Илья Репин – титан русской живописи, мастер психологического портрета и жанровых сцен. Он умел, как никто другой, запечатлеть на холсте не просто внешность, а саму душу человека, его страдания и радости.
Одним из самых ярких примеров его таланта является картина "Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых".
Это не просто историческое полотно, это размышление о справедливости, вере и человеческой природе, поданное в фирменном репинском драматичном стиле. А еще это повод задуматься о том, как сильно на зрителя влияет исторический подтекст и эпоха, в которой он живет.
С этой картины началась история Русского музея
В феврале 1889 года в Санкт-Петербурге открылась 17-я экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, где и было выставлено данное произведение.
Отзывы о картине были разными: от положительных до резко негативных. Писатель Митрофан Ремезов, например, дал высокую оценку, назвав её лучшим на всей выставке, как с точки зрения замысла, так и с точки зрения исполнения.
Лев Толстой, напротив, утверждал, что смысловое наполнение картины не представляет художественной ценности, не отличается оригинальностью и не является значимым для автора. Он отмечал отсутствие композиционного центра и разобщенность персонажей, о чем эмоционально написал в апрельском письме 1889 года, адресованном Н.Н. Ге:
Зато Толстой весьма положительно отозвался о работе самого Ге, представленной на той же выставке 1889-го:
Картину вашу ждал и видел. Поразительная иллюстрация того, что есть искусство, на нынешней выставке: картина ваша и Репина. У Репина представлено то, что человек во имя Христа останавливает казнь, то есть делает одно из самых поразительных и важных дел. У вас представлено (для меня и для одного из 1 000 000 то, что в душе Христа происходит внутренняя работа, а для всех) — то, что Христос с учениками, кроме того, что преображался, въезжал в Ерусалим, распинался, воскресал, еще жил, жил, как мы живем, думал, чувствовал, страдал, и ночью, и утром, и днем.
А вот император Александр III приобрел картину Репина, и, согласно распространенной легенде, считается, что именно покупка этой работы помогла принять окончательное решение о создании Русского музея.
Легенда подкрепляется воспоминаниями князя Владимира Мещерского:
Однако, каких-либо документальных подтверждений этому нет, так как в основу коллекции нового музея легли многочисленные произведения, поступившие к 1898 году из Академии художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца и пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского, а также приобретённые в частных коллекциях.
Исторический контекст: Чудо, ставшее сюжетом
В основе сюжета лежит легенда о святом Николае Мирликийском (он же Николай Чудотворец, он же Санта-Клаус – да, у него много имен!).
Согласно сюжету, описанном в рукописи четвёртого столетия «Деяния о стратилатах»:
Репин обратился к этой легенде не случайно. Конец XIX века в России – время социальных потрясений, поиска правды и справедливости. Образ святого, защитника невинных, был особенно актуален и находил живой отклик в сердцах зрителей.
Композиция и детали: Драма, развернутая на холсте
Картина поражает своей динамичностью и экспрессией. Репин мастерски выстраивает композицию, сосредотачивая внимание зрителя на ключевых моментах. В самом центре – фигура святого Николая, властно останавливающего руку палача. Его жест полон решимости и силы. Вокруг – смятение и ужас: осужденные, в отчаянии ожидающие смерти; палач, застывший в недоумении; толпа зевак, пораженная чудом.
Репин уделяет огромное внимание деталям. Каждое лицо, каждый жест передают гамму чувств – от страха и надежды до удивления и благоговения. Художник использует контраст света и тени, чтобы усилить драматический эффект.
Считается, что прототипом для образа Николая Мирликийского послужил Лев Толстой, с которым Репин активно общался в то время. Однако, черты лица святого художник позаимствовал у поэта Аполлона Майкова. Палач был написан с художника Николая Кузнецова. В качестве модели для приговорённого к казни, стоящего на коленях, выступил писатель Иероним Ясинский. А образ хрупкого юноши, ожидающего смертного приговора, Репин создал, основываясь на внешности писателя-символиста Дмитрия Мережковского.
"Женский" наряд: Необычный поворот в мужской моде далёкого прошлого
А теперь самое интересное – Почему один из персонажей одет в одежду, напоминающую женскую? Этот вопрос будоражит умы любопытных зрителей не первое десятилетие. Наши современники очень часто выдвигают версию о том, что юноша в розовом коротком одеянии является представителем нeтрадиционных мeньшинств. Что тут скажешь? Лишь "O tempora, o mores!" 🤷♀️.
Ответ кроется в исторических особенностях эпохи. Дело в том, что в те времена (а Николай Чудотворец жил в IV веке в Византии) мужская одежда сильно отличалась от той, к которой привыкли мы с вами, и мужчины вполне себе носили одеяния, которые современному зрителю кажутся женскими:
Очевидно, что перед нами молодой человек из состоятельной семьи, с которого перед казнью сорвали верхние одеяния (которые были весьма дорогими), оставив лишь нижнюю тунику.
Для лучшего понимания привожу некоторые особенности моды тех времен:
- Многослойность: Византийцы носили туники в несколько слоев, используя ткани разной плотности. Нижняя туника была из тонкой ткани, а верхняя – из более плотной.
- Социальный статус: Описание юноши, с которого сняли верхнюю одежду, указывает на его богатство. Его оставили в "исподнем", то есть в нательной тунике, что было унизительно и подчеркивало его беспомощность перед казнью.
- Цвет и вышивка: Розовый цвет и цветочная вышивка не имели гендерной коннотации, как в современной моде. Эти элементы декора могли использоваться как мужчинами, так и женщинами.
Так что никакой ошибки или гендерной интриги тут нет - просто исторический контекст и особенности того времени. И да, это очередной повод убедиться, что мода – дама капризная и переменчивая, и то, что сегодня кажется нам странным, вчера было вполне обыденным.
Вариации на тему: Репин и самоповторы
Интересный факт: существует несколько авторских версий этой картины. Репин неоднократно возвращался к данному сюжету, экспериментируя с композицией, цветовой гаммой и деталями. Это свидетельствует о том, что тема справедливости и защиты невинных была для художника очень важна. Он стремился создать образ, который бы максимально выразительно передавал его собственные мысли и чувства.
Обратите внимание, что на этих вариантах молодой заключенный изображен в белом одеянии:
Заключение: Вневременное послание Репина
"Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых" – это не просто картина, это – послание потомкам. Репин напоминает нам о важности справедливости, сострадания и веры. Он призывает нас не оставаться равнодушными к чужой беде и бороться за правду. И даже если мода IV века кажется нам немного странной, главное – это посыл, который художник вложил в свое творение.
А главный вывод? Если вы видите несправедливость – не проходите мимо, даже если не являетесь святым. В конце концов, каждый из нас может быть немного Николаем Чудотворцем, если того захочет.
А что вы, дорогие друзья, думаете об этом полотне? Поделитесь своими мыслями в комментариях. Если хотите, в том числе об одежде молодого человека ⬇
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО: