Сегодня, 1 сентября, в День знаний – начало нового учебного года. А значит, самое время вспомнить об образовании – школьном, специальном, университетском.
Впрочем, возможно, стоит взглянуть на вещи даже чуть более широко. Детство, школьный его период — это время, когда окончательно формируется человеческая личность, её взгляды на мир и своё место в нём. Немудрено, что именно этот отрезок жизни во все времена был предметом пристального внимания и контроля со стороны государства и общества.
Одним из величайших достижений XIX века стало почти повсеместное введение в Европе, а затем и повсюду в мире поддерживаемого государством школьного образования. А ряду достижений советской эпохи важнейшее место занимает введение полностью бесплатного и общедоступного образования, вплоть до университетского. Не забудем и о качестве. Советское образование воспитывало не человека-функцию, а разностороннюю мыслящую личность. Но в то же время давало будущему молодому специалисту серьезную базу знаний в конкретных сферах знания. Наши успехи признавал весь мир, включая недружественные государства, такие как США. Многие страны брали с СССР пример.
Так было…
А как стало теперь? Ныне, вспоминая хлесткую фразу Медведева, отечественные педагоги отлично знают: если и есть в России места, где можно достойно зарабатывать, то это точно не школа. Кто хочет денег — идите в бизнес… Учителей как балласт выбросили за борт государственного корабля. Обеспечение его спокойного, без шума и качки, движения по бурным волнам современности для чиновников, олигархов – вот приоритет правящего класса. К сожалению, при всех переменах, которые привнесла в российскую жизнь СВО, этот подход остается неизменным. Те, кто своим умом, словом, терпением и мудростью куют будущность страны, получают ничтожное, просто унизительно маленькое вознаграждение. Импортозамещение? Модернизация? Даже не мечтайте! Ничего не будет без кадров и школы.
Мы — коммунисты и комсомольцы уже язык обтрепали, говоря на трибуне Думы, на телевидении, в печати и всеми прочими доступными способами о деградации отечественного образования. А, следовательно, и нового поколения. Как могут двигать Родину вперед люди, не знающие и не умеющие того, что было прекрасно известно их предшественникам!? Особо подчеркну: здесь нет вины молодёжи – это её беда. Впрочем, не совсем. Порой поражает, как молодёжь – самая лёгкая на подъём часть общества допускает подобное обращение с собой.
Хочется крикнуть: очнитесь, боритесь — ведь у вас, у нас всех крадут будущее! Вспомните славные вольнолюбивые традиции университетов, уходящих корнями в средние века! Вспомните великие победы и свершения молодёжных комсомольских коллективов! Сметайте волной своей свежей юной энергии любых жирных лживых канцелярских крыс, которые смеют поднимать руку на ваше право на знание!
Вообще, можно даже удивиться единству общества в неприятии и осуждении текущего положения системы образования. Ученики, родители, учителя – недовольны буквально все. Касается это и высшей школы. По личному студенческому опыту могу сказать: едва ли был такой преподаватель, который за время своего курса не ругал последними словами введённую по иностранным лекалам Болонскую систему, презрительно именуемую в наших ВУЗах “болонкой”. Можно ли вообще называть реформой то, что, по общему мнению, не улучшает, а ухудшает положение дел? И вроде бы СВО инициировала общественную дискуссию относительно необходимости копирования в России различных западных практик, многие авторитетные ученые и педагоги высказались против «болонки», но… Все почему-то опять затихло, утонуло в болоте словопрений и бюрократии.
За годы, прошедшие с рокового 1991, в России, не говоря уж о других бывших республиках Союза, очень сильно сократилось число по-настоящему овладевших своей специальностью мастеров-профессионалов. Труд прекаризируется. Не имеющий многих компетенций, но боящийся за свой завтрашний день, зависимый и послушный работник зачастую выгоднее для бизнеса, чем человек, знающий себе цену. Государство также не спешит выправлять или хотя бы сглаживать имеющийся на рынке труда противоестественный дисбаланс, когда ученые и инженеры получают в разы меньше курьеров.
Великий Сталин говорил: «Кадры решают всё», а у нас они из года в год становиться только хуже. На это жалуются во всех высокотехнологичных отраслях производства: в авиапроме, ракетостроении – и даже в особенно востребованной сейчас «оборонке». Не мудрено, что сроки запуска в серию наших новых самолетов, космических аппаратов и многих других наукоемких, требовательных к качеству изделий постоянно «сдвигаются вправо». Порой «дипломированными специалистами» оказывается провалена самая элементарная работа.
Но по-настоящему страшно другое. Первая страница знаменитого советского букваря гласила: Мы – не рабы! Рабы немы”. Система образования, какой ее понимали и строили в СССР, была нацелена в первую очередь на то, чтобы выпустить в мир интеллектуально и духовно развитого человека. Способного самостоятельно мыслить, задавать вопросы себе и обществу, критически анализировать поступающую информацию. В наши дни мы видим нечто иное. В свою бытность министром образования, господин Фурсенко выразился весьма красноречиво и прямо:
Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.
Сейчас так откровенно об этом уже не говорят, но подход по большому счету остался прежним. Примитивная стандартизация всего и вся. Дробление и фрагментация знания: раз у тебя технический профиль, то плати за гуманитарные дисциплины, если хочешь понимать больше. Коммерционализация. Внедрение в обучение не способных учесть особенности ученика и действительно глубоко его понять машинных алгоритмов. Многое в отечественном образовании деградировало по недосмотру, из-за стремления сэкономить, или ввиду неумелых попыток насаждать на российской почве чужие и чуждые образцы. Однако, есть и стратегия. Сознательная интенция. Капиталу нужны ограниченные, зашоренные – и покорные люди. Они не должны задаваться фундаментальными вопросами: «Что есть я?», «Как устроен мир?», «Какова моя роль в нём?», «Как устроен человеческий социум, и можно ли его устроить лучше?». Нет, ни в коем случае! Господам жизни опасны мыслящие пролетарии. Чем темнее холоп – тем лучше! Тем проще держать его в повиновении – не силой, а ложью. Им нужны «квалифицированные потребители» и рабы.
Повторюсь, правильные слова звучат с высоких трибун все чаще. Про необходимость защищать права учителя. Про достоинство и материальную обеспеченность работников образования. Про то, что его недопустимо позиционировать как просто еще одну платную услугу. Но пойдут ли за словами дела? ЕГЭ и всё с ним связанное стоит монолитом. Финансирование жизненно важной для государства и народа сферы остается мизерным. Школьные поборы, стыдливо именуемые “добровольными пожертвованиями”, очевидно, тоже в ближайшем будущем никуда не денутся. Можно с пафосом вещать что угодно: пока не поменяется принцип, отношение, политика – система – всё останется на своих местах.
А теперь, кто бы ты ни был, задумайся.
Если ты — учитель, то спроси себя: в этом ли твоё призвание? Не учить детей вечному и прекрасному. Не готовить их к встрече со всеми несовершенствами мира так, чтобы они были во всеоружии. Не открывать им тайны и загадки мироздания, радуясь их победам и успехам. А плодить бездумную орду потребителей, которых ждёт впереди лишь разочарование от множества обманов.
Если ты — молодой парень или девушка, то спроси себя: хочу ли я оставить в этой жизни свой след? Творить, воплощать в реальность мечты. Плодотворно трудиться, досконально зная и любя свое дело? Или тебе хватит относительно сытого желудка и мира размером в монитор смартфона?
Если ты – родитель, отец или мать ребенка-школьника, то спроси себя: каким может стать его будущее, если он своевременно не получит необходимые знания? Подумай о том, как много крадут у твоего сына или дочери. Посмей честно назвать вещи своими именами и признай: любой, кто не имеет средств, чтобы оплачивать дополнительное образование, нанимать репетиторов и натаскивать своих детей на ЕГЭ, заведомо обрекает их на роль лузеров. Отстающих в гонке за место под солнцем. Но разве это справедливо?
Образование – это фундамент социума, почти столь же важный, как распределение в нем собственности и власти. В школах и университетах молодежь осваивает не только науку, но и азы существующих общественных отношений. Пока мы живем в стране периферийного капитализма, это неминуемо будет сказываться на системе образования. Но верно и обратное. Если нам удастся изменить школу, глубже и лучше обучать новые поколения, мы непременно изменим систему.
Наше завтра начинается за школьной партой. Что сегодня мы сделали для него?