Работа над собой, собственные глубинные изменения для многих являются невероятно тяжелым и мучительным трудом. А истинным счастьем считается реализация того, что дано от природы, стремление добиться большего в жизни, чем другие — именно на этом люди фокусируют все свое внимание. Но жизнь постепенно нас учит тому, что истинным счастьем будет являться ежесекундное собственное изменение, помогающее усилить стремление к любви и к Богу.
Многие мечтают о том, чтобы и денег иметь больше, чем другие, и карьеру успешную построить и в этом видят счастье. Грех ли это?
Нет, никакого греха в стремлении быть успешным, если соблюдать заповеди и ставить на первое место любовь к Богу. Если же этого не делать, тогда обладание деньгами становится грехом, желание реализации своей мечты и человеческого счастья — также. Почему?
Цель многого добиться и многое получить от жизни подлежит осуждению, если есть в душе у человека яд их приоритетности над любовью к Богу и людям. Если мы просто хотим добиться большего, чем другие, — это нормально. Но если мы добиваемся чего-то для того, чтобы кого-то унизить, кому-то отомстить, идти по головам ради своих целей, себя поставить над кем-то, проявить свою власть, манипулируя людьми, то это грех. В таком поведении в наших желаниях изначально кроется агрессия по отношению к людям, нарушение заповеди любви к ближнему. Поэтому имея дело с людьми,надо помнить об их Создателе.
Иначе будущее закрывается, и даже если мы добьемся того, чего хотим, то можем все потерять, в том числе можно потерять здоровье и даже жизнь, поэтому главное при движении к цели не забывать народную мудрость, что счастье не построить на несчастье других.
Помыслы должны быть чистыми изначально при постановке целей: Бог нам велел служить Ему через людей с любовью. Мы ничего не можем сами, кроме как иметь чистые помыслы при общении с людьми и искренние, благородные мотивы поведения при оказании им всяческой помощи и поддержки. Поступать с другими надо так. как мы бы хотели, чтобы поступали с нами.
Бог сочувствует тому, что у людей постоянно возникает нужда в совершении грешных дел, мыслей, желаний, ведь они настолько несовершенны, что греховность так и прорывается через их желание жить по-божески, сводя на нет все попытки приблизиться к совершенству.. Так и мы должны чувствовать и вести себя с людьми, а это значит проявлять эмпатию и быть снисходительными и милосердными.
Снисходительность – нравственное достоинство человека, которое проявляется как способность прощать другому обиды, не обращать внимание на его недостатки, уступать в спорах, оказывать заботу, внимание и не проявлять никому своего неудовольствия.
Нельзя этим гордиться, все должно идти от сердца и от любви к людям. Кроме того, не стоит привязываться к своим достижениям и успехам, иначе все земное, к чему мы привязались и что считаем только своим результатом, а не Богом дарованным, будет у нас отнято. Правильным ориентиром, чтобы этого не произошло, должна быть приоритетность воли Бога, а не нашей во всех действиях.
Мы ходим перед Богом, Он все знает о наших мотивах поведения, мыслях и поступках, поэтому надо каждую минуту стараться концентрировать фокус своего внимания на том, чтобы отслеживать свои реакции, мысли, эмоции на соответствие заповедям. А если думать о мирском и концентрироваться на угождении людям ради их хорошего мнения о нас и тщеславия, то наше внимание рассеивается от главного и легко можно скатиться в тревожность: как бы чего не вышло, что люди подумают и тд. Пока мы не познаем себя, свои положительные и отрицательные стороны, не научимся распознавать свои эмоции, их контролировать, не научимся понимать мотивы своих поступков, до тех пор наше восприятие себя, самооценка не станет адекватна реальности и будет зависеть от мнения окружающих.
Нашему самолюбию приятно, когда о нас говорят то, что нам хотелось бы слышать и неприятно узнавать то, что мы в себе не хотим замечать или не хотели бы видеть, то, что нам не нравится в себе, ведь от этого страдает наше Эго, самолюбие. Поэтому человека беспокоит то, что о нём скажут, что подумают, так как действует установка "слыть хорошим" (как все) и страх быть "гадким утёнком", то есть "отверженным".
Гордыня, Эго не даёт увидеть объективную картину нашего внутреннего содержания, от того человеку бывает больно признавать свои ошибки и промахи-грехи. Ему хочется защитить свою придуманную красивую, а не реальную картину мира, где он в центре всего. На самом деле стоит сфокусировать свое внимание на внутреннем состоянии и честно признаться себе в греховности, а значит Нелюбви к своей душе.
Нас "настоящих", наше наполнение сердца, его глубину видит и знает только Бог, но понимать себя мы можем научиться, если во всем будем ориентироваться на Его заповеди, наблюдая за своим состоянием в "здесь и сейчас" и постоянно смотреть есть ли внутри нас любовь и умиротворенность.
В гордом сердце всегда отсутствует покой, там живёт страх и неудовлетворенность, недовольство, агрессия, так как в нём нет места для Бога как источника Любви, Мира и светлой Радости.
Стремление к успеху — это часто проявление гордыни. Гордыня является матерью всех грехов и самой распространенной страстью. И, можно сказать, что она — начало всех начал. Если мы проследим любые другие страсти, то мы всё равно по этой тропинке придём к одному истоку — гордыне.
Вся гнусность гордыни заключается в том, что она невидима, как радиация. Поэтому человек не чувствует опасности. Это особенно хорошо прослеживается на тщеславных людях, когда человек сам себе кажется очень умным и любит на себя обращать внимание, всё время хвастается. В его речи чаще всего употребляется местоимение "я". Но со стороны он выглядит глупцом, не понимает, почему с ним никто не хочет общаться. Он обижается на людей, всё время их обвиняет в неразвитости, ставит себя выше, подчеркивая свою образованность или избранность. А причина заключается в самом факте отвратительности тщеславия и его проявлениях. Кроме того, горделивый чедовек очень обидчив. Поэтому если мы обидчивы и злопамятны, это значит, что в нас действует гордыня и мы уязвимы от критики и замечаний, не способны адекватно относиться к мнению окружающих о нас и меняться к лучшему.
Если человек гордится тем, до чего дослужился благодаря только себе, а не Божьей помощи, то он не осознает принцип: Бог дал, Бог и взял. Он приписывает только себе все достижения, результаты, привязываясь к ним, срастаясь в своем воображении с успехом, со своей должностью, с властью, которую она дает, с тем, чего он достиг, считая себя выше других и проявляя высокомерие к людям. От этого его самооценка становится завышенной, начинает зависеть больше от занимаемой должности и мнения начальства. Отсюда возникает страх все потерять и растет постоянная тревожность. Человек чувствует зыбкость почвы, на которой построил здание своей карьеры и начинает бояться не получить то, чего желает, ощущая зависимость основы своей успешности от мнения других и потому чувствует неуверенность в себе и риск краха положения в обществе. Он находится в полной зависимости от этих мыслей и осознает, что не имея навыка самоподдержки не справится с ситуацией и потому еще больше привязывается к своему положению.
Такой человек становится уязвим и испытывает сильное раздражение, когда умом видит, что у кого-то есть иная, сильно отличающаяся, чуждая и непонятная ему система ценностей: его сердце не понимает и не принимает того, что видит его ум, и возражает. Тогда он старается либо начисто игнорировать неприятный для него факт, либо его извратить: исключает непонятного ему другого человека из сферы своих контактов или считает, что тот просто лицемерит, а на самом деле он такой же, как и все, то есть я.
По мере духовного роста человек осознает, что был неправ и понемногу начинает испытывать инстинктивное уважение к людям, которые постигли сердцем то, о чем у него имеется лишь поверхностное ментальное представление. В этот момент открывается путь к духовному преображению через изменение себя и своего отношения к жизни.
То, на чем мы фокусируем свое внимание, то и взращиваем в себе, тому и даем энергию роста. Надо научиться искать лучшее в себе, так как именно от нас зависит то в каком направлении мы развиваемся, умеем ли преобразовывать свои минусы в плюсы, разотожествлять ум и душу, следовать голосу интуиции и совести.
"Начните искать лучшее, и этого станет больше вокруг вас. Найдите в себе то, за что вас можно уважать или любить, и вы удивитесь, что люди тоже заметят это в вас. Вся жизнь может перевернуться буквально на следующий день, если вы измените то, что ищете" — так говорит Нико Бауман, современный специалист в области психологии.
Образ Божий есть в каждом человеке и он не может быть ничтожным, потому что это и есть наше высшее достоинство, данность, семя, заложенное в нас Богом, которое должно прорасти. Нам нужно увидеть разницу между тем, кем мы призваны быть (носители образа Божия), и тем, кем мы являемся на практике без помощи Божией —существами, поврежденными грехом и мало на что способными своими силами. Призывая к трезвению и смирению, святые отцы дают нам горькое, но необходимое лекарство от гордыни, которое открывает путь к настоящему величию человека, то есть к жизни в Боге и с силой Его благодати. Мы ничтожны сами по себе, но обретаем бесконечную ценность в Нём.
Бог духовно исцеляет нас только с нашего согласия, через наше свободное "Я хочу, я готов!". Мы должны захотеть обратиться к Нему, захотеть очистить свою душу от грехов и страстей, изьявить свою волю на сотрудничество с Его благодатью через синергию, соработничество с Ним, сотворчество.
Когда в сознание сердца входит это желание, тогда то, что человек любит, он не воспринимает как личную собственность, видя в этом дары Бога. Вместе с тем, что он испытывает за них высшую ответственность, он еще ощущает с ними связь, но не привязывается к ним, не прилепляется душой.
Бог сам знает, в чём мы имеем нужду, и сам всё это подаст нам в нужное время, когда мы будем готовы принять эти дары без взятия греха на душу, а с любовью и благодарностью к Нему за заботу.
Все, что мы имеем в земной жизни дается нам в аренду и ничего из этого в тонкий мир не заберем мы после смерти. С нами останется только то, что наработали через духовное совершенствование себя, что уплотнили через духовное делание в виде высокочастотных энергий в матрице души.
Оказывается, главное — это возложить на Бога упование, довериться Ему, поверить в Него, отказаться что-то делать для себя и начать что-то делать ради Него через помощь людям своим даром.
И осознав всё то, что дал нам Бог, и всё то ценное, что Он делает для нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно, мы должны исторгать из нашей груди только одну молитву — "Благодарю" и восклицать "Слава тебе, Господи, за все!"
Гордыня же — это эгоизм человека, его самость, неспособность признать волю Бога, возвеличивание себя среди людей. Она требует своего, как избалованная дочь, нуждающая в любви и признании. Только Божия любовь может покрыть сей порок.
Гордыню нужно уметь в себе увидеть, распознать и рассматривать как место неспокойного сердца, когда нет баланса энергий, нарушено равновесие, где эго-энергии преобладают над нашим устремлением к Богу для воссоединения с Ним. В то время как покой — есть смирение и принятие "в здесь и сейчас" , где гордыня уже пребывает в стеснении: перед величьем Бога тревога утихает и мы доверяем больше Господу, а не себе.
Любовь живет только в спокойном сердце, так как мир и покой — есть суть Царствия Божьего внутри нас.
Наша сила воли — главный стержень и основа духовного преображения и любви к себе. Сосредотачивая фокус внимания не на внешнем проявлении себя, а на внутренней работе над собой, мы осознаем, что ее проявление требует затрат энергии и нашей решимости в волезаявлении двигаться по пути обОжения. Приближаясь к богоподобию мы пожинаем ее плоды и они сладки, мы чувствуем приятное послевкусие, так как движемся по пути преодоления своего несовершенства и греховности, очищая душу.
Быть несчастным легко, а вот чтобы быть счастливым, надо ПРОСТО БЫТЬ и открыться Любви, это и есть следование призыву Христа "будьте как дети"! Ведь все в мире создано Богом для нашего блага и во имя Любви.
Чтобы стать счастливым, нужно провести глубокую внутреннюю работу по поиску причины на духовном уровне с целью исцеления той части нас, которая на данный момент времени несчастна. Это может быть внутренний ребенок или непрощенные обиды, лежащие камнем в глубине нашего подсознания.
А это значит учиться анализировать и видеть во всем то, чем оно является на самом деле, без всяких когнитивных искажений, видеть себя настоящим, со всеми грешными мыслями, неправедными поступками, познавая свою темную сторону. Легче распознать в себе греховные помыслы, осознавая, что так мы отрекаемся от Бога и тогда на первое место выходит то, что внушают нам темные силы и наш собственный "друг-недруг" мозг, легко идущий у них на поводу. Сатана сам себя изгонять не может, иначе Он разрушит свою власть над нами. На это способны только мы САМИ с Божьей помощью.
Конечно, сложно снять свои ложные установки и привычные фильтры восприятия действительности, увидеть и нивелировать когнитивные искажения, прораработать негативные родовые программы. Для этого надо приложить четкое желание измениться, силу воли и непрестанный труд над собой и это каждодневный и очень нелегкий путь.
Гордыня есть абсолютно у всех. Только степень поражённости разная. Потому что, если бы нашёлся такой человек, у которого бы не было гордыни, то он был бы святым, так как отсутствие ее сразу же восполняется принятием всего происходящего как воли Бога и смирением. А смирение привлекает к себе благодать Божью, в этом и есть святость — состояние, когда душа человека наполнена Любовью, Светом, а значит Божией благодатью.
Быть счастливым значит иметь стремление жить в согласии с Богом, с Его волей, чтобы мы могли соединиться с Самим Богом: обОжиться, держать Его постоянно в фокусе своего внимания как маяк на пути духовного делания.
В этом заключается смысл и цель человеческой жизни, в этом был смысл Жертвы Христовой. И мы должны идти за Христом путем исполнения Заповедей Божиих через смирение, духовное делание, помощь церковных Таинств и молитвы во славу Бога. В этом движении заключается процесс соединения энергий человека с Божественными энергиями для приобретения Его свойств любви, святости, бессмертия.
Бог есть Любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге!