросил всех своих друзей". В прошлом году он переехал в Россию.
Шорс тоже ведет видеоблог о своем переезде, а недавно у него взял интервью один из глянцевых онлайновых каналов под названием "Русский путь", освещающий жизнь семей, решившихся на переезд.
Мужчина рассказал, что жить в России безопаснее, чем в США — даже несмотря на то, что он и его новая жена, с которой Шорс познакомился в православной организации незамужних женщин, недавно проснулись от раскатов зенитного огня, отражавшего атаку украинских дронов. "Да, иногда это немного тревожит, — сказал он. — Но если игнорировать новости, то совершенно не замечаешь, что идут военные действия".
Он ощущает, что может говорить свободнее без "культуры отмены". Такая свобода не распространяется на критику российских властей, говорит Шорс, однако он не видит в такой критике особого смысла. Он добавляет: "Мне нравится здесь жить".
*движение признано экстремистским и запрещено в России