Как следует из данных Федресурса, число физических лиц-банкротов составляет на текущий момент 1 972 453 чел., а число компаний, проходящих процедуру банкротства 187 631.
По данным газеты "Коммерсантъ", число граждан, признанных банкротами в судебном порядке, по итогам первых шести месяцев 2025 года составило 259,8 тыс. человек, что на 35,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Граждане в подавляющем большинстве случаев (97%) сами инициируют свое судебное банкротство. Кредиторы подают в суд на признание граждан-должников несостоятельными всего в 2,1% случаев, ФНС РФ — в 0,6%. Кроме того, во втором квартале 2025 года было возбуждено 15,9 тыс. внесудебных процедур несостоятельности физлиц (по заявлениям граждан в МФЦ), что на 25,5% больше год к году.
Во втором квартале 2025 года просроченная задолженность по ипотечным и автокредитам выросла в России практически в два раза. Если в миллиардах рублей, то по ипотеке задолженность составляет 95, а по авто – 32 млрд. Общая закредитованность россиян достигла 34,6 трлн рублей. В среднем на одного должника приходится около трех кредитов — на семь миллионов заемщиков приходится почти 22 млн кредитных договоров с просрочками. При этом у некоторых должников имеется свыше десяти кредитов перед банками и МФО.
Как подсчитали "Известия", в первой половине 2025 года доля убыточных организаций в РФ (без учета малого и среднего бизнеса, финансовых и государственных структур) достигла 30,4%. Это максимум с 2020-го, когда из-за пандемии и массового перехода в онлайн в минус ушло 35% компаний.
Еще в январе 2025 года Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в своем отчете предупреждал, что российская экономика столкнулась с угрозой масштабного всплеска корпоративных банкротств. Правительство создало специальную комиссию под руководством вице-премьера Александра Новака для обсуждения вопросов государственной поддержки проблемных отраслей. Однако, ситуация только усугубляется.
В большинстве развитых стран доля убыточных компаний колеблется в диапазоне 10–20%. Показатель в 30% — это высокий уровень, хотя не уникальный для развивающихся рынков в условиях кризисов. Оптимальной нормой считается значение не выше 15–20%. Таким образом, нынешняя треть сигнализирует о системных проблемах с доходностью целого ряда отраслей.
Основная причина роста числа убыточных предприятий в России — высокая ключевая ставка ЦБ РФ, которая увеличила расходы на обслуживание долгов (первое полугодие ключевая ставка держалась на уровне 20–21%, лишь в августе ее опустили до 18%). Дополнительно на бизнес давят рост издержек и удорожание логистики, изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в начале 2025 года — в частности, сбор с прибыли подняли с 20 до 25%. В результате во многих отраслях заметно снизилась рентабельность.
Катастрофическая ситуация фиксируется в добыче угля, производстве и распределении пара и горячей воды, водоснабжении и водоотведении, а также в сфере утилизации отходов. В числе убыточных — сухопутный пассажирский транспорт и научные исследования. В этих отраслях в минусе находится до половины компаний и более.
Под высоким давлением остаются строительство и производство товаров длительного пользования — автомобилей, бытовой техники, промышленного оборудования. Здесь слишком высока конкуренция с Китаем.
Первое полугодие 2025 года принесло также миллиардные убытки ключевым оборонным концернам и холдингам — "Вертолёты России", ПАО "Яковлев" и "КамАЗ", несмотря на гособоронзаказ. От банкротства предприятия ВПК не спасает даже мощная государственная поддержка, чего уже говорить про прочие компании.
Таким образом, Россию уже можно считать страной банкротов. При этом никто не планирует проводить кредитную амнистию для граждан – никому не спишут долги просто так. Об этом заявил зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.