Привет, меня зовут Алина, я репетитор для гуманитариев. 6 лет я готовлю учеников к экзаменам на 85+ баллов, и сама получила 100 баллов за ЕГЭ по литературе.
В этой статье мы разберемся, что поменялось в ЕГЭ по литературе по проекту демоверсии и стоит ли этих изменений бояться.
Задания
Сразу скажу, что задания сами по себе остались прежними.
Задания 1-3 — это тестовые вопросы, где нужно назвать фамилию героя, термин или соотнести героя с цитатой / местом жительства.
Задание 4 — два вопроса на выбор по предложенному фрагменту, где нужно выдвинуть тезисы, привести примеры из текста и прокомментировать их.
Задание 5 — вопрос на сравнение героя из фрагмента с другим героем, который указан в задании.
Задания 6-8 — тоже тестовые задания только уже по терминам, которые связаны с лирикой, обычно это средства выразительности и стихотворные размеры.
Задания 9 и 10 — аналогичны четвертому и пятому, только здесь текстом выступает стихотворение, а конкретное произведение для сопоставления не указывается. Вам дается только тема для поиска сходств или различий.
Формулировка заданий
Вот здесь изменений много, и они 100% играют в нашу пользу. Что и как писать в сочинениях, стало гораздо понятнее. Давайте посмотрим на изменения по порядку.
Во-первых, конкретизируется, как именно распределять время на экзамене. Кстати, именно так я рекомендую делать и своим ученикам:
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Во-вторых очень четко прописано, как писать сочинения 4.1 и 4.2. Вы сможете по этим правилам проверять свои сочинения, как по чек-листу:
– отвечая на вопрос задания, сформулируйте утверждение,
– приведите пример из предложенного фрагмента текста, подкрепляющий Ваше утверждение,
– поясните, как приведённый пример подкрепляет Ваше утверждение.
Получается, что при ответе на вопрос нужно сформулировать тезис, подкрепить его примером и написать комментарий, который раскроет, как именно данный подтверждает ваш тезис.
То же самое сказано и про задания 9.1 и 9.2.
В-третьих, конкретизацию мы видим и в комментариях к заданию 5:
– отвечая на вопрос задания, сформулируйте утверждение (укажите сходство ИЛИ различие обоих произведений в зависимости от формулировки задания),
– приведите минимум по одному примеру из каждого произведения, подкрепляющему Ваше утверждение,
– поясните, как приведённые примеры подкрепляют Ваше утверждение.
Тут то же самое: тезис + минимум по одному примеру из каждого произведения + комментарий. Те же пояснения вы сможете увидеть и для задания 10.
Но мои самые любимые изменения — это пояснения к сочинению 11. Наконец-то составители ЕГЭ убрали такую непонятную формулировку, как «раскройте тему глубоко и многосторонне. Вместо данной фразы дали вполне понятную инструкцию. А еще появились уточнения по поводу количества терминов:
1. Сформулируйте и докажите не менее трёх тезисов, раскрывающих тему (не искажайте авторской позиции).
2. Подтвердите тезисы конкретными примерами из текста произведения(-ий) (обращайтесь к фрагментам, образам, микротемам, деталям и т.п.), прокомментируйте эти примеры в целях раскрытия темы.
3. Используйте два теоретико-литературных (или искусствоведческих – в сочинении на тему 11.5) понятия для анализа текста произведения(-ий).
4. Соблюдайте целостность, последовательность, логику и связность изложения.
5. Пишите разборчивым почерком, соблюдайте речевые, орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
6. В сочинении должно быть не менее 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
Вывод: формулировку заданий изменили так, чтобы ученикам было понятнее, что делать. Раньше понять это можно было, только изучив критерии оценивания. Теперь же все стало еще яснее.
Критерии оценивания
Здесь изменения тоже небольшие. В одном из заданий с одного критерия убрали балл, к другому — добавили. А еще появился дополнительный критерий для задания 11. Очень халявный, по моему мнению. Это критерий «Фактологическая точность сочинения». Просто не допускайте ошибок в именах и событиях произведения, и будут вам дополнительные два балла.
Перечень произведений
Здесь все так же, как и в прошлом году, никаких новых произведений не добавили, а старые — не убрали. Так что можно спокойно продолжать читать «Капитанскую дочку» и « Войну и мир».
Так бояться или радоваться?
Лично я радуюсь, потому что проект новой демоверсии не внес ничего кардинально нового в экзамен, а еще подтвердил, что та схема, по которой я готовлю учеников, — правильная и эффективная.
Приглашаю вас на подготовку со мной!
Я 6 лет готовлю учеников к экзаменам.
Несколько результатов моих учеников:
ЕГЭ ЛИТ: 94, 89, 87
ОГЭ ЛИТ (в %): 97, 92, 89
Я также сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов, поэтому точно знаю, как сдать экзамены на максимальный балл.
Весь опыт подготовки я собрала в онлайн-курсе, который вы можете приобрести за 5000₽ на ВЕСЬ учебный год или даже на два года, если начинаете готовиться в 10 классе.
В курс входят уроки по следующим темам:
- Разбор демоверсии ЕГЭ 2026
- Теория литературы
- Термины по эпосу, драме, лирике и лиро-эпосу для тестовой части
- Разбор самых важных эпических, лиро-эпических и драматических произведений из кодификатора (40+ произведений), а также стихотворений
- Правила написания каждого вида сочинений + банк примеров сочинений учеников на максимальный балл
Все уроки записаны в видео-формате с презентациями. Во время обучения вы можете задать мне любой вопрос в личном чате.
Этот формат обучения удобнее, чем печатный справочник, потому что он нагляднее и подробнее. В уроках курса я рассказываю все то же самое, что и на индивидуальных занятиях, месяц которых стоит у меня от 18 000 рублей.
Если вы приобретете курс до 1 декабря, то в подарок вы получите проверку пяти сочинений в первый месяц обучения от меня бесплатно!
Чтобы записаться, пишите мне в Telegram слово «КУРС»: https://t.me/alinahumanitarian