26 августа 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого режиссера, сценариста, оператора, композитора, Народного артиста РСФСР, ветерана Великой Отечественной войны Петра Ефимовича Тодоровского. Его творчество оставило яркий след в кинематографе, подарив зрителям такие шедевры, как «Любимая женщина механика Гаврилова», «Интердевочка», «Военно-полевой роман», ставшие частью золотого фонда кино.
Биография
Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в Бобринце (Украинская ССР). После окончания 9 классов школы началась Великая Отечественная война. Эшелоном семья отправилась в эвакуацию в Сталинград, где юный Петр работал на разгрузке угля для электростанций. Позже семейство перебралось в Саратовскую область, где парень почти два года трудился в колхозе «Песчаный Мар».
В 1943 году, окончив Саратовское военное училище, Тодоровский был отправлен на фронт. Весной 1945 года в Германии он получил серьезную контузию и долгое время провел в госпиталях. За храбрость и мужество Петр Тодоровский был награжден множеством боевых наград.
Начало творческого пути
В 1949 году Петр Тодоровский начал учебу на операторском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Завершив образование в 1954-м, начинающий оператор устроился на работу в Кишиневскую студию хроникально-документальных фильмов. Затем, с 1955 года, почти десять лет проработал оператором на Одесской киностудии, после чего перешел на крупнейшую советскую студию «Мосфильм».
Петр Тодоровский активно проявил себя как оператор, сценарист и композитор. В 1956 году он принял участие в съемках знаменитой советской ленты «Весна на Заречной улице», где выступил одним из главных операторов. Для фильма была создана популярная песня «Когда весна придет, не знаю», исполненная Николаем Рыбниковым, которому Тодоровский аккомпанировал на гитаре.
Режиссерский дебют Петра Тодоровского состоялся в 1962 году на Одесской киностудии. Совместно с Владимиром Дьяченко он снял картину «Никогда», где одна из ключевых ролей досталась известному актеру Евгению Евстигнееву. Примечательно, что Тодоровский выступил не только режиссером, но и главным оператором фильма.
Самостоятельная режиссерская карьера Петра Тодоровского началась в 1965 году с выхода фильма «Верность», сценарий к которому он создал совместно с поэтом Булатом Окуджавой. Эта работа принесла автору признание профессионального сообщества: картина удостоилась специального приза на втором Всесоюзном кинофестивале в 1966 году и награды за лучший дебют на престижном 26-м Венецианском фестивале.
Известные фильмы
За годы творческой деятельности Петр Тодоровский представил зрителям целый ряд ярких картин: «Городской романс» (1970), «Последняя жертва» (1976), «В день праздника» (1978) и другие. Помимо режиссерской деятельности, в 1970 году Тодоровский впервые попробовал себя в роли актера, сыграв главную роль старшего лейтенанта Яковенко в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». Позднее он еще неоднократно появлялся в небольших ролях различных фильмов.
Наиболее продуктивным периодом творчества Петра Тодоровского оказались 1980-е годы. В этот период были созданы ключевые фильмы режиссера, среди которых особо выделяются «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), номинант на премию «Оскар» – «Военно-полевой роман» (1983), а также ставший хитом зрительского проката «Интердевочка» (1989). В 1990-е годы Тодоровский продолжил радовать поклонников новыми работами, такими как «Анкор, еще анкор!» (1992) и глубокая психологическая драма «Какая чудная игра» (1995).
Фильм «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981) с Людмилой Гурченко в главной роли основан на жизненном сюжете. Главная героиня, Рита Соловьева, ожидает опоздавшего жениха Льва Гаврилова, который не пришел на собственную свадьбу. Выясняется, что жених вмешался в конфликт, помог девушке и был задержан полицией. За исполнение роли Гурченко получила приз на Международном кинофестивале в Маниле в 1982 году.
Фильм «Интердевочка» (1989), основанный на одноименном произведении Владимира Кунина, стал знаковым событием эпохи перестройки. Главную роль медсестры Татьяны Зайцевой исполнила Елена Яковлева. Татьяна ведет двойную жизнь, сочетая легкую медицинскую практику с тайной деятельностью валютной проститутки. Несмотря на замужество с иностранным инженером, девушка сталкивается с неприятием общества и личным кризисом. Потеря матери и трагический финал подчеркивают тему разочарования и одиночества. Фильм вызвал бурный отклик аудитории, стал лидером проката и был высоко оценен критиками. Яковлева получила международные награды, включая приз Токийского кинофестиваля и национальную премию «Ника».
События фильма «Анкор, еще анкор!» (1992) разворачиваются в послевоенное время. Герой Валентина Гафта поддерживает отношения с медицинской сестрой Любой (Ирина Розанова), параллельно оставаясь официально женатым человеком. Не решаясь окончательно уйти от супруги, он допускает появление нового объекта страсти у Любови – молодого офицера (Евгений Миронов). Сюжет изобилует напряженными внутренними переживаниями и моральным выбором главного героя. Фильм был удостоен высших наград российских и международных кинофестивалей: премии «Ника» за лучший игровой фильм, приза за лучший сценарий на Всемирной выставке в Токио, Гран-при фестиваля «Кинотавр» в Сочи и главного приза V Всероссийского фестиваля «Созвездие-93».
Итоги и память
В апреле 2013 года Тодоровский пережил тяжелый сердечный приступ, а спустя месяц, 24 мая, ушел из жизни в возрасте 87 лет. Похоронен знаменитый режиссер на Новодевичьем кладбище в Москве.
Оставленное им культурное наследие состоит из десятков художественных фильмов, сотен музыкальных произведений и целой плеяды талантливых учеников. Награды Петра Тодоровского включают ордена «За заслуги перед Отечеством» I–IV степеней, Государственную премию Российской Федерации в сфере культуры и искусства (1995), специальный президентский приз «За значительный вклад в развитие российского кинематографа» (2000).
Последним фильмом, в котором Петр Тодоровский выступил в качестве режиссера, сценариста и композитора, стала историческая драма «Риорита» (2008), посвященная событиям Великой Отечественной войны. Спустя семь лет, в 2015 году, вышла лента «В далеком 45-м... Встречи на Эльбе», созданная вдовой режиссера по сценарию, написанному самим Петром Тодоровским. Кроме того, он указан в титрах фильма как один из авторов музыки.
Таким образом, жизненный путь Петра Тодоровского остается ярким примером самоотверженности, преданности своему делу и большого вклада в мировую культуру.
Смотреть и читать в ЧОУНБ:
Тодоровский П. Е. «Любимая женщина механика Гаврилова» (художественный фильм). – Мосфильм, 1981 г.
Кунин В. В. «Интердевочка» (повесть). – Красноярск, 1990.
Фото с сайта https://www.kino-teatr.ru
Материалы подготовила Елена Белокопытова, библиотекарь отдела литературы по искусству ЧОУНБ