Учитывая, что за последние годы на экраны вышло так много продолжений картин, давайте вспомним лучшие из них – фильмы, которые превзошли своих предшественников и продвинули франшизу вперед.
С 1980-х сиквелы стали неотъемлемой частью голливудской инфраструктуры, а общественное мнение по поводу их поп-культурной и художественной ценности изменилось. Они больше не были обычными квазиремейками с возвращенными персонажами из первого фильма и значительно меньшим бюджетам, а превратились в отдельные истории, которые студии могли развивать дальше. Это не значит, что сиквелы за одну ночь завоевали популярность, «ушли от халтуры» (например, «Челюсти 3D» 1983 года), или плохие сиквелы перестали выпускать (например, «Конан-разрушитель» 1984 года). Однако если взглянуть на современную кинокультуру, становится ясно, что франшизы правят балом. Тем не менее, создать успешный сиквел — задача не из легких, особенно если первый фильм любим зрителями. А еще сложнее сделать сиквел лучше оригинала, особенно когда первый фильм сам по себе является большим достижением.
УЖАСАЮЩИЙ 2 / TERRIFIER 2(2022)
«Ужасающий 2» Дэмьена Леоне – тот самый фильм со скромным бюджетом, который смог. Этот слэшер о сверхъестественном, возникший практически из ниоткуда, стал феноменом ужасов и наполнил кошмары людей образами Клоуна Арта (Дэвид Говард Торнтон). Первая картина «Ужасающий» (2016) была удачным экспериментом с практическими эффектами и незамысловатым сюжетом. Леоне позитивно воспринял критику данной киноленты для создания эпичного слэшера. Фильм превзошел оригинал во всех отношениях, получил высокие оценки от кинематографических критиков, отметивших значительное улучшение качества, проработку персонажей и актерскую игру Лорен Лаверы.
ДЭДПУЛ 2 / DEADPOOL 2 (2018)
Образ Дэдпула в исполнении Райана Рейнольдса быстро превратил культового антигероя Marvel в одного из самых узнаваемых персонажей комиксов. В этом эффектном сиквеле, удвоившим бюджет и всеобщее веселье на экране, режиссер Дэвид Литч взял бразды правления франшизой в свои руки. Он представил новых героев-мутантов Кейбла (Джош Бролин) и Домино (Зази Битц), которые вместе с Дэдпулом пытаются помешать молодому мутанту-пирокинетику Расселу (Джулиан Деннисон) стать убийцей в будущем. Что делает «Дэдпула 2» таким выдающимся, так это не его неконтролируемый уровень насилия и ругательств (которых в фильме предостаточно), а его высокий уровень сопереживания и повторяющаяся тема о том, что травмированных людей можно исцелить. Хотя фильм не является сложносочиненным в сюжетном плане, однако он гораздо сильнее в эмоциональном, что сложно себе представить в фильме о сквернословящем наемнике.
«Дэдпул 2» собрал в мировом прокате 785 миллионов долларов, что позволило ему стать самым кассовым фильмов вселенной «Люди Икс» и вторым самым кассовым фильмом с рейтингом R после «Джокера».
ФОРСАЖ 5 / FAST FIVE (2011)
С выходом «Форсажа 5» режиссер Джастин Лин дал толчок развитию франшизы и превратил её из серии, сосредоточенной на уличных гонках и мелких ограблениях, в глобальный приключенческий боевик, где перестрелки и драки стали не менее важны, чем сами автомобили.
«Форсаж 5» – это чистое развлечение, и он возвращает в историю актёров из различных сиквелов, демонстрируя на большом экране одно из самых масштабных и захватывающих ограблений. Кроме того, появление Дуэйна Джонсона в роли агента Хоббса, его противостояние с Домом (Вин Дизель) и Брайаном (Пол Уокер) вывело карьеру актёра на новый уровень. Последующие же сиквелы были погружены в трагедию смерти Уокера и обладали всё более запутанными сюжетными линиями, в то время как «Форсаж 5» держался на силе семейных отношений.
ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ: ДРУГАЯ ВОЙНА / CAPTAIN AMERICA: THE WINTER SOLDIER (2014)
В то время как «Первый мститель» режиссера Джо Джонстона был забавным возвращением в прошлое, братья Руссо поместили Стива Роджерса (Крис Эванс) в современный мир и воплотили в жизнь любимую историю о Зимнем солдате, написанную Эдом Брубейкером и Стивом Эптингом.
В партнерстве с Черной Вдовой (Скарлетт Йоханссон) и Соколом (Энтони Маки) Капитан Америка сталкивается со своим старым другом, ставшим врагом, Зимним солдатом, он же Баки Барнс (Себастьян Стэн). Сиквел перенес супергероя в сферу шпионажа и шпионского искусства, а также предложил более глубокий уровень самоанализа персонажа, поскольку Капитану Америке приходится отстаивать свои позиции в прошлом и в настоящем. Благодаря выдающимся боевым сценам, содержащим зрелищную драку на ножах, и деконструкции одного из старейших институтов Marvel, «Щ.И.Т.», история о Зимнем солдате остается одним из лучших сиквелов в киновселенной Marvel.
ДЖОН УИК 4 / JOHN WICK: CHAPTER 4 (2023)
У данной франшизы существуют одна проблема: все сиквелы оказались лучше оригинального фильма 2014 года . Выбирайте любой – у каждого есть зрелищные боевые сцены, эффекты и визуальный ряд. Однако 4-я часть содержит все то, что зрители любят в данной франшизе – от эпических поединков на самурайских мечах и перестрелок на крыше зданий до мгновенно ставшей культовой битве на лестнице.
Джон Уик (Киану Ривз) возвращается таким же ловким и готовым к бою, как и всегда. Введение новых персонажей Кейна (Донни Йен), Акиры (Рина Саваяма) и Трекера (Шамиер Андерсон) еще больше расширяют киновселенную, что приводит к эволюции от скромного боевика до невероятной саги о поисках спокойствия в мире бесконечного насилия.
ЛОГАН / LOGAN (2017)
После выхода фильма «Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009) не оставалось иного пути, кроме как сделать следующий проект на голову выше. Для сиквела «Росомаха» (2013) к команде присоединился Джеймс Мэнголд, однако добиться значимых улучшений не позволило лишь отсутствие рейтинга R. Зато Мэнголд смог полностью раскрыться в «Логане», антиутопическом вестерне, в котором Логан (Хью Джекман) должен защитить свою 11-летнюю дочь-мутанта Лору (Дафни Кин) от преследующих ее ученых, желающих использовать в качестве оружия. Игра Джекмана и Патрика Стюарта в роли Чарльза Ксавьера делает финальную главу мрачной, но вполне заслуженной. А с рейтингом R Мэнголд, наконец, продемонстрировал всю жестокость Росомахи, о которой поклонники персонажа мечтали десятилетиями.
МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ / MISSION: IMPOSSIBLE – FALLOUT (2018)
Франшиза «Миссия невыполнима» подарила несколько потрясающих сиквелов. И Кристофер Маккуорри, взявший на себя управление франшизой в пятой части, сыграл ключевую роль в сохранении актуальности и увлекательности серии, начавшейся еще в 90-х годах. И вполне возможно, что именно данная часть «Племя изгоев» заслуживает места в этом списке, однако шестой фильм «Последствия» немного ее превосходит, представляя Итану Ханту (Том Круз) достойного противника, как в физическом, так и умственном проявлении, в лице Августа Уокера (Генри Кавилл). С помощью своей команды – Лютера (Винг Рэймс), Бенджи (Саймон Пегг) и Ильзы (Ребекка Фергюсон) – Хант пытается предотвратить ядерную войну – попадание трёх плутониевых ядер в плохие руки.
Сюжет построен вокруг эффектных трюков и декораций, которые шокируют и захватывают. Сцены прыжков и погони на вертолёте просто невероятны, а тот факт, что Круз снял их сам после месяцев подготовки, еще раз демонстрирует нам волшебство и риск кинопроизводства.
ЧЕЛОВЕК-ПАУК 2 / SPIDER-MAN 2 (2004)
В сиквеле супергеройского феномена «Человека-паука» (2002) режиссер Сэма Рэйми сосредотачивается на своем фирменном визуале и стилистике.
По сюжету Питер Паркер (Тоби Магуайр) изо всех сил пытается совместить свои повседневную и супергеройскую жизни как Человека-паука, в то время как Мэри Джейн (Кирстен Данст) пытается забыть его, а Гарри Озборн (Джеймс Франко) стремится отомстить за убийство своего отца. Эти личные кризисы персонажей усугубляются еще и появлением нового противника, Дока Ока (Альфред Молина), который страдает от собственной утраты.
В итоге «Человек-паук 2» превратился в один из самых личных фильмов Сэма Рэйми. И, хотя в проекте есть обещанный невероятный экшен, все же сиквел во многом стал психологическим исследованием персонажей. Вместо того, чтобы внедрить серьезные проблемы в мир комиксов и налегке их обыграть, режиссер помещает персонажей комиксов в реальный мир и заставляет пройти через свои потери с разбитыми сердцами, но с обретением новой надежды.
ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН: РЕВОЛЮЦИЯ / DAWN OF THE PLANET OF THE APES (2014)
Режиссер Мэтт Ривз взял перезапущенную франшизу «Планета обезьян» и развил общий конфликт, представив Цезаря (Энди Серкис) в образе драматического персонажа, пытающегося добиться невозможного мира, который неизбежно приведёт к войне. Пока Цезарь пытается найти мирные пути существования с остатками человечества, Коба (Тоби Кеббелл) только усугубляет конфликт, похищая оружие у людей и организуя полномасштабное нападение на их убежище.
Режиссер добился впечатляющих успехов в технической части съемки, проработки движений (номинация на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты), где обезьяны являются одними из самых впечатляющих персонажей.
АВАТАР: ПУТЬ ВОДЫ / AVATAR: THE WAY OF WATER (2022)
Прошло 13 лет, но, Джеймс Кэмерон оправдал ожидания! Хотя многие разговоры о сиквеле «Аватара» сводятся к невероятным прорывам в технологиях. Кэмерон столкнулся с долей критики как сценарист. Однако подобные фильмы зарабатывают деньги не только благодаря впечатляющим визуальным эффектам, а потому что зрители сопереживают персонажем и их истории. В сиквеле «Путь воды» есть нечто универсальное — история о семейных ценностях, адаптация под новую среду обитания, принятие самого себя и поиск новой идентичности. Кэмерон акцентирует внимание на универсальных истинах – быть родителями тяжело на любой планете и, может быть, даже труднее, чем противостоять инопланетным захватчикам.
ДОКТОР СОН / DOCTOR SLEEP (2019)
Режиссер Майк Флэнаган взялся за, казалось бы, невыполнимую задачу: адаптировать продолжение романа Стивена Кинга «Сияние» и создать сиквел фильма Стэнли Кубрика «Сияние» (1980), который не только значительно отличается от книги, но и не очень понравился самому Кингу. Тем не менее, каким-то образом Флэнагану удалось создать фильм, который чтит как работы Кинга, так и Кубрика; а также заложить что-то личное. Спустя десятилетия после событий «Сияния» Дэн Торренс (Юэн МакГрегор) возвращается к ужасам из своего прошлого, поскольку ему необходимо защитить молодую девушку Абру Стоун (Кайли Карран) от вампирского культа «Истинный Узел», возглавляемого мастером-манипулятором Роуз-в-Шляпе (Ребекка Фергюсон).
Картина, которая впечатляет на каждом шагу (и еще больше в режиссерской версии), является трогательным и ужасающим исследованием концепции искупления, ужасов прошлого, которые преследуют людей.
КРИД: НАСЛЕДИЕ РОККИ / CREED (2015)
Прежде чем взяться за «Черную пантеру», режиссер Райан Куглер решил оживить франшизу «Рокки», представив стильное сочетание старой и новой школы, объединив поклонников разных поколений. Адонис Крид (Майкл Б. Джордан), сын Аполло Крида (Карл Уэзерс), пытается сделать себе имя в боксе и обращается к Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне), чтобы тот стал его тренером. На Адониса сильно давит наследие отца, в то время как Рокки борется со своим печальным диагнозом – онкологией. Оба героя отправляются во внутреннее эмоциональное путешествие, где они могут полагаться друг на друга как самая настоящая семья.
«Крид» — это психологическая драма о том, как примириться с собой и своим именем. Это идеальный формат для сиквела, поскольку картина развивает сюжетные линии, оставшиеся от предыдущей франшизы, и представляет историю с новыми персонажами. В рамках своеобразной «передачи эстафеты» фильм является одним из самых удачных сиквелов.
ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ / THE DARK KNIGHT (2008)
Очевидно, что после высоких оценок критиков, признаний лучшей экранизацией комиксов о супергероях по версиям многих изданий, сиквел фильма Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало» (2005) не мог не появиться в данном списке. Однако кинолента действительно изменила мир киновселенной, сделав Нолана самого по себе брендом и продемонстрировав, какими могут быть долгоиграющие франшизы. Еще больше поразил факт, что режиссеру не обязательно быть фанатом комиксов, чтобы снять отличную супергероику, если у него есть видение и хороший сценарист. Нолан подошел к работе над «Темным рыцарем» как к криминальной саге о противоречии идеалов, где Бэтмен (Кристиан Бэйл) пытается поддерживать порядок, Джокер (Хит Леджер) наслаждается хаосом, а Харви Дент (Аарон Экхарт) оставляет все на волю случая. И, хотя смерть Хита Леджера навсегда останется бременем проекта, его блестящее исполнение роли Джокера остается одним из величайших актерских подвигов, что говорит о многом, учитывая, что каждый из главных актеров в этом фильме – Гэри Олдман, Майкл Кейн, Мэгги Джилленхол и Морган Фримен – выкладывался на полную.
«Темный рыцарь» переосмыслил культовых персонажей комиксов в новом ключе, в результате фундаментально изменил восприятие зрителями Бэтмена и его мира. Это, безусловно, самый влиятельный сиквел XXI века.
БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ / MAD MAX: FURY ROAD (2015)
Важным аспектом того, что делает четвёртую часть «Безумного Макса» Джорджа Миллера настолько впечатляющей, значительное отличие от предыдущих картин, что кажется практически отдельным творением, доказывающим, что для режиссера никогда не поздно провести стилистическую эволюция. Безумный Макс был культовым научно-фантастическим персонажем, который не появлялся в фильмах с 1985 года, и, безусловно, не ожидалось, что Мел Гибсон повторит эту роль. В то время режиссер Джордж Миллер был известен современной аудитории по фильмам «Делай ноги» и «Бэйб». Когда были опубликованы фотографии к новой части «Безумного Макса», на них был запечатлен суровый, скучный пейзаж, далекий от яркой, залитой солнцем палитры предыдущей киноленты. Даже первые трейлеры не давали чёткого представления о том, каким будет этот фильм. И всё же, «Безумный Макс: Дорога ярости» в первые выходные проката взлетел вверх, став грандиозным подвигом кинематографа и каскадёрской работы. Фуриоза (Шарлиз Терон) сбегает от тирана Несмертного Джо (Хью Кияс-Бёрн) вместе с его женой, и её путешествие переплетается с легендарным бродягой Максом (Том Харди), выжившим в Пустоши. Примечателен не только переход франшизы от Макса к Фуриозе, но и построение мира Миллера, который почти всегда находится в движении. Создаётся впечатление, что «Дорога ярости» – работа молодого режиссёра, однако Миллеру сейчас 80, и он по-прежнему жаждет побед и стремится превзойти самого себя, что дает надежду на грандиозное продолжение «Безумный Макс: Пустошь».