Найти в Дзене
Виртуальные миры

Детство Козьмы

В тексте используются названия реально существующих городов. Будьте осторожны, это альтернативная версия истории. Все события вымышлены, а совпадения случайны. Приятного чтения! У Звонимира, посадника в Рославле и Смоленске при Княгине Екатерине Бешеной было двое сыновей и дочь. Эта история о его старшем сыне по имени Козьма. Звонимир со своей семьей жил в Рославле. Он часто бывал в дипломатических разъездах и воспитание сына поручил своему тиуну по имени Ярре. Опекун Козьмы проводил с ним беседы, объясняя законы предков. Обучал грамоте, счету, основам верховой езды и владения оружием. Регулярно проводились практические занятия, например, Козьма наблюдал за разбором споров смердов и присутствовал при проведении обсчета запасов в каком-нибудь селении близ Рославля. Когда Ярре собирался отправиться в Смоленск для выполнения поручений Звонимира, он решил взять с собой Козьму. Хотя его мать сопротивлялась, Звонимир дал добро. В пути им приходилось есть простую пищу и спать где попало. Для
Оглавление

Предисловие

В тексте используются названия реально существующих городов. Будьте осторожны, это альтернативная версия истории. Все события вымышлены, а совпадения случайны. Приятного чтения!

Поездка в Смоленск

У Звонимира, посадника в Рославле и Смоленске при Княгине Екатерине Бешеной было двое сыновей и дочь. Эта история о его старшем сыне по имени Козьма. Звонимир со своей семьей жил в Рославле. Он часто бывал в дипломатических разъездах и воспитание сына поручил своему тиуну по имени Ярре. Опекун Козьмы проводил с ним беседы, объясняя законы предков. Обучал грамоте, счету, основам верховой езды и владения оружием. Регулярно проводились практические занятия, например, Козьма наблюдал за разбором споров смердов и присутствовал при проведении обсчета запасов в каком-нибудь селении близ Рославля.

Когда Ярре собирался отправиться в Смоленск для выполнения поручений Звонимира, он решил взять с собой Козьму. Хотя его мать сопротивлялась, Звонимир дал добро. В пути им приходилось есть простую пищу и спать где попало. Для Ярре было удивительно, с какой легкостью знатный мальчишка переносил неудобства, связанные с подобными поездками. Он ожидал капризов, но их не последовало.

В сырой весенний вечер Ярре и Козьма находились недалеко от Смоленска. Они сидели в полутёмной комнате, освещённой тусклым светом тонкой лучины, вставленной в железный держатель. Ярре заканчивал свою наставительную беседу:

— Честность важна, но важнее всего люди. Твой отец знает многих по имени, помнит их нужды. Вот почему его любят. Запомни это, Козьма. Посмотри каких людей собрал твой отец. Все ему преданы и будут преданы тебе, если ты будешь относиться к людям как твой отец.

— Это правда, отца все любят. Почему любишь его ты? — спросил Козьма

— Я обязан вашей семье и твоему отцу. Именно благодаря ему я занял свое положение. За пару лет до твоего рождения Звонимир приставил меня к Степану, бывшему тиуну, чтобы помочь ему навести порядок в деревнях. Степан был стар и не мог ездить по округе, сил не хватало. Но он был умен и многому научил меня. Через три года Степан кончился и Звонимир доверил мне заменить его.

У Козьмы уже закрывались глаза:

— Пора бы нам ложиться.

— Верно, завтра рано поедем, — ответил Ярре

Уставший Козьма лег на расстеленную на полу рогожу и Ярре в очередной раз удивился. В Рославльском Тереме Ярре не обращал внимания на неприхотливость мальчишки.

— Как же ты прост — прямо как твой дед! Он жил скромно и просто. — сказал он и потушил лучину.

— А ты откуда знаешь какой он был? Расскажи прежде чем спать, — вдруг заинтересовался сонный Козьма

—  Задолго до того как твой отец принял меня на службу я был любимчиком у твоего деда. Много времени с ним проводил. Меня из-за этого даже недолюбливали.

— Почему это? — удивился Козьма, он был уверен что к Ярре плохо относятся только потому что он не похож на остальных.

— Потому что дед никого не любил и ему отвечали взаимностью. Но Гостомысл был посадником, ему плевать было на чужое мнение, оно ему не мешало. А вот я в глазах других был особенным и за это меня ненавидели. Я думал и Звонимир так же ко мне относится, как и все, но он оказался не так прост.

— А почему ты был любимчиком деда? — не унимался Козьма

— Даже не представляю. Чем то я ему понравился. Все говорили что грамоты ему дороже родных, а что уж говорить про неродных... Он развязывал войны и отправлял туда всех без разбора, лишь бы не видеть их. Звонимир ногу так потерял, а двое братьев его и вовсе сгинули. Меня Гостомысл нашел на одной из таких войн. В Козельске. Он приехал принимать захваченный город и осматривать свои новые владения. Там то меня и нашли, одного, в пустом доме. Он взял меня с собой в Рославль. Как своего сына воспитывал... — продолжил Ярре и долго ещё они говорили в эту ночь.

Возвращение в Рославль

Козьма и Ярре возвращались в Рославль из Смоленска. К вечеру они приблизились к предместьям и увидели палатки с разожжёнными рядом кострами. Это было необычно. Люди готовили еду на улице. Ярре спешился и подошел к бедолагам, начал говорить с ними. Козьма не слышал о чем разговор, он остался с дружинниками, которые сопровождали их в пути. Рассматривая деревья он вдруг негромко произнес:

— Воронья как то много.

Дружинники молчали, лица их были напряженные. Козьма чувствовал что произошло что-то плохое. Он спросил у Ярре, когда тот вернулся:

— Что люди говорят?

— Поехали скорее, — недовольно сказал Ярре влезая на коня, — грабили людей, вот что.

— Как. Кто грабил? — тихо, с неуверенностью, спросил Козьма, но ответа не получил, Ярре о чем то задумался.

По пути в город через предместья Козьма видел разобранные дома, обгорелые балки. Встречались сгоревшие дотла дома, а были дома, которые не догорели, но их никто не разбирал. Слышался плач, встречалось много расстроенных людей. Почти не было слышно разговоров. Чувствовалось уныние висящее в воздухе. В некоторых местах валялись, обломки щитов, шлемы и брошенное оружие. Козьма видел темные пятна на влажной земле и догадался что это была кровь. Был по пути и один мертвый воин, лежащий лицом вниз. На земле рядом с ним тоже были тёмные пятна. Всю дорогу Козьму охватывали приступы страха и тревоги, руки тряслись. Его спутники молчали, а ему хотелось закричать. Он не решался завести разговор. Так и доехали молча.

Подошли к отцовским хоромам и спешились. Ярре всю дорогу был сосредоточен на своих мыслях и не заметил как встревожен Козьма. Только здесь Ярре заметил в каком состоянии его подопечный и поспешил подбодрить мальчишку:

— Держишься? Страшное зрелище, но ты всю дорогу вел себя мужественно! Молодец! Пойдем скорее к отцу!

Козьма только коротко кивнул. Он был изнеможен.

Ярре не сомневался что все в думской зале. Когда они зашли вялое обсуждение прекратилось. Видно было что все устали. Козьма побежал к отцу, откуда только силы взялись... Звонимир не вставая обнял сына.

— Добрались! Здоровы! Как же это хорошо!

Козьма никогда не присутствовал на советах, но в этот раз ему позволили остаться. У него просто не было сил идти дальше. Он прилег на лавке в углу зала и мало чего понимал от усталости. Ярре начали вводить в курс дела. Козьма слышал о том что это родственник Федоры Северской напал на Рославль. Услышал что город не осаждали больше 10 лет, со времен правления его деда. Что спокойным временам может настать конец и надо созвать родичей.

Неспокойные времена

Проснулся Козьма у себя. Кто-то отнес его, но он этого не помнил. Чувствовал себя плохо. Открыв глаза он не сразу понял что с рядом его мать. Она кричала на него. Ей не сказали что вечером Крзьма вернулся. Говорила что не нужно было его возить никуда. Что за стенами города надежнее и спокойнее:

— Придумали ведь ехать! — выкрикнула она и продолжила негодовать что даже не сообщили о приезде, что ночь она не спала и переживала. А потом она расплакалась. Она часто кричала, Ярре рассказал что тоже не смог избежать её гнева. В её крике не было ничего особенного, все к этому привыкли.

В следующие несколько дней приезжали дальние и не очень дальние родственники. Среди родни были посадники из других городов. Из Бобруйска приехала одна девочка — Праксида. Она была вредной, грубила своим хрипучим голоском, дралась, но было в ней что-то, что очаровало Козьму. Так же в эти насыщенные дни Козьма видел как с Федорой Северской ругается его старшая сестра и мать. Они всегда не ладили, а Федора всегда припоминала им старые обиды. Но эта ссора была пуще прежних. Кроме сестры и матери сейчас на Федору ополчились почти все, из-за её двоюродного брата. Козьма по научению Ярре об отношении к людям старался не поддаваться всеобщей злобе к Федоре.

Родственники съехались на большой совет. Он прошел через неделю после дерзкого налета Северских. Звонимир принял решение. Теперь с Северскими вражда. Узнав это Федора Северская рыдала в одиночестве. Козьма это увидел и попытался поддержать её, но та отреагировала грубо:

— Уйди прочь! Тебя только не хватает!

Никто никогда так не обращался к Козьме, он не знал как реагировать и ушел. Трудно было ему не злиться на Федору после этого.

В эти дни Ярре не мог уделять времени Козьме и у того появилось много свободного времени. Он шастал по округе и общался со всеми кого мог найти. Он много времени провел с маленькой Любавой. Её воспитывала родная бабушка Добрава, которая тоже сейчас была занята. Её роль в эти неспокойные времена была особенно важна. Шла подготовка к войне, а тут эти Северские. Добрава была тайной советницей ещё при Гостомысле и свою работу знала безупречно. Благодарность Звонимира к Добраве не знала границ. Она спасала жизни от покушений и была предана Звонимиру и его семье. По этому ей многое прощалось, а прощать было что.

В один из этих суетных дней Козьма с Любавой забрались на большую яблоню и разговаривали:

— а я думала ты на дерево не залезешь

— чего это не залезу? — с досадой спросил Козьма

— бабушка говорила что ты слабый был очень, еле выходили тебя, — без всякой злости продолжала Любава.

— ничего не слабый, врет твоя бабушка, — злился Козьма

— А вот и не врет! Она постоянно повторяет что спокойные времена закончились, и что спокойно тебе?

— нет, но я здоровый всегда был, хоть на дерево хоть куда залезу

— да ты не помнишь наверное, бабушка лечила тебя, она мне рассказывала, говорит ты мог не выжить. Отец твой благодарен ей почему так по твоему?

— Много почему! Она и его лечит, она же знахарка! — не мог найти аргументов Козьма

— Ну да, она много мне рассказывала, и маму твою она спасла от злых людей. Ну не сама, а помощники её.

— а твою маму чего она не спасает? — придумал Козьма чем задеть Любаву за обидные слова. Он попал в болевую точку и пожалел о том что поддался эмоциям.

Мать Любавы и сноха Добравы, никто иная, как Федора Северская. Пользуясь своей властью Добрава забрала Любаву у матери и воспитывала ее сама. Звонимир был не против. Помолвка Федоры и сына Добравы Рюрика состоялось в первые годы правления Звонимира. Он устроил праздник, который позже назвали Осенью помолвок. В Рославль приезжали многие знатные гости, в том числе и Северские. Добраве тогда уже не понравилась девчонка Федора, но Звонимир её не послушал. А в эти неспокойные времена к снохе Добрава относилась с двойным подозрением.

Прошло примерно 3 года с налета. Почти сразу после налета началась война с Княгиней Екатериной. Война эта готовилась, и Северские немного спутали карты. Екатерина была слаба и Звонимир добивался независимости для своих городов. Он не желал больше платить Екатерине. Временами случались осады Рославля, но не такие разорительные как устроили Северские. И, хотя, осады эти быстро удавалось снять Звонимир отправлял своих родственников в Козельск, который был нейтрален в этой войне. Козьма радовался, ведь мог повидаться с Праксидой. Любава же и её мать оставались в Рославле. Добрава оставляла их поближе к себе. Одну защищала, а вторую не выпускала из вида.

Прямого конфликта с Северскими не было, но шли подковерные игры. Между Федорой Северской и Козьмой с течением времени сформировались странные отношения. Федора часто ругалась с сестрой Козьмы, а тот наблюдал, но не вмешивался. Он только после расспрашивал их по отдельности "чего же они никак не поделят?". Он искренне хотел их помирить. Федора обычно реагировала язвительно, даже немного агрессивно, но без злобы. Ссоры у девушек бывали часто поэтому и с Федорой общение Козьмы стало регулярным, как ритуал.

Важное посольство

Добрава стояла во дворе хором Звонимира. Была ночь, её морщинистое лицо искажалось тенью от лунного света. Прошло несколько часов после совета. Она знала что не уснет и не спешила домой. Последние месяцы тревожные слухи ползли по селениям, люди перешёптывались об очередном заговоре. Она видела предательство в мельчайших жестах, в мимолетных взглядах. Федора — красивая, дерзкая, двуличная — постоянно притягивала к себе внимание, словно ядовитая змея. Добрава была уверена, что она замешана в заговоре и заставила своих людей не спускать с неё глаз.

Звонимир достиг серьезных дипломатических успехов. Он водил дружбу с влиятельными правителями и отправлялся в своё очередное посольство. На просьбы Добравы отложить поездки он не согласился, слишком важные дела он планировал сделать. Рославль и Смоленск могли стать свободными городами. Победа была близка. Многое зависело от этих переговоров. Война была вялотекущей, но стоило ли в такие неспокойные времена отправляться в дорогу? Можно же было договориться и после победы. Но Звонимир хотел заручиться поддержкой своих могущественных друзей.

Два дня назад они отправились в путь. Тревога не отпускала Добраву. Слишком важное сейчас было время. Допускать ошибок было нельзя. Она решила все же пойти домой и на пол пути увидела фигуру, бегущую в сторону хором. Ее сердце заколотилось. Окрикнув человека она встала как вкопанная. Закрались тревожные мысли. Мужчина бежал задыхаясь и что-то кричал. Она разобрала "напали" и больше ничего уже не слышала. Всегда спокойная, хладнокровная, в этот момент она потеряла дар речи. Её худшие предположения подтверждались.

На следующий день о смерти Звонимира знали уже все. Совет собирался, но многие беспробудно пили и ничего не могли решить. Было понятно одно — законным правителем Рославля становится молодой Козьма, а Смоленска — его младший брат. Войну останавливать нельзя и такая возможность была. Воевода имел большое уважение среди воинов, и они не разбежались узнав о смерти Звонимира. Война шла в пользу Рославля. Из-за несостоявшихся переговоров о независимости городов речи уже не шло, но улучшить положение за счет победы можно было.

Добрава всегда была стержнем совета, но в эти дни она пропускала все обсуждения. Это было очень необычно. Даже в день, когда она узнала о гибели своего мужа на полях сражения, много лет назад, она не была выбита из колеи. После смерти Звонимира несколько дней она ни с кем не общалась, отказывалась от еды и вся осунулась. Впервые она не смогла предотвратить убийство. Это была первая столь серьезная неудача для неё, и это было потрясением. Большие ресурсы она кинула на слежку за Федорой, но это не помогло предотвратить трагедию. Не было никаких доказательств причастности снохи.

Козьма узнал о смерти отца от Ярре. Он побежал прочь от него, спрятался и заревел. Он не мог поверить в случившееся. По случайному совпадению его увидела Федора Северская. Она уже знала новость и захотела его успокоить. Последовала за ним и положила ему руку на плечо. Он скинул руку, отреагировал грубо, даже со злобой. Ранее никогда он не проявлял столько злобы к Федоре. Она вдруг засмеялась и Козьма перестал плакать и с удивлением на неё посмотрел. Через несколько мгновений он понял причину смеха и ему стало немного спокойней. Он обнял её и снова заплакал. Так начался новый, серьезный этап жизни Козьмы.

Приложение

На создание этой истории меня вдохновила игра Crusader Kings 3.
Все мои рассказы вы можете найти по ссылке
ВК, ДЗЕН

Запись игрового процесса можно посмотреть в ВК, РУТУБ, ДЗЕН
Серия с пересказом этого рассказа в
ВК, РУТУБ, ДЗЕН