Найти в Дзене

Дом Сидорова: на углу осени и истории

Оглавление

Осень в Астрахани приходит тихо🍂. Она не торопится, сначала лишь лёгким шлейфом прохлады в утреннем воздухе, потом жёлтым листом, упавшим на горячий ещё асфальт. И кажется, что лето не сдаётся, но в глубине души понимаешь — начинается пора увядания.

Вот иду я после экскурсии, чуть усталая, но с тем самым тёплым чувством, когда голова полна историй, а сердце полно города. И снова взгляд цепляется за знакомый дом на углу Коммунистической и Хлебникова.

Дом Сидорова, каким я его вижу в начале 20-го века
Дом Сидорова, каким я его вижу в начале 20-го века

Когда улицы носили другие имена 🏘️

Дом Сидорова. Камень и дерево — редкий союз. Строгий горожанин и поэтичный резчик будто сошлись под одной крышей.
Дом Сидорова. Камень и дерево — редкий союз. Строгий горожанин и поэтичный резчик будто сошлись под одной крышей.

Сейчас это Коммунистическая и Хлебникова. А более ста лет назад — Сапожниковская и 1-й Проточный переулок. И райончик был что надо: рядом Кутум, рядом дома купцов и уважаемых горожан — Тетюшинова, Буракова, Троянова.

Ну скажите, мог ли здесь стоять дом простого работяги? Да ни в жизнь!

Дом Сидорова — и тишина с улыбкой 📜🙂

Открываю списки — и там сухо, как в степи без дождя: «Дом Сидорова. Кон. XIX – нач. XX вв.»

Деревянная половина дома прячется за листвой. Но шпиль всё равно видно — гордо тянется ввысь.
Деревянная половина дома прячется за листвой. Но шпиль всё равно видно — гордо тянется ввысь.

И всё. Ни имени, ни отчества, ни рассказа. А ведь Сидоровых у нас было не меньше, чем Ивановых и Петровых.

Порывшись в книгах, я собрала целую «коробку Сидоровых»:

  • Пётр Васильевич — учитель, помощник в училище и при пристани братьев Нобель.
  • Иосиф Семёнович — писцмодельщик (чертёжник) в губернской управе.
  • Иван Яковлевич — учитель пения в Черном Яру.
  • Алексей Яковлевич — секретарь уездного съезда в Красном Яру.
  • Дмитрий Александрович — енотаевский мещанин, член управы.
  • Евгения Григорьевна и Наталья Яковлевна — учительницы в астраханских учебных заведениях.

Читаешь — и голова идёт кругом. Такое ощущение, что Астрахань начала XX века на треть состояла из Сидоровых. Найти фамилию в списке легко, а вот понять — «тот самый он или нет?» — тут уже целый детектив.

И всё же среди этой череды имён выделяется Пётр Дмитриевич Сидоров. Он заседал в управе, входил в комиссию по квартирному налогу, участвовал в благотворительных обществах. Человек статусный и заметный. Такой вполне мог обзавестись солидным угловым домом.

Даже водосток тут не простой — а с кружевом! В Астрахани любили украшать всё, даже трубы.
Даже водосток тут не простой — а с кружевом! В Астрахани любили украшать всё, даже трубы.

Хотя остаётся и другая версия: фамилия «Сидоров» могла появиться в документах уже после революции — по жильцу или ответственному. В таком случае сухая строка «Дом Сидорова» вообще ничего нам не говорит о настоящем дореволюционном владельце.

Камень и дерево — редкий союз 🏛️🪵

Этот дом будто состоит из двух характеров, двух историй.

Каменная часть дома строгая, деловая. Деревянная — резная, душевная. В этом весь Астраханский характер.
Каменная часть дома строгая, деловая. Деревянная — резная, душевная. В этом весь Астраханский характер.
  • Каменная часть — городская, солидная. Фасад строгий, с рустовкой и аккуратными пилястрами, карниз уверенно очерчивает линию крыши. Это говорит: «Я принадлежу к городу, я в ряду домов состоятельных людей».
  • Деревянная часть — совсем другая. Здесь уже не сухая «чиновничья строгость», а душа и поэзия: резные наличники, ажурный фриз под крышей, шпиль на фронтоне.

Символика резьбы ✨

В узорах можно разглядеть целый «алфавит» старинных представлений:

Знаки на фронтоне будто говорят: мы — стражи этого дома. От злого глаза защитим, удачу сохраним.
Знаки на фронтоне будто говорят: мы — стражи этого дома. От злого глаза защитим, удачу сохраним.
  • крестики и ромбы — защитные знаки, обереги от «дурного глаза»;
  • солнечные мотивы (восьмиконечные элементы, лучики) — символ тепла и жизни;
  • зубчики на фризе — будто волны или зубцы крепости, знак защиты;
  • завитки на наличниках — образ растений, намёк на плодородие и обновление.
  • конечно же шпиль-«копьё» на вершине фронтона деревянной части. Он усиливает вертикаль фасада и красиво «собирает» композицию сверху. В традиции резного зодчества такие детали считались «защитой» дома.

И всё это — не просто «красивости», а обережный код, который наши предки понимали без слов.

Балкон с характером 🕊️

Балкон — маленькая сцена дома. Тут можно было выйти подышать вечерним воздухом, посмотреть на Кутум и махнуть знакомому прохожему.
Балкон — маленькая сцена дома. Тут можно было выйти подышать вечерним воздухом, посмотреть на Кутум и махнуть знакомому прохожему.

У дома есть и балкон с коваными перилами. Его строгая геометрия словно уравновешивает кружевную лёгкость деревянной части. Балкон выдаёт: «мы — горожане, любим смотреть на улицу, быть на виду». С него удобно было наблюдать за прохожими, переговариваться с соседями или встречать Кутумский ветер с чашкой чая в руках.

В каком стиле этот дом? 🖼️

Если говорить языком архитектуры, то:

Каменная часть строгая и деловая. Но стоит поднять глаза — и балкон с кружевными перилами добавляет лёгкости, словно улыбка на лице серьёзного человека.
Каменная часть строгая и деловая. Но стоит поднять глаза — и балкон с кружевными перилами добавляет лёгкости, словно улыбка на лице серьёзного человека.
  • основа — городская эклектика конца XIX века (камень, симметрия, карниз, руст);
  • к ней примешаны элементы модерна (геометричные решётки, стремление к пластике без лишней тяжести);
  • а деревянная часть несёт черты неорусского или народного модерна — резные фризы, обереги, солнечные знаки.

Итого: эклектика в камне, модерн в деталях и «русский стиль» в дереве. Редкий для Астрахани гибрид, оттого и такой запоминающийся.

Итог 🌿

История дома на углу Коммунистической и Хлебникова хранит больше вопросов, чем ответов. Но именно это и делает его интересным.

Стоишь осенью у его фасада, смотришь на кружевные наличники и строгий балкон — и кажется, что дом говорит с тобой на двух языках сразу: языке городской респектабельности и языке народной души.

Шпиль, как стрелка в небо, указывает в прошлое. А резьба — обережное кружево, которое наши предки понимали без слов.
Шпиль, как стрелка в небо, указывает в прошлое. А резьба — обережное кружево, которое наши предки понимали без слов.

А шпиль на фронтоне — словно стрелка в небо, указывающая в прошлое. Резьба — как кружево бабушкиного платка, бережно хранящего тепло ушедших эпох. В этом и есть настоящая астраханская поэзия камня и дерева.

Наличники — как резные шали на окнах. И каждый узор — с тайным смыслом.
Наличники — как резные шали на окнах. И каждый узор — с тайным смыслом.

❓А вы, друзья, замечали этот дом на углу? Останавливались возле него? Может быть, слышали что-то о его истории или прежних хозяевах? Поделитесь в комментариях — вдруг вместе мы соберём ещё один кусочек истории нашего города 🌿