В муниципалитетах России можно встретить имущество публично-правовых образований, которые имеют признаки заброшенности:
- по данным Генеральной Прокуратуры России 157 тысяч объектов жилищно-коммунального хозяйства, права на которые не зарегистрированы и имеют признаки заброшенности.
- по данным Министерства просвещения Российской Федерации по состоянию на январь 2022 года более 400 оздоровительных лагерей в 68 субъектах России заброшено
- по данным директора фонда «Том Сойер Фест-Наследие» Анастасии Кнор в России 90 тысяч объектов культурного наследия заброшены и 70 процентов это муниципальные объекты и многое другое
Причины разные, но для устранения на территории муниципального образования объектов, которые имеют признаки заброшенности, предлагается следующий алгоритм для органов местного самоуправления.
1. «Ковровая» инвентаризация. Необходимо создать постоянно действующую муниципальную комиссию. В ее состав включить представители бюро технической инвентаризации, старейших и активных жителей округа. На данном этапе проводится следующая работа:
- осуществляется сбор информации о наличии неиспользуемых объектов на территории от жителей, из социальных сетей, объездов и тп.,
- на основе полученной информации проводится визуальное обследование существующих заброшенных объектов на территории муниципалитета,
- осуществляется сбор имеющихся документов: технические паспорта, технические планы, выписки из ЕГРН и тп. Следует отметить, что на данном этапе определяется наличие надлежащего пакета оформленных документов. В случае отсутствия документов организуется работа по их подготовке или оформление имущества в качестве бесхозяйного.
- определяется собственник: публично-правовое образование (уровень и субъект) или частная собственность. Следует отметить, что в данной статье мы рассматриваем работу только с публичной собственностью.
Затем составляется реестр заброшенных(не используемых) объектов публично-правовых образований, распределенных по собственникам.
2. Местная комиссия после выявления и распределения неиспользуемых (заброшенных) объектов публично-правовых образований распределяет все объекты по уровнях публичной власти и направляет соответствующие предложения вышестоящим уровням по их вовлечению в хозяйственный оборот: территориальным отделам Росимущества, региональным государственным органом публичной власти, курирующих вопросы имущественных отношений.
Вышестоящие уровни публичной власти рассматривают данную информацию и в зависимости от принадлежности определяют направления и сроки работы по объекту. Составляется дорожная карта для его вовлечения в хозяйственный оборот, которая направляется местной комиссии. На каждом этапе следует регламентировать сроки и в случае наличия потребности у публично-правового образования имущества для общественного сектора оперативно обеспечивать его передачу.
В целях открытости и оперативности обмена информацией предлагается создать всероссийскую интерактивную карту, на которой необходимо разместить все заброшенные объекты и дорожные карты по ним. По аналогии с единым реестром проблемных объектов, созданной ДОМ.рф (https://наш.дом.рф/сервисы/каталог-новостроек/карта-проблемных-объектов). На наш взгляд, целесообразно предусмотреть возможность каждому жителю направлять на созданную интерактивную карту информацию по заброшенным (неиспользуемым) объектам. После проверки модератором, рассмотрении на комиссии предлагаемый объект размещается на сайте с приложением дорожной карты, когда будет вовлечен в хозяйственный оборот или демонтирован.
3. После выявления заброшенных объектов и до их вовлечения в хозяйственную деятельность конкретное публично-правовое образование в чьем ведомстве находится имущество обеспечивает консервацию объекта в соответствии со следующими нормами:
- частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса России,
- статьёй 37 федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,
- пунктов 2, 3 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802,
- пунктом 5.16 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», введенного постановлением Госстроя России от 19.04.2004 № 70.
Проведенная работа в соответствии с вышеназванными нормами ограничит доступ на неиспользуемые в хозяйственном обороте объекты и убережет от возможных неблагоприятных негативных последствий до его вовлечения.
4. При принятии решения о вовлечении публично-правовыми образованиями вышестоящего уровня в реальный сектор экономики необходимо учитывать позицию публично-правовых образований нижестоящего уровня. Рассматривать позицию нижестоящего уровня или приглашать представителя муниципального образования на соответствующую комиссию на государственном уровне.
Подробнее можно ознакомиться в статье: Сыров А.Н. Повышение эффективности управления собственностью публично-правовых образований на местном уровне: состояние, примеры, предложения // Муниципалитет: экономика и управление. 2024. № 3. С. 29–38. DOI: 10.22394/2304-3385-2024-3-29-38. EDN WWERLE