Найти в Дзене
Слова и музыка Матецкого

DAVID BOWIE И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVIII-го ВЕКА

Последним перед смертью проектом Дэвида Боуи (David Bowie) – напомню, он скончался в 2016 году, - был музыкальный спектакль, сценарий которого был написан ещё в XVIII-ом веке. Пьеса под названием “The Spectator” («Зритель») была у Боуи «в активной разработке», о чём стало известно во время подготовки обширной выставки, на которой будут представлены материалы из архива музыканта.

Выставка пройдёт в лондонском «Музее Виктории и Альберта» в Ист-Сторхаусе.

Здание “V&A Museum”
Здание “V&A Museum”

Пьеса, о которой идёт речь, была основана на материалах, опубликованных в ежедневной газете “The Spectator”, выходившей в 1711-12 годах. Газета уже тогда подробно документировала городские события, а также нравы лондонского общества. Дневниковые записи Боуи показывают, что он рассматривал реализацию постановки, в которой должны были фигурировать два основных персонажа: мелкий воришка Джек Шеппард (Jack Sheppard) в качестве главного героя, а также «представитель закона» Джонатан Уайлд (Jonathan Wild), который осуществил арест и казнь Шеппарда. Боуи также планировал ввести в действие так называемую «Банду Мохоков». Это были молодые люди из высшего британского общества, которые, изрядно напившись, нападали на простых людей на улицах – да-да, именно так вели себя тогдашние «лондонские мажоры»!

В заметках Боуи также подробно рассказывается о его увлечении «хронологией художественного развития, происходившего в Англии в начале восемнадцатого века». «Судя по документам, создаётся ощущение, что музыкант пытался понять, какова же была реальная роль искусства в тот период», - рассказала ведущий куратор выставки доктор искусствоведения Мадлен Хэддон (Madeleine Haddon). – «Также Боуи очень интересовал юмор того времени: он пытался разобраться, на какие шутки реагировали люди и каково было отношение публики к художникам, имея в виду самое расширительное понимание этого слова».

Куратор рассказала, что представители музея получили доступ ко многим материалам, которые Боуи собирал для этого проекта, в том числе к специальному блокноту с подробным заметками. Также среди материалов фигурируют стикеры, которые артист клеил на стенах своего личного кабинета в Нью-Йорке, ключ от которого был только у Боуи и его помощника.

Почему Боуи интересовала история музыкального театра? Дело в том, что с самого начала своей карьеры он не скрывал, что подражает певцу и актеру Энтони Ньюли (Anthony Newley).

Anthony Newley
Anthony Newley

Началось это с того момента, как он начал изучать драматическое искусство под руководством актёра и танцовщика Линдси Кемпа (Lindsay Kemp).

Lindsay Kemp
Lindsay Kemp

В 2002 году Боуи рассказал в одном из интервью, что «всегда хотел писать пьесы для театра». «Я всегда хотел собирать достаточно большую аудиторию, над чем бы я ни работал», - именно так музыкант комментировал свои драматургические мечты. – «Идея создания пьес, то есть, каких-то захватывающих историй, способных удерживать внимание людей, меня всегда привлекала».

David Bowie
David Bowie

Кстати говоря, идеи о «своём театре» - это довольно часто встречающиеся желания среди рок-музыкантов. Подобные мысли высказывали Ian Anderson, Freddie Mercury, Lady Gaga, Meat Loaf, Tom Waits и целый ряд других артистов. А что касается "захватывающих историй", то в недавнем материале о Брюсе Дикинсоне (Bruce Dickinson) (см. текст от 02 сентября 2025 года) есть целый пассаж, в котором вокалист признаётся в своём желании их рассказывать.

Но вернёмся к предстоящей выставке Боуи: посетители смогут увидеть его заметки, рабочий стол и принадлежащие музыканту личные вещи.

-6

Экспозиция будет открыта с 13 сентября, на ней будет выставлено 200 экспонатов на постоянной основе. Интересный момент: любой посетитель может подать заявку на просмотр материалов из архива, а он насчитывает уже 90 000 экспонатов.

Напомню: последняя выставка, посвященная творчеству артиста, проходила в «Музее Виктории и Альберта» ещё при жизни Боуи, в 2013 году. Выставка эта стала самой посещаемой в истории музея.

-7

Последней завершённой работой Боуи стал его 26-й альбом “Blackstar”, выпущенный за два дня до смерти артиста 10 января 2016 года.

LP “Blackstar”
LP “Blackstar”

14 января 2016 года тело певца было кремировано в ходе частной церемонии в Нью-Йорке. Согласно завещанию музыканта, его прах был развеян на острове Бали, при этом часть праха также была развеяна на фестивале Burning Man в сентябре того же года. «Как и его близкий друг Фредди (Freddie Mercury), Дэвид решил, что не хочет памятник над захоронением», - написал тогда таблоид The Mirror со слов близкого к Боуи источника. – «Самым главным для него было сохранение творческого наследия, он не хотел бы, чтобы его жизнь была увековечена в виде надгробия».

Там же появилась информация, что «существует большая коллекция неизданных записей Боуи, которые планируются к выпуску».

По информации издания Billboard, в первую неделю после смерти продажи песен и альбомов музыканта в США выросли более чем на 5000 %.