Друзья, начинаю новый цикл про «Ампириум». Это моя альтернативная история России, где монархия устояла. Я не лезу в политику 1917-го. Сфокусируюсь на том, как мысль превращается в камень.
В прошлый раз я наметил новый проект по альтернативной истории России. Рабочее имя — «Ампириум»: от «ампир», что одновременно звучит как «империя».
Сразу оговорюсь: в политические детали 1917-го уходить не буду — не время. Чтобы моделировать культурную траекторию Ампириума, нужно сперва положить фундамент — его политико-экономический базис.
Базис и надстройка: кто первее, курица или яйцо
Культура — это надстройка, а базис — экономика и власть.
Звучит сухо, но работает как часы.
Есть деньги и заказчики — есть стили и фасады.
Нет заказчика — нет и «лица» города.
«Чтобы понять идеологию, посмотрите на входную группу.
Колонны не врут, как и лестницы из гранита.»
Кто и что заказывает: «правые», «центристы», «левые»
Итак, Российская империя сохранилась, монархия устояла в 1917 г. Сейчас не рассматриваем, почему. Какие акторы в альтернативной истории Российской империи действовали в 1930-х.
Моя методология: попытаемся угадать эстетическое выражение идеологически-мировоззренческой картины мира основных социально-экономических групп населения альтернативной Российской империи.
Это простой, но цепкий ключ. И он хорошо читает городские слои. В «Ампириуме» 1930-х всё прозрачно. Каждому — свой язык формы.
- Правые и монархисты: неорусский, русско-византийский, ретроспективизм.
Килевидные арки, шатры, кокошники, тёплый «пряничный» уют. - Центристы и либералы: модерн, ар-нуво, ар-деко, местами ампир.
Сложная пластика, благородные материалы, геометрия статуса. - Левые и социал-демократы: авангард, конструктивизм, ранний функционализм.
Прямота, технологичность, без «лишней» отделки.
Выбор монархии в 1930-х: ар-деко и ампир как язык государства
В 1920-х двор колебался между правыми и центром. Хотел понравиться всем, а это невозможно.
К середине 30-х шли к идее «над схваткой». Отсюда выбор: ампир и ар-деко для власти.
- Административные комплексы — строгий ампир.
Осевая симметрия, колоннады, каменный авторитет. - Дворцы министерств — благородный ар-деко.
Чёткая геометрия, редкий декор, металл и свет.
Карта заказчиков: кто строит город «Ампириума»
Город читается кварталами, как газета.
Политическая мозаика — это фасады и планы.
И да, по ним видно, где чья повестка.
Люблю такие «архитектурные карты».
- Имперские объекты: ар-деко и ампир.
Суд, почтамт, ведомства, вокзалы-ворота. - Муниципалитеты в «правых» регионах: неорусский стиль.
Городские думы, больницы, театры, домики «из прошлого». - Либеральный капитал: модерн и ар-деко для офисов и театров.
Банки, фабрики-витрины, рестораны с мраморным лоском. - Профсоюзы и пролетариат: конструктивизм и функционализм.
ДК, бани, столовые, спортивные ядра дворов.
Итог: альтернативная история Российской империи через язык форм
Я не спорю о причинах 1917-го.
Я смотрю, как идеи обретают вес и высоту.
В «Ампириуме» власть говорит ар-деко и ампиром.
Общество отвечает модерном, неорусским и конструктивизмом.
И получается честный диалог.
Без крика, но с характером.
Вот это и есть взрослая Русская архитектура.
Строгая, тёплая, функциональная — по адресам.
Друзья, а вы в каком стиле построили бы дом культуры в своём районе «Ампириума» — ар-деко, неорусский или конструктивизм? Почему именно так?
Если вам близка такая «археология смыслов», подпишитесь на мой блог.
Нажмите колокольчик, чтобы не пропустить новые главы «Ампириума».
Поставьте лайк и сохраните пост — вдруг завтра будем разбирать ваш квартал.