Найти в Дзене
Горожанин о кино

10 фильмов, в которых сознательно изменили финал ещё до съемок

Советские режиссеры сдавали фильмы высоким комиссиям, и не всегда это удавалось просто. Часто под давлением приходилось вносить изменения. Как правило, в подобных случаях финал меняли на более оптимистичный. Такая судьба постигла "Девчат", "Место встречи изменить нельзя", "Белое солнце пустыни", "Экипаж" и множество других культовых кинокартин. Но часто случалось и так, что концовку переделывали ещё до начала съёмок. То есть, фильм уже начинали снимать с иным финалом, чем предполагалось в исходнике. Как правило, такое происходило в случаях, если кино ставили по известным литературным произведениям либо по уже готовому сценарию. И вот сегодня я расскажу вам о десяти таких фильмах. Те, кто читал повесть Сергея Антонова, знают как она заканчивается. А никак. Матвей возвращатеся домой, и на этом всё. С кем он останется, с женой или с той, кого любит по-настоящему (Антониной Глечиковой) - неизвестно. Автор умалчивает, предлагая читателям додумать самим. И по логике, Морозов вполне мог остат
Оглавление

Советские режиссеры сдавали фильмы высоким комиссиям, и не всегда это удавалось просто. Часто под давлением приходилось вносить изменения.

Как правило, в подобных случаях финал меняли на более оптимистичный. Такая судьба постигла "Девчат", "Место встречи изменить нельзя", "Белое солнце пустыни", "Экипаж" и множество других культовых кинокартин.

Но часто случалось и так, что концовку переделывали ещё до начала съёмок. То есть, фильм уже начинали снимать с иным финалом, чем предполагалось в исходнике. Как правило, такое происходило в случаях, если кино ставили по известным литературным произведениям либо по уже готовому сценарию. И вот сегодня я расскажу вам о десяти таких фильмах.

"Дело было в Пенькове", 1957

Те, кто читал повесть Сергея Антонова, знают как она заканчивается.

А никак.

Матвей возвращатеся домой, и на этом всё. С кем он останется, с женой или с той, кого любит по-настоящему (Антониной Глечиковой) - неизвестно. Автор умалчивает, предлагая читателям додумать самим.

И по логике, Морозов вполне мог остаться с Тоней, потому что на протяжении всей книги нам показывают развитие отношений именно между ними, а не между Матвеем и его женой.

Но в драме Станислава Ростоцкого чётко продемонстрировали, что Морозов вернулся в лоно семьи, и конечно же советский фильм, тем более такой острый и по тем временам "сомнительный" не мог окончиться по-другому. У зрителя не должно было остаться и тени сомнения, Матвей остался с Ларисой.

Вот у нас с вами и не осталось.

"Собака на сене", 1977

В конце фильма нам показали помолвку Дианы и Теодоро. Однако почему-то умолчали о судьбе других персонажей, но ведь это так интересно, и сейчас я вам всё расскажу.

Ну, во-первых, Диана хотела бросить Тристана в колодец, чтобы тот никому не разботал секрет, что Теодоро - не сын Лудовико. Правда, потом передумала.

Фабио женится на Марселе (вот это поворот), а Тристан - на Доротее.

-2

При этом, маркиз Рикардо снабжает приданным Марселу, а граф Федерико - Доротею.

Таким образом, авторы фильма не поведали нам сразу о двух свадьбах, кроме основной (Дианы и Теодоро).

"Молодая жена", 1978

Рассказ Ирины Велембовской "За каменной стеной" заканчивается крайне минорно. Он вообще очень суровый и мрачный, с кучей неприглядных подробностей. А Алексей Иванович там просто антигерой.

И в конце Маня уходит от мужа, а потом подбирает и его тетушку. Алексей Иванович остаётся один в своем шикарном, но холодном особняке.

-3

Авторы фильма "Молодая жена" справедливо рассудили, что с подобным финалом успеха не видать, и сделали концовку намного более оптимистичной, где у героев всё хорошо.

"Жестокий романс", 1984

-4

Эльдар Рязанов внёс в сюжет своего фильма множество исправлений, по сравнению с пьесой Островского "Бесприданница". Это и поездка на пароходе "Ласточка" (в тексте Лариса просто едет за реку гулять с купцами). И ночь с Паратовым, которой в книге не было. Но главное, в концовке Огудалова выхватывает у Карандышева орудие и сообщает, что это мол она сама с собой сотворила. Таким образом, у Эльдара Рязанова финал невесел. Юлий Капитонович практически наверняка едет на каторгу. А вот у Александра Николаевича Островского - совсем не факт.

"В поисках капитана Гранта", 1985

-5

Режиссер Станислав Говорухин внёс множество изменений в сюжет романа Жюля Верна, не пощадил он и концовку. Причем, в сторону ухудшения. В телесериале одного из матросов, уцелевших вместе с Грантом, и основавших колонию, не стало. А другой одичал. Но в книге оба моряка как ни в чем не бывало жили с капитаном Грантом на острове Табор и чувствовали себя весьма неплохо.

"Противостояние", 1985

В конце романа Юлиана Семёнова майор Реваз Кардава во время операции по задержанию Коли К-кротова получает ранение.

-6

В телесериале этого эпизода нет. Финал достаточно счастливый, ну а в "Противостоянии-2024" герой Константин Тадава (который вместо Кардавы) вообще женится на журналистке Кире Королёвой. Там совсем всё оптимистично.

"Десять негритят", 1987

А вот здесь Станислав Говорухин внёс в финальные сцены колоссальное изменение. Я бы даже сказал тектоническое. Коренным образом меняющее весь смысл, всю суть романа Агаты Кристи.

Потому что в книге судья Уоргрейв, до Негритянского острова, не совершал никаких преступлений. Он осудил Ситона справедливо. А на острове просто карал тех, кто по его мнению, не заслуживает жить.

-7

Но в кинофильме Говорухина Уоргрейв виновен и жестко наказывает себя за незаконное осуждение Ситона.

А в романе судья лишает себя жизни потому, что тяжело болен и в любом случае долго не протянет.

"Сердца трех", 1992

Во время экспедиции по вызволению сокровищ Акатавы, по роману Джека Лондона сама королева лишается жизни в результате действий Торреса. Да, именно тот самый несостоявшийся жених стал причиной безвременного ухода своей "невесты".

-8

Но в экранизации все целы, живы, здоровы и даже довольно упитаны.

"Узник замка Иф", 1987

Краеугольный, важнейший сюжет романа Александра Дюма - месть Эдмона Дантеса королевскому прокурору де Вильфору через его жену Элоизу. Именно граф внушает женщине мысли об отравлении, после чего её жертвами становятся дедушка и бабушка Валентины, а затем чуть было и не сама девушка.

-9

В конце Элоиза уходит из жизни добровольно и забирает с собой родного сына Эдуарда.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич всё это удалил из фильма, почему? Ведь именно после трагедии с мальчиком граф Монте Кристо начинает осознавать, что возможно, и был не так уж прав, осуществляя свой коварный план мести.

В заголовке я написал, что фильмов 10, но на самом деле их 11. Просто последние два давайте засчитаем за один, поскольку изменения не такие существенные, как в предыдущих девяти, но они всё-таки имеются.

"Берегись автомобиля" (1966), "Бриллиантовая рука" (1969)

Итак, из концовки черно-белой истории о приключениях Юрия Деточкина исчезли два важных факта.

Во-первых то, что сразу же после освобождения Юрий Иванович позвонил Максиму Подберезовикову. И таким образом, их дружба продолжится.

-10

А во-вторых, что своего сына Юра и Люба назвали Максимом. То есть, они поженились.

Эти сведения имеются в киноповести Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского "Берегись автомобиля", но из экранизации их убрали.

Что же касается оригинального сценария "Бриллиантовой руки", то там в конце Надя сообщает Семен Семенычу, что кажется, у них будет ещё один ребёнок, третий.

Однако, это фривольную фразу решили в фильм не добавлять.

-11

А вам какие больше концовки нравятся? Оригинальные или те, которые потом попали в фильмы?

Буду рад, если вы поставите лайк и подпишетесь мой на канал, чтобы не пропустить выхода новых увлекательных статей про отечественное кино и артистов.

А также читайте мою статью, в каких фильмах руководство вынудило режиссёров изменить финал уже во время съемок.