Екатерина Денисовна посмотрела на часы и, накинув куртку, вышла из квартиры. Осень уже уверенно вступала в свои права: ветер пробирал до костей, и хотелось вернуться в тепло. Но ждать сына с невесткой у подъезда, казалось, правильнее, чем в квартире: вдруг они уже подъезжают? Она не любила доставлять людям неудобства.
«Все-таки надо позвонить. Если они в пробке, то я просто замерзну тут», — подумала она, доставая телефон.
Сын не ответил. На третий звонок сняла трубку невестка.
— Сонечка, а вы далеко? — уточнила Екатерина Денисовна.
— В смысле? — удивилась Соня.
— Ну… Вы хотя бы выехали за мной? Мы договаривались, что поедем за продуктами к празднику Илюши.
— А… Это… Слушайте, Екатерина Денисовна, не выйдет… — сказала невестка.
— Как же так? Я уже собралась.
— Ну так поезжайте без нас. Какие проблемы?
— С моей больной поясницей никаких, — пробормотала Екатерина Денисовна.
— Вы же сказали, что вам помог пояс из собачьей шерсти, что я подарила.
— Помог. Но это не значит, что я как грузчик буду таскать все продукты на себе!
— Вызовите такси и купите только то, что важно. Таксист вам поможет погрузить продукты в машину. Остальное можно заказать на доставку. Мне бежать надо, созвонимся потом.
Разговор оборвался.
Женщина вздохнула. «Только основное» — значит всё. И для салатов, и для горячего. Доставкам она не доверяла: то не то привезут, то качество подведет.
— Екатерина Денисовна! Здравствуйте! Вы чего, ждете такси? — Кирилл, сын соседки снизу, помахал рукой, вырывая из мыслительного процесса.
— Ждала… Но не такси, а сына. Но он не приедет. У него дела.
— А куда вам надо?
— В магазин.
— О! Я туда и собираюсь. Мать попросила арбуз купить, надо в гипермаркет. Поехали. Домчу!
Кирилл был хорошим парнем. Когда-то они с Илюшей дружили. Его мать слыла хозяйкой средней руки, и не особо заботилась о парне. Совсем не так, как Екатерина Денисовна хлопотала над своим сыном, зато Кирилл вырос заботливым. В отличие от Ильи.
«Удивительно: в кого всю душу вложила — тот отдалился, а этот чужой теперь с матери пылинки сдувает», — подумала Екатерина Денисовна и вздохнула, стараясь не завидовать соседке.
В дороге разговорились. Екатерина Денисовна рассказала, что невестка поставила её перед фактом: день рождения Илюши празднуют у неё. Потом Соня начала нагружать свекровь списком блюд: пять салатов, пельмени ручной лепки, обязательно фирменный сметанный пирог! И обязательно сметану на рынке купить.
— А почему не в кафе празднуют? — спросил Кирилл.
— Дорого… Цены сейчас заоблачные.
— Так ведь и домашний банкет в копеечку влетит…
Кирилл не стал спрашивать, кто за всё платит. Женщина сама ответила:
— У меня ведь Илюша — один сын. Как-то так повелось, что всегда празднуем у меня. Первые два года после свадьбы они улетали на юг, но я всё равно гостей собирала. Илюша бы, может, рад, чтоб жена взялась за готовку, да Соня не хозяйственная.
— Ну пусть бы помогала вам.
— Она и обещала помочь… — Екатерина Денисовна понимала, что помощь та будет символической: колбаса да сыр на нарезку. То, что попроще.
Кирилл не только отвез соседку в магазин и привез обратно, но и помог донести тяжести до дома. Правда, все что планировала Екатерина Денисовна купить не смогла — оставила дома карточку с деньгами. Пришлось платить наличкой, а ее было недостаточно.
«Ладно, скажу пусть остальное покупают на рынке сами, и за сметаной для торта поедут на рынок. И еще список напишу…» — решила женщина.
— Спасибо, Кирилл. В субботу приходи с невестой к нам. Я пельменей налеплю.
— И хочется вам возиться?!
— Соня просила. Как отказать?
— Хорошая вы свекровь…— Кирилл вздохнул. Его мать не особо любила подружку Кирилла, о чем постоянно докладывала Екатерина Денисовне при встрече. Зато та, как и Кирилл, была очень внимательной и доброй девочкой. Чего нельзя было сказать про Соню...
***
В пятницу Екатерина Денисовна позвонила сыну:
— Илюша, сынок, а ты когда привезешь продукты? Мне бы тесто на пельмени да фарш делать...
— Какие продукты, мам?
— Ну как какие? Я Соне список присылала. Она хочет домашние пельмени, пирог сметанный, заливной язык. Это всё надо на рынке покупать. Соня сказала, что вы привезете. Я на рынок не могу ехать без вас.
— А мне она сказала, что ты вчера всё купила.
— Вчера я взяла овощи на салаты, рыбу купила. Остальное — с вас.
— Мам, я не могу ехать на рынок. У нас сегодня на работе мини-вечеринка, меня поздравлять будут. Я ж не могу уйти со своего же праздника.
— Завтра я не успею всё приготовить! Только пирог тогда. Сметану привезешь завтра. Без пельменей обойдемся. Заливное сделаю из рыбы. Но вам в субботу всё равно ехать в магазин за нарезкой и напитками. Мы с Соней так договаривались! Иначе закусок не будет!
— Это вы с ней решайте, — сказал Илья и сбросил вызов.
Решив не полагаться на сына, Екатерина Денисовна позвонила невестке. Соня сначала не ответила, а перезвонила только через три часа.
— Да?
— Сонь, не знаю, о чем вы с Ильей думаете, но мне нужны продукты. Завтра утром вам придется приехать ко мне рано, иначе гостям будет нечего есть!
— Завтра?!
— Ну да. У Ильи завтра день рождения. Ты что, забыла?
— Нет… Просто мы думали, что гости в воскресенье придут. И всех на воскресенье звали. У нас завтра свои дела.
— Какие такие дела?! Я уже сестре позвонила, племянники придут! Мы всегда день в день отмечаем и обо всем договорились! — ахнула Екатерина Денисовна.
— Говорю же, мы завтра не сможем! Мы гостей позвали на воскресенье к вам. Так что вы позвоните всем и перенесите своих гостей, им какая разница, когда приехать?!
— Дорогая моя, я уже несколько салатов заправила. Они до воскресенья испортятся. И людям не «все равно», многие планируют свои выходные.
— Ой, глупости. Ваша родня — пенсионеры, которым заняться нечем. Салатам, кстати, в холодильнике ничего не будет. И как раз пельмени успеете сделать. Я видела рекламу фермерского магазина около вашего дома, там мясо и сметана хорошие. Прогуляетесь. Я уже сказала друзьям, что пельмени будут ручной лепки. Обязательно сделайте все, что обещали!
— А может, мне и вино вам купить? Сколько коробок? — процедила свекровь.
— Ну... думаю пять бутылок красного. Мальчики у нас виски пьют, так что ещё пять крепкого. Ну и кола, соки… — на полном серьезе согласилась Соня, не понимая, что это был сарказм.
Екатерина Денисовна поджала губы.
— Знаешь, Сонечка, я, конечно, похожа на фею, но скатерть-самобранка даже в сказках только за заслуги появлялась. А вы палец о палец не ударили, хотите, чтобы я с больной поясницей и еду готовила, и алкоголь закупала. Нет, милочка. Гости ваши. То, что я принимаю их у себя по доброте душевной не значит, что и «поляна» с меня.
Соня удивилась такому настрою свекрови. Она сказала мужу, что Екатерина Денисовна в дурном настроении. Но в связи с тем, что у супругов не было времени на магазины, да и Соня была уверена, что радушная свекровь все же поворчит, но сделает все сама, махнула рукой на все свои обещания и понадеялась на мать мужа.
В воскресенье после хорошей гулянки в дорогом ресторане, куда Илья звал только избранных друзей и жену, они проснулись в 12 часов дня, за два часа до прихода гостей к матери.
— Илья, давай быстро! Надо ещё купить алкашку. Думаю, твоя мать не пошла в магазин за напитками, а её скромных запасов не хватит! — поторопила Соня.
— Купим в магазине у дома, — буркнул Илья.
Они приехали как гости: при параде и ровно ко времени, вместо того чтобы заранее явиться и помочь матери со столом.
— Простите, Екатерина Денисовна, мы проспали немного, но я думаю, что моя помощь особо не пригодилась бы. Вы все равно все лучше меня умеете, — сказала Соня, прищуриваясь. Ее не удивило то, что Екатерина Денисовна встретила их в халате и с собачьим поясом на спине.
«Наверное, всю ночь и утро лепила пельмени, вот и не успела прихорошиться к приходу гостей», — хмыкнула Соня. Она совершенно не стыдилась своей халтуры и невыполненных обещаний. Очень удобно, когда мама мужа берет на себя все праздники от Нового года до дня рождения сына.
— Мам, у тебя что, спина болит?
— Да, прихватило.
— Жаль. Как же ты всё успела?
— Что именно?
— Ну… стол накрыть. — Илья прошел в гостиную и не увидел ничего, что напоминало бы гостеприимный изобильный стол, которым обычно мать встречала гостей.
— А где еда? — взвизгнула Соня.
— Там, где вы её приготовили.
— Это что, шутка?! У нас сейчас гости придут! И ваши тоже гости! Не стыдно?!
— Мне? За что? За то, что вырастила безответственного сына? Или за лентяйку невестку?© Стелла Кьярри
— Илья! Что ты встал? Давай, делай что-нибудь! Екатерина Денисовна, Вы сказали, что приготовили салаты в пятницу. Где они?
— Мы их вчера съели за здоровье Ильи. Пока вы праздновали в ресторане, мы тоже отметили.
Екатерина Денисовна угадала про ресторан, и Илья покраснел.
— Мам, да там были-то три человека… Ты все равно китайскую кухню не ешь.
— Я не в обиде, сын. Не в обиде на то, что ты вырос и имеешь право веселиться и праздновать, как считаешь нужным. Я в обиде на то, что вы с Соней и рыбку съесть хотели, и… дальше не буду продолжать. Рыбка, кстати, в холодильнике, разморожена. Духовка работает. Нарезку можешь купить там, где стратегический запас брал, — она кивнула на пакет с алкоголем. — Впрочем, что это я? Вы взрослые, сами разберетесь.
— А вы?! Вы что не поможете?! — Соня суетилась, не веря в происходящее.
— Нет. Я пойду прилягу. Ваши гости, вам и развлекать. Я своих вчера уважила. Скатерть, если надо, на гладильной доске. Всего лишь отгладить и постелить на стол, — сказала Екатерина Денисовна и удалилась в спальню.
Через несколько минут начали приходить первые гости.
— Ребят, мы решили, что пойдем в пиццерию на углу дома, — объявила Соня, не желая возиться с готовкой и уборкой.
— Пиццерия? А кто-то обещал домашние пельмени и пирог…
— Екатерина Денисовна приболела, не будем её тревожить.
Соня быстро вывела всех из квартиры свекрови. Ей было безумно жаль денег на такую ораву гостей, к тому же они с мужем вчера очень много потратили в дорогом ресторане, чтобы произвести впечатление на новых друзей. Впрочем, на старых друзей они тоже произвели впечатление. Картошкой фри и пиццей уже давно никто не праздновал день рождения. Примерно с подросткового возраста.© Стелла Кьярри
Более того, в пиццерии гостям не разрешили распивать спиртное.
Любителям выпить пришлось выходить на улицу и сидеть на лавке под осенним дождем и ветром, как во времена бедной молодости.
Гости при параде такого «прикола» не оценили.
— Может, к вам поедем? — предложил кто-то.
— У нас дома форс-мажор, крыша потекла, — соврала Соня.
— Крыша потекла? На втором этаже? — засмеялись приятели.
— Да это не дома крыша потекла, а у Илюши. Тридцать лет, а уже старческий маразм, — пошутил его одноклассник.
Гости быстро разошлись, недовольные, а кто-то даже не стал дарить подарок Илье, поняв, что именинник просто сэкономил на празднике. Многие после такого приема вообще перестали с ним общаться.
С тех пор Соня и Илья больше не рассчитывали на Екатерину Денисовну и вскоре вообще перестали праздновать дни рождения.
— Лучше уж эти деньги и время на себя потратить, — сказала Соня.
— Согласен.
А Екатерина Денисовна все так же праздновала по-своему. Собирала близких, но уже без виновника торжества.
— День рождения — это не только праздник ребенка. Это мамин праздник! — поддерживали ее родственники, даря букеты и подарки ей. Она эти поздравления с удовольствием принимала, надеясь, что когда-нибудь ее сын вырастет и станет более сознательным.
Спасибо за поддержку