Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Незаслуженно забытый многими фильм с участием Василия Шукшина, в котором он снялся незадолго до смерти

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". В 1974 году советские зрители увидели на экранах картину "Если хочешь быть счастливым" – фильм, проникнутый лиризмом и героизмом, в основу которого легли подлинные события. Эта лента стала одной из последних работ в кинематографической биографии Василия Шукшина, который успел принять участие в съёмках незадолго до своей кончины. Сегодня об этой киноленте мало кто вспоминает. Я и сам чудом о ней узнал, случайно наткнувшись в интернете на интервью с жителем Барнаула, заслуженным вертолётчиком Анатолием Саммелем. Он два десятилетия работал на Байконуре, встречая вернувшиеся из космоса корабли и астронавтов. Когда его направили служить в Туркестанский военный округ, судьба свела его со съёмочной площадкой художественного фильма. Анатолию предложили небольшую роль американского лётчика. Режиссёром этой картины был Николай Губенко. В центре сюжета – история лётчика-испытателя вертолётов Андрея Родионова, роль которого
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

В 1974 году советские зрители увидели на экранах картину "Если хочешь быть счастливым" – фильм, проникнутый лиризмом и героизмом, в основу которого легли подлинные события.

Эта лента стала одной из последних работ в кинематографической биографии Василия Шукшина, который успел принять участие в съёмках незадолго до своей кончины.

"Любовь на расстоянии"

-2

Сегодня об этой киноленте мало кто вспоминает. Я и сам чудом о ней узнал, случайно наткнувшись в интернете на интервью с жителем Барнаула, заслуженным вертолётчиком Анатолием Саммелем. Он два десятилетия работал на Байконуре, встречая вернувшиеся из космоса корабли и астронавтов.

Когда его направили служить в Туркестанский военный округ, судьба свела его со съёмочной площадкой художественного фильма. Анатолию предложили небольшую роль американского лётчика.

Режиссёром этой картины был Николай Губенко. В центре сюжета – история лётчика-испытателя вертолётов Андрея Родионова, роль которого исполнил сам Губенко, и его жены Татьяны, тележурналистки, сыгранной Жанной Болотовой.

Герои испытывают сильные чувства друг к другу, растят двоих сыновей-близнецов, но частые командировки мужа становятся причиной их разлук.

"Трагедия экипажа Журавлёва"

-3

Действие кинокартины разворачивается в Индии, правительство которой планирует приобрести крупную партию вертолётов. С этой целью организована международная выставка, где представлены модели винтокрылых машин из СССР, США и Франции. В разгар демонстрационных полётов поступает экстренное сообщение о катастрофическом наводнении, обрушившемся на одно из индийских селений. Советские пилоты незамедлительно приступают к спасательной операции, эвакуируя жителей из затопленной зоны.

Их действия отличаются исключительным героизмом. Техника французского производства быстро выходит из строя, а американский вертолёт охватывает пламя.

Съёмки индийских сцен проводились преимущественно в горной местности Таджикистана, в районе реки Вахш и Варзобского ущелья. Здесь были возведены декорации затопленной деревни, где люди спасались на крышах зданий или оказались в воде. Губенко уделял повышенное внимание технической достоверности. На съёмочной площадке использовались реальные вертолёты Ми-8, а в качестве консультантов и участников привлекались профессиональные лётчики, инженеры и техники.

Анатолий Саммель, исполнивший роль американского пилота, вспоминает:

Меня облачили в оранжевый комбинезон, не характерный для нашей униформы. Роли членов экипажа исполнили литовские актёры. Для большей аутентичности в роли техника был задействован советский актёр африканского происхождения. Наш Ми-8 был замаскирован под американскую машину Сикорского с помощью фанерных конструкций. Для имитации пожара использовали раскалённый шлак, который выбрасывали через отверстие в фанерной надстройке. Вертолёт окутывался густым дымом, создавая впечатление возгорания.

Советским вертолётом по сюжету управлял герой, сыгранный Николаем Губенко, однако фактически пилотировал экипаж Журавлёва.

К сожалению, после завершения съёмок экипаж Журавлёва трагически погиб в Варзобском ущелье, когда их вертолёт задел скалу. В память о них их имена в титрах фильма были обрамлены траурной рамкой.

"Рабочий высказался по существу"

-4

Во время съёмок в живописных горах Таджикистана присутствие Василия Шукшина не зафиксировано. Анатолий Саммель был удивлен, узнав о его участии в картине лишь при просмотре готового фильма. Это стало для него неожиданным открытием.

Впоследствии критики отмечали, что сцены с участием Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной, несмотря на общий позитивный тон фильма о лётчиках и журналистах, отличаются особой глубиной и выделяются на общем фоне. Эпизод с интервью, исполненный Шукшиным в роли рабочего, был сыгран мастерски. Поговаривают, что он возник спонтанно и был импровизацией. Шукшин, будучи автором сценария и актёром в дебютном фильме Николая Губенко, также принял участие и во второй его работе.

По сюжету фильма, в городе Ново-Советске рождается юбилейный, 100-тысячный житель. Им становится первый ребёнок Марии Федотовой (в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной) и её мужа, передовика производства Владимира Федотова (которого играет Василий Шукшин). В связи с этим знаменательным событием к молодой матери наведывается тележурналистка Татьяна Родионова (жена вертолетчика) для проведения стандартного интервью. Мария рассказывает о радости мужа по поводу рождения сына, о принесённых им подарках: фруктах, овощах, цветах и золотой цепочке, которую она, однако, вернула из-за правил больницы.

Отец новорождённого, Владимир Федотов – потомственный рабочий, с хорошим заработком и премиями, пользующийся уважением на заводе. К рождению первенца им предоставили новую квартиру. Для создания более жизненного и непринуждённого репортажа Татьяна решает взять интервью у Владимира в домашней обстановке, чтобы поговорить о семейном счастье (что соответствует названию фильма "Если хочешь быть счастливым"). Жанна Болотова в роли Татьяны привозит съёмочную группу в квартиру рабочего.

"Вот если бы я снимал фильм, то это был бы настоящий фильм – о жизни", – обращается рабочий к журналистке. – "Вы ищете не там, я бы рассказал всю правду. А правда – это нелегко. Не думайте, что здесь всё идеально. Работа – это сложно, заработок – тоже, а уж премию получить – тем более! Вот что нужно показывать: как люди вкалывают…"

Рабочий, которого играет Шукшин, искренне возмущён и размахивает руками. Жена Мария пытается остановить его жестом. Но когда устанавливают свет, включают микрофон и камеру, он смущается и говорит заученно: "Жизнь у меня прекрасная: хорошая работа, квартира, жена, ребёнок, здоровье. Всё у меня хорошо, жаловаться не на что. Только вот что-то не то, тоскливо на душе. Благополучие – это не всё..."

"Василий Макарович, по сути, сыграл самого себя"

-5

В образе рабочего безошибочно узнаётся типичный шукшинский персонаж, которого невозможно замаскировать. Он неожиданно обращается к тележурналистке с вопросом, выдающим его глубокое понимание жизни:

Знаете ли вы, что определяет устойчивость металла? Его наиболее уязвимая точка. Я, как токарь, использующий алмазные резцы, знаю это наверняка.

Под настойчивым взглядом телекамеры он произносит стандартные фразы, но внезапно его прорывает:

Ну что вы такое показываете… Нужно показывать настоящую жизнь!

И далее он говорит что-то своё, идущее от сердца, совсем не то, что ожидалось. Эта сцена поражает своей искренностью. Слова героя Шукшина расходятся с навязанным образом идеальной семейной жизни. В поисках нужной формулировки он тщетно пытается объяснить журналистке причину своей внутренней тревоги, которую сам не до конца осознаёт. Речь идёт не о семейных радостях, а о предназначении человека. Эти кадры явно выбиваются из общего контекста фильма.

Возвращаясь домой, тележурналистка Татьяна осознаёт, что интервью не удалось. И всё это в день восьмой годовщины её свадьбы с Андреем Родионовым, который находится в командировке. Дома её ожидает букет от мужа и сыновья-близнецы.

Один из критиков акцентировал внимание на важной детали персонажа Шукшина: "Всю свою жизнь шукшинский герой идёт против течения, не сливается с ним, а постоянно вступает в конфликт". Рабочий, давая интервью, говорит в микрофон формальности, но при этом иронизирует про себя: "А мог бы я вам рассказать такое… Да ладно!"

Киновед Изольда Сэпман подчеркнула, что герой Шукшина в этом фильме – это квинтэссенция "шукшинского героя", а Лидия Федосеева единственный раз предстала на экране в подобном шукшинском "антиидеале":

У актрисы на лице безмятежное спокойствие, довольство, какая-то внутренняя апатия и в выражении глаз, и в неторопливой походке, и в снисходительном отношении к мужу… Внутренняя страсть Шукшина в этом эпизоде, душевная тоска его героя, гнетущая неудовлетворённость квартирой, мебелью, телевизором – всё это узнаваемые черты измученных бытом шукшинских „чудиков“, а тупая и сонная снисходительность жены в этом мимолётном чуде федосеевского внутреннего перевоплощения – типичный образ шукшинских жён, с которыми лучше не разговаривать „странному“ шукшинскому человеку.

Фильм вышел на экраны в 1974 году, а 2 октября Василий Макарович трагически ушёл из жизни во время съёмок фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину".

Таким образом, фильм Губенко стал его предпоследней, малоизвестной ролью. Возможно, он даже не успел его посмотреть.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, почему во время съёмок фильма "Калина красная" Василий Шукшин пришёл в ярость из-за собаки.

Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Также планирую писать о паранормальных явлениях и известных серийных убийцах. Подписывайтесь, будет интересно.

Возможно, вас также заинтересует:

До новых встреч!