и вот че скажу: вдруг из Агариса страшный великан - рыжий и усатый Та-Ракан!
Правда, этот Та-Ракан был вовсе не рыж и не усат, а очень даже безус и блондинист… но проблем многим зверям и птицам в некотором государстве он таки доставил.
Предыдущая часть - здесь.
А вот и пятая книга под названием "Яд минувшего" - точнее, вторая часть четвертой книги "Зимний излом". Которая в оригинальном издании еще и делилась на два тома. Но раз я начал читать переиздание 2020-х, то его и продолжу. В нем, по планам Камши, в итоге должно войти 12 книг, причем обложки автор решила оформить в цветах всех представленных в этом мире стихий - на каждую по три книги: первые три выполнены в красно-черных цветах Молний (Огня), а четвертая и пятая - в коричнево-черных цветах Скал (Земли). И ну раз так, то почти половина серии уже пройдена, однако!
В качестве прелюдии нам дают написанную не так давно, в 2024 году, повесть "Ветер Каделы" - историю, показывающую собственно битву при Каделе талигойцев с их врагами номер один - Гайифской Империей, произошедшую чуть меньше чем за 130 лет до начала первой книги, а главные герои - "пра-пра" и их родственники главных действующих лиц - Савиньянков, Манриков, Алва, фок Варзов… В основной серии, кстати, эта битва коротенько была описана еще во второй книге, но Камша решила рассказать про этот эпизод из истории грешной Кэртианы поподробнее и показать, как оно было на самом деле. Сама повесть написана неплохо, с подробным описанием того, как шла битва - и это подчеркивает, что залог успеха в военном деле в первую очередь опирается на координацию и слаженность и в нем не должно быть места для сведения личных счетов. И кстати, сравнивая эту повесть с тем, что было во второй книге, я заметил кое-какие интересности. Во-первых, повесть еще раз подсвечивает склонность гонористого молодого кабанчика по имени Ричард делать о людях поспешные выводы. Дикуша заочно решил, что командующий талигойским войском маршал Манрик - паникер, а Алонсо Алва в трудную минуту "вырвал у него победу". Но "Ветер Каделы" показывает Манрика как рассудительного человека, заботящегося о своих подопечных. Тогдашний Манрик бездарем совсем не был - он хорошо справлялся со снабжением и логистикой, но в кое-каких вещах разбирался не очень хорошо и отлично это осознавал, и потому он в тяжелый момент решил довериться Алонсо, понимая, что он справится с "пошедшей не так" ситуацией куда лучше. В конце концов, признавать за собой свою неидеальность и просить о помощи того, кто разбирается лучше - никакая это не трусость, а здоровая осмотрительность. Эх, его далеким потомкам, которые стали одной из причин крушения олларианского двора, над этим бы хоть немного подумать...
Во-вторых, нам показывают начало дружбы талигойцев (союза народов из местных "англичан", "французов", "немцев" и "испанцев") и местных "венгров" алатов, которые вынуждены были сражаться на стороне врага - местных "греков".
И в-третьих, мы видим Алонсо не как отдаленный образ прославленного маршала, а как живого человека со своими мыслями и переживаниями, которому в этой битве пришлось лишиться своего лучшего друга и который решился по заветам своего нового приятеля алатца Имре прожить жизнь за двоих - за себя и за Арно.
Так что фанатам "Этерны" я, пожалуй, "Ветер Каделы" порекомендую - повесть вполне себе достойная. Впрочем, те, кому не терпится взяться за основной сюжет, могут и пропустить ее.
Ну, а что основная часть?
Пятая книга, как и четвертая, не так плоха, как может показаться. Самое главное событие, на котором держится весь "Яд минувшего" и ради которого ее вообще стоит читать - это суд над Рокэ Алвой. Деталей раскрывать не буду, но когда обвиняемый разбирается в законах, старых и новых, куда лучше своих забавно разодетых обвинителей и на глазах у всех присутствующих изобретательно тыкает этим им в лицо, раз за разом ставя их в неловкое положение - это весело, особенно когда это делает остроумный и язвительный Ворон. Не забудем и очередные вирши Сузы-Музы, благодаря которому Альдуша окончательно утвердился в глазах народа в должности Та-Ракана. Кроме того, в пятой книге раскрываются интриги, заложенные во второй: "Кто стрелял в Ричарда Окделла?" "Кто отравил кобылу Айрис?" "Кто убил епископа Оноре?" "Кто подставил кролика Роджера?"
Однако у "Яда минувшего" такие же проблемы, как и у четвертой книги - затянутость и отвлечение на мелкие детали. Кроме того, главных героев начинает становиться слишком много. Смотрите сами: в первой книге основные сюжетные линии были только у двух героев - Ричарда и Робера, остальные ПОВы (Матильда, Сильвестр и др.) лишь обслуживали их, дополняя картину с разных точек зрения и лучше раскрывая ее.
Во второй книге происходит пополнение: к компании Ричарда и Робера в конце добавляется третья линия Марселя Валме. Еще одна появившаяся сюжетная линия Луизы, хоть и кажется самостоятельной, но фактически дополняет сюжетную линию Ричарда и подсвечивает некоторые неприятные черты его характера.
В большей части третьей книги основных сюжетных линий, опять же, три: Ричард, Робер и Марсель. Новая линия капитана Луиджи Джильди дополняет линию Марселя, а линия Луизы, опять же, дополняет линии Ричарда и Робера: она, во-первых, показывает королеву Катари в своей естественной среде обитания, а во-вторых, является этаким репортером и "дневником катастрофы" двора короля Фердинанда.
В четвертой книге главных героев становится больше в разы. В дополнение к трем основным начинают проявляться еще три скрытые сюжетные линии: Валентина Придда, Реджинальда и Эйвона Лараков. Приддский театр действий вводит еще двух главных героев: Ротгера Вальдеса и Руперта фок Фельсенбурга (если не учитывать Луиджи Джильди, действующего пока как наблюдателя). Итого у нас уже ВОСЕМЬ главных героев.
Пятая же... К этим самым восьми сюжетным линиям добавляются еще две: линии Луизы и Матильды становятся самостоятельными. В итоге автор не может уделить внимание стольким героям: с линиями Ричарда, Реджинальда, Эйвона и Валентина все относительно нормально. С сюжетными линиями Робера и Луизы - тоже, хоть они и затянуты и им не помешало бы сбавить в сценах. Интересная линия Марселя Валме, в которой он, прикинувшись "шлангом" и хлыщом-изменником, производит разведку ради урготских сторонников Франциска, кажется недосказанной. Линия Матильды ограничивается всего лишь парой сцен, а линии Ротгера и Руперта, хоть и тоже хороши, но в пятой книге, действие которой почти полностью происходит в Олларии и Надоре, смотрятся немного инородно и отвлекают внимание.
И знаете: при переиздании Камше с четвертой и пятой книгами стоило бы поступить как Мартину со своими "Пиром Стервятников" и "Танцам с драконами", разделив произошедшие в описанный промежуток времени события не по хронологии, а географически. Например, "Пир Стервятников" показывал только юг Вестероса, а "Танец с драконами" - север Вестероса, Стену и Эссос. В "Отблесках" приддский театр действий пока почти не пересекается с остальным миром, за исключением сюжетной линии Валентина Придда, и четвертую и пятую книги стоило бы перекомпоновать по географии: в четвертой книге показать только Олларию и Надор, а в пятой - только Придду. Это сделало бы повествование гармоничнее, и почти каждый персонаж (кроме Марселя и Матильды) получил бы в книге по ключевому событию.
Еще одна ошибка "Яда минувшего", на мой взгляд - это решение автора убить Реджинальда и Эйвона Лараков. Ричард как Повелитель Скал перестает себя оправдывать - и чем дальше, тем больше, в то время как Реджинальд, наоборот, из неуверенного в себе пухлячка превращается в умелого воина, и все больше соответствует титулу владыки Надора. Короче, все шло к тому, что именно Лараки должны были стать новыми Повелителями Скал. И ничто этому не мешало ни в юридическом, ни в магическом смысле. Лараки, получив Надор от законного короля Франциска Оллара, вернули его Окделлам, но с оговоркой - если род Окделлов пресечется, то Лараки получат титул Повелителей обратно. А сверхспособности обычно передаются по наследству старшему сыну, но если верить приложению, при этом важную роль играют и моральные качества носителя. Если старший сын себя не оправдывает себя как Повелитель в моральном смысле, то носителем может стать младший сын, брат или даже кузен, которым Реджинальд приходится Ричарду. В самых запущенных случаях своих сил может лишиться даже действующий Повелитель еще при жизни. В итоге весь смысл сюжетных линий Повелителей Скал таков: "Избранным по крови в этом мире быть мало, надо еще оправдать и заслужить это звание своими поступками". И признаюсь, я до последнего думал, что Реджинальд благодаря духу земли спасется и продолжит свой путь становления истинным Повелителем Скал. Но нет. А потом Камша такая: "Ё-моё, у меня же совсем не осталось Повелителей Скал! Как же мне теперь мир спасать-то?". Пришлось волею Автора, Великого и Ужасного, срочно воскрешать Эйвона и делать его Повелителем. А почему не его сына Реджинальда? Да, последующие книги я не читал, но о произошедших дальнейших событиях наслышан.
По итогу: "Яд минувшего" по своему интересен, но, к сожалению, не без недостатков, виной которой неверный подход к компоновке сюжета четвертой и пятой книг, а также решение убить важного для сюжета персонажа. Ну что ж. Ждем переиздания всех частей "Сердца Зверя", благо Камша обещает в обновленном издании "урезать осетра" и убрать кое-какие побочные сюжетные линии оригинала.
Кстати, "Сердце зверя" - это еще и мультик из "Горы самоцветов" про охотника, который превратился в медведя.
А на сегодня все!