Найти в Дзене

Павел Корин.Реквием (Русь уходящая).

Выставка портретов к картине Павла Корина "Реквием" посвящена 100-летию смерти Патриарх Тихона. Проходит она в Новой Третьяковке на Крымском валу, в одном зале. Вот так это выглядит: Немного об истории этих портретов
В 1925 году умер Патриарх Московский и всея России Тихон. В испытаниях, выпавших на Российскую православную церковь начиная с 1917-го, многие видели именно в патриархе опору и заступника. Его смерть стала потрясением для сотен тысяч верующих. На отпевание и похороны в Донской монастырь собирались люди со всей России. Именно там художник Павел Корин, уже много лет искавший сюжет своей главной картины, наконец его находит. Так рождается замысел картины «Реквием», которой Максим Горький потом дал второе название «Русь уходящая». Павел Корин создал портреты (сам он их называл этюдами) современников священников, епископов, монахов, мирян, чтобы перенести их потом на большую картину. Уже первые этюды принесли ему не только известность в художественных кругах Москвы, но и знаком

Выставка портретов к картине Павла Корина "Реквием" посвящена 100-летию смерти Патриарх Тихона. Проходит она в Новой Третьяковке на Крымском валу, в одном зале. Вот так это выглядит:

Выставка портретов к картине Павла Корина Реквием.Новая Третьяковка на Крымском валу.
Выставка портретов к картине Павла Корина Реквием.Новая Третьяковка на Крымском валу.

Немного об истории этих портретов
В 1925 году умер Патриарх Московский и всея России Тихон. В испытаниях, выпавших на Российскую православную церковь начиная с 1917-го, многие видели именно в патриархе опору и заступника. Его смерть стала потрясением для сотен тысяч верующих. На отпевание и похороны в Донской монастырь собирались люди со всей России. Именно там художник Павел Корин, уже много лет искавший сюжет своей главной картины, наконец его находит. Так рождается замысел картины «Реквием», которой Максим Горький потом дал второе название «Русь уходящая». Павел Корин создал портреты (сам он их называл этюдами) современников священников, епископов, монахов, мирян, чтобы перенести их потом на большую картину. Уже первые этюды принесли ему не только известность в художественных кругах Москвы, но и знакомство с Максимом Горьким, который принял самое живое участие в делах Корина.

Именно благодаря Горькому художник получил дом-мастерскую, в которой мог бы приступить к картине - в его чердачной мастерской грандиозное полотно (551 × 941 см) просто не могло поместиться. Корин продолжал писать портреты для «Реквиема», но к большому холсту, уже натянутому и загрунтованному, пока не прикасался и работал над разными вариантами композиции на общем эскизе. Одним из ранних вариантов картины был «Исход в Иосафатову долину Страшного суда», где вереница людей шествовала на фоне пейзажа. Были также композиции, где действие разворачивалось на Соборной площади Московского Кремля. На окончательном эскизе Корин поместил своих персонажей в интерьер Успенского собора и изобразил уже не шествие, а предстояние:

Павел Корин (1892-1967).Реквием. Эскиз. 1935-1959.Бумага, гуашь, темпера.Pavel Korin (1892-1967)
Requiem. Sketch. 1935-1959.Gouache, tempera on paper
Павел Корин (1892-1967).Реквием. Эскиз. 1935-1959.Бумага, гуашь, темпера.Pavel Korin (1892-1967) Requiem. Sketch. 1935-1959.Gouache, tempera on paper

Смерть Горького в 1936 лишила Корина сильного покровителя. В стране нарастали репрессии. Создавать портреты к «Реквиему» становилось слишком опасно и для художника, и для самих портретируемых.
В 1937 году был написан последний портрет, и в дальнейшем художнику приходится ограничиваться зарисовками в альбомах и записных книжках и правками общего эскиза. К работе на большом холсте Корин так и не приступил.

Я абсолютно все портреты пофотографировала и перенесла в статью информацию к ним, а она достаточно подробная. Сначала фото , а под ним информация.Из общего впечатления могу передать необычайное величие этих людей, и когда стоишь в центре зала- они как будто вступают в неслышное собеседование с тобой. Вот эти люди:

Павел Корин (1892-1967).Молодая монахиня. 1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Young Nun. 1935 Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Молодая монахиня. 1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Young Nun. 1935 Oil on canvas

Изображена Татьяна Николаевна Протасьева - тайная монахиня, историк, исследователь рукописей, реставратор. Родилась в Петрозаводске в семье губернатора Олонецкого края. В начале 1920-х ушла в Серафимо-Знаменский скит послушницей, где стала духовной дочерью схиигуменьи Фамари. В 1927-м приняла иноческий постриг с именем Татиана.

Арестована в 1930 году, а после освобождения служила певчей в храме Ильи Обыденного на Остоженке. Работала художником-реставратором тканей в Историческим музее, затем перешла в отдел рукописей. Принимала участие в публикации Московского летописного свода, Вологодско-Пермской летописи, исследовала рукописи Синодального собрания. В 1974 году приняла тайный монашеский постриг с именем Фамарь.

Павел Корин (1892-1967).Схиигуменья Фамарь. 1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Schema-Abbess Thamar, 1935 Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Схиигуменья Фамарь. 1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Schema-Abbess Thamar, 1935 Oil on canvas

Тамара Александровна Марджанова (Марджанишвили) родилась в Грузии в княжеской семье. В молодом возрасте, несмотря на протесты родных, ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902-м стала игуменьей. Вскоре переведена в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит (освящен в 1912 году). В 1915 году приняла великую схиму с именем Фамарь.

В 1924 году Серафимо-Знаменский скит был закрыт, и, по свидетельствам очевидцев, первое время схиигуменья Фамарь жила в покоях великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Марфо-Мариинской обители. Позднее вместе с несколькими сестрами поселилась в небольшом доме в селе Перхушково в Подмосковье, где организовала трудовую артель (сестры делали игрушки и шили одеяла). В 1931 году арестована и отправлена в ссылку в Иркутскую область.
Вернувшись из ссылки, поселилась под Москвой, недалеко от станции «Пионерская», а не в ста километрах от Москвы, как предписывалось. Вероятно, это стало возможным благодаря хлопотам ее брата, знаменитого актера и режиссера Котэ Марджанишвили и Павла Корина.
Пребывание в ссылке подорвало здоровье схиигуменьи, и в 1936 году она умерла, вскоре после того, как Корин написал ее портрет.
Канонизирована Грузинской православной церковью и Русской православной церковью.

Павел Корин (1892-1967).Схимница из Ивановского монастыря в Москве. 1930.Холст, масло
Pavel Korin (1892-1967).Schema-nun from the Ivanovsky Monastery in Moscow. 1930.Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Схимница из Ивановского монастыря в Москве. 1930.Холст, масло Pavel Korin (1892-1967).Schema-nun from the Ivanovsky Monastery in Moscow. 1930.Oil on canvas

Личность схимонахини из Ивановского монастыря в Москве точно не установлена. Существует предположение, что изображена схимница Серафима (Лидия Дмитриевна Крылова).

Павел Корин (1892-1967).Трое. 1933-1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Three. 1933-1935
Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Трое. 1933-1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Three. 1933-1935 Oil on canvas

Софья Михайловна Мейен (урожденная Голицына)сестра близкого друга Корина, художника В. М. Голицына. Происходит из княжеского рода Голицыных и Лопухиных. Монахиня Мария (Мария Николаевна Елагина, имя в постриге не известно), сестра Екатерины Николаевны Елагиной - советского геолога, первооткрывателя кимберлитовой трубки «Мир». Постриглась в монахини в молодости и продолжала открыто носить монашескую одежду в 1920-х годах.
Сведений об имени и обстоятельствах жизни третьей изображенной в настоящее время нет.

Павел Корин (1892-1967) Отец Алексий из Палеха. 1931.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Father Aleksey from Palekh. 1931 Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967) Отец Алексий из Палеха. 1931.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Father Aleksey from Palekh. 1931 Oil on canvas

Изображен священник из Свято-Знаменской церкви села Красново (Красное) близ Палеха. Существует несколько карандашных набросков отца Алексия, сделанных Кориным в 1928 году в Краснове, когда отцу Алексию было более 80 лет.

Павел Корин (1892-1967).Архимандрит отец Никита. 1936.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967)
Archimandrite Father Nikita. 1936.Oil on canvas.
Павел Корин (1892-1967).Архимандрит отец Никита. 1936.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Archimandrite Father Nikita. 1936.Oil on canvas.

Отец Никита (Николай Николаевич Курочкин-Степанов) один из продолжателей традиций православного старчества в советское время, духовный наставник молодого поколения монахов последних тайных общин Высоко-Петровского монастыря в Москве в 1930-е. Принял постриг в Зосимовой пустыни. После ее закрытия переехал вместе с другими монахами в Высоко-Петровский монастырь. К тому времени монастырь официально был упразднен, но храмы продолжали действовать, и в них организовалась тайная монашеская община.
В 1924 году иеромонах Никита арестован и приговорен к ссылке. После возвращения служил в церкви преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, куда после закрытия последнего храма Высоко-Петровского монастыря перешли монахи тайной общины. В 1929-м возведен в сан архимандрита.
В 1930 году вновь арестован и сослан в Северный край. За время ссылки храм преподобного Сергия Радонежского был закрыт и разрушен. С 1933-го архимандрит Никита служит в Знаменской церкви села Ивановского под Волоколамском и вместо арестованного схиархимандрита Игнатия (Александр Александрович Лебедев) стал духовником Ивановской женской монашеской общины.
В 2001 году архимандрит Никита был посмертно реабилитирован.

Павел Корин (1892-1967).Митрополит Сергий. 1937.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967)
Metropolitan Sergius. 1937 Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Митрополит Сергий. 1937.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Metropolitan Sergius. 1937 Oil on canvas

Митрополит Сергий (Иван Николаевич Страгородский). С 1943 по 1944 гг. - патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор акафистов, просветитель. Во время церковного раскола присоединился к обновленческому движению, но вскоре покинул Высшее церковное управление, покаялся и был принят обратно в Русскую православную церковь. После кончины патриарха Тихона Русскую православную церковь возглавил Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Но вскоре митрополит Петр был арестован, и обязанности легли на митрополита Сергия, заместителя Местоблюстителя.
В ноябре 1926 года арестован (уже в третий раз) за участие в организации нелегальных выборов патриарха. В 1927 году, пытаясь защитить церковь, издал «Декларацию», в которой подчеркивал необходимость «показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». Представители русского духовенства неоднозначно приняли «Декларацию», некоторые в знак протеста возвращали ее экземпляры митрополиту Сергию.
Во время Великой Отечественной войны митрополит Сергий (в тот период Патриарший Местоблюститель) призывал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками.
В 1943 году, через 18 лет после кончины патриарха Тихона, состоялся Архиерейский собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был единодушно избран митрополит Сергий. В мае 1944 года он скончался.

Павел Корин (1892-1967).Схиигумен Митрофан и иеромонах Гермоген. 1933.Холст, масло
Pavel Korin (1892-1967).Schema-Abbot Mitrofan and Hieromonk.Germogen. 1933.Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Схиигумен Митрофан и иеромонах Гермоген. 1933.Холст, масло Pavel Korin (1892-1967).Schema-Abbot Mitrofan and Hieromonk.Germogen. 1933.Oil on canvas

Иеромонах Гермоген из Высоко-Петровского монастыря. В настоящее время точных сведений о нем не обнаружено. По воспоминаниям монахини Игнатии (Петровской), иеромонах Гермоген управлял правым хором.
Игумен Митрофан (Михаил Тихонович Тихонов) - один из духовных наставников последних тайных монашеских общин в Москве в 1920-1930-е годы.
Принял монашеский постриг в Смоленской Зосимовой пустыни. После ее закрытия перешел в ВысокоПетровский монастырь в Москве (в то время монастырь уже официально закрыли, все жилые помещения реквизировали, но храмы продолжали действовать). В 1930 году арестован «за разжигание религиозных предрассудков» и сослан в Северный край, в 1932-м освобожден. В 1935 году, в период массовых арестов в тайной общине Высоко-Петровского монастыря, вновь арестован и выслан в Каширу, где служил во Фроловской церкви и продолжал принимать духовных детей. В 1941-м арестован в третий раз и отправлен в заключение, где и погиб в середине 1940-х годов.

Павел Корин (1892-1967).Протодиакон М.К. Холмогоров. 1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967)
Protodeacon Mikhail Kholmogorov. 1935 Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Протодиакон М.К. Холмогоров. 1935.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Protodeacon Mikhail Kholmogorov. 1935 Oil on canvas

Михаил Кузьмич Холмогоров - известный московский протодиакон, выдающийся исполнитель духовной музыки. Участвовал в концертах с хором Ивана Юхова, в 1920-х- с Первым государственным хором (ныне Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова). Близкий друг Корина.
Корин написал несколько портретов Михаила Холмогорова, три из них для «Реквиема» (в 1929, 1933, 1935 годах).
В 1939 году арестован «за участие в антисоветской террористической группе», но уже в следующем году досрочно освобожден. В феврале 1945-го принимал участие в богослужении по случаю интронизации патриарха Алексия I.

Митрополит Трифон. 1929.Этюд. Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Metropolitan Tryphon. 1929
Study. Oil on canvas
Митрополит Трифон. 1929.Этюд. Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Metropolitan Tryphon. 1929 Study. Oil on canvas

Митрополит Трифон (князь Борис Петрович Туркестанов (Туркестанишвили)) был широко почитаем народом как подвижник и духовный наставник. Автор проповедей, составитель молитв (получил в народе прозвание Московский Златоуст). Председатель Московского отделения попечительства слепых, член нескольких благотворительных организаций, для нужд которых жертвовал свои личные средства. Действительный член Московского археологического института.
С началом Первой мировой войны оставил должность викария Московской епархии и отправился на фронт в качестве полкового священника. Награжден панагией на Георгиевской ленте и орденом Святого Александра Невского «За проявленную храбрость при совершении богослужений на линии огня и за беседы в окопах с воинами во время боя». Получив контузию и ослепнув на один глаз, был вынужден вернуться в Москву и в 1916-м ушел на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Однако вскоре снова отправился на фронт и вернулся только в 1917 году. После революции жил в Москве в семьях своих родственников и духовных детей. Не занимался делами церковного управления как ушедший на покой, но принимал участие в богослужениях во многих московских храмах. Во время обновленческого раскола поддерживал патриарха Тихона.
Митрополит Трифон был одним из первых среди духовных лиц, позировавших Корину для «Реквиема»

Павел Корин (1892-1967).Отец Сергий Успенский (младший), 1931 Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Father Sergiy Uspensky (Junior). 1931.Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Отец Сергий Успенский (младший), 1931 Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Father Sergiy Uspensky (Junior). 1931.Oil on canvas

Священномученик Сергий (Сергей Михайлович Успенский) - настоятель церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Москве вплоть до ее уничтожения в 1929 году, затем служил в других московских храмах. Помогал семьям репрессированных священников, пока в 1933-м сам не оказался под арестом. Ему предъявили обвинение в участии в «Кружке христианской молодежи». Приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, но досрочно освобожден по состоянию здоровья. Повторно арестован в 1937 году по обвинению во «враждебном отношении к советской власти и активной контрреволюционной деятельности». В декабре того же года расстрелян, однако родственников известили, что отец Сергий приговорен к десяти годам лишения свободы «без права переписки». О смерти мужа вдова Успенского узнала в 1946 году: причиной его кончины 23 февраля 1942 года была названа сердечная недостаточность. Лишь в 1989-м сын протоиерея Сергия Борис Сергеевич получил сведения о действительной дате и обстоятельствах смерти отца. В августе 2000 года канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви.

Павел Корин (1892-1967).Иеромонах Пимен и епископ Антонин. 1935 Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Hieromonk Pimen and Bishop Antonin. 1935 Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Иеромонах Пимен и епископ Антонин. 1935 Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Hieromonk Pimen and Bishop Antonin. 1935 Oil on canvas

Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 гг. - патриарх Московский и всея Руси. Еще в школьные годы начал петь и читать на клиросе, вскоре после окончания школы принял ресофорный постриг с именем Платон, в 1927 году пострижен в монахи с именем Пимен.
В 1932-м арестован, но вскоре освобожден, но после повторного ареста в 1937 году отправлен в Дмитровский лагерь, в затем в Узбекистан.
Во время Великой Отечественной войны был ранен и отправлен в Москву, где после лечения освобожден от военной службы, но из-за отсутствия или неправильного оформления документов в начале 1945 года осужден за дезертирство и приговорен к десяти годам лагерей. Амнистирован в связи с Победой.
В 1950-1960-е активно продвигался по духовной иерархической лестнице, старался противостоять возобновившимся при Н. С. Хрущеве гонениям на церковь. В июне 1971 года избран Патриархом Московским и всея Руси. Внес большой вклад в укрепление отношений между православными церквями разных стран. По инициативе патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы патриархи Тихон и Иов.
Епископ Антонин. На подрамнике картины Корин оставил надпись «епископ Антонін и иеромонах Пимен. Павел Корин 1935 год». Последняя буква имени епископа плохо читается, и невозможно точно определить, «Антонин» написано или «Антоний», На основе двух возможных вариантов имени строятся версии о том, кто изображен. Согласно первому варианту, можно предположить, что на картине епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский) - богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Один из лидеров обновленческого церковного раскола. Другой вариант имени - Антоний - отсылает к нескольким иерархам, служившим в 1920-1930-е годы. Точно установить личность изображенного не представляется возможным.

Преподобномученик Фёдор (Олег Павлович Богоявленский) - один из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря, к которой присоединился сначала в качестве прихожанина и нашел духовного отца в лице архимандрита Никиты (Николай Николаевич Курочкин-Степанов). В 1930 году пострижен в монашество и рукоположен в иеродиаконы в церкви преподобного Сергия на Большой Дмитровке, куда перешла братия после закрытия в монастыре последнего храма.
В 1933 году был арестован и приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Фёдор, имевший неоконченное медицинское образование, помогал в лагере тюремному врачу лечить заключенных. После выхода на свободу у иеродиакона Фёдора появился выбор - продолжить церковное служение или возобновить занятия медициной, что стало возможным по ходатайству лагерного врача. Он выбрал первое и в 1937 году был рукоположен в священники. Служил в подмосковных храмах. После отказа заниматься доносительством получил запрет на проживание в Московской области и поселился в селе Завидово под Тверью. Несмотря на ограничения, часто приезжал в Москву к сестре Ольге и поддерживал тесную связь со своими духовными детьми.

В июле 1941 года иеромонах Фёдор был обвинен в создании «подпольной организации церковников», арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, где подвергался постоянным допросам и пыткам. Благодаря его стойкости, следствие, длившееся до 1943 года, развалилось, и всех, кого привлекли по этому делу с иеромонахом Фёдором, освободили. Сам же он был осужден на пять лет ссылки. Через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно. В августе 2000 года канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви.
Павел Корин изобразил иеромонаха Фёдора не только на эскизах к картине «Реквием», но и в триптихе 19421943 годов «Александр Невский», в образе молодого русского воина (центральная фигура в правой части).

Павел Корин (1892-1967).Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве. 1933
Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Schema-nun from the Ascension Kremlin Monastery in Moscow. 1933.Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве. 1933 Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967).Schema-nun from the Ascension Kremlin Monastery in Moscow. 1933.Oil on canvas

Личность монахини точно не известна. Согласно одной версии, изображена игуменья Евгения (Екатерина Алексеевна Виноградова), которая в 1910-х была настоятельницей Вознесенского женского монастыря в Кремле, по другой версии - Екатерина Дмитриевна Крылова, в монашестве Нина, в схиме Мария.

Павел Корин (1892-1967).Схимник отец Агафон. 1932.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967)
Father Agaphon, Schimonk. 1931.Oil on canvas
Павел Корин (1892-1967).Схимник отец Агафон. 1932.Холст, масло.Pavel Korin (1892-1967) Father Agaphon, Schimonk. 1931.Oil on canvas

Преподобномученик Игнатий (Александр Александрович Лебедев) принял монашеский постриг (с именем Агафон) в Зосимовой пустыни. После закрытия пустыни в 1923 году приехал в Москву и служил в церкви великомученика Никиты за Яузой. В октябре того же года его пригласили в Высоко-Петровский монастырь, где он был назначен наместником, а в следующем году переведен в сан архимандрита.
Высоко-Петровский монастырь - один из важнейших духовных центров Москвы 1920-х - первой половины 1930-х годов. К началу 1920-х монастырь был официально закрыт, в нем оставалось всего трое насельников. В 1923 году к ним присоединились выходцы из закрытой Смоленской Зосимовой пустыни, вокруг которых образовалась многочисленная тайная монашеская община. В Высоко-Петровском монастыре совершались постриги в тайное монашество, велась образовательная работа закрытой Духовной академии. Братия и прихожане монастыря оказывали помощь находящимся в заключении и ссылке священникам.

Высоко-Петровская община притягивала множество людей, которые получали здесь духовное наставничество. Когда последний из действующих храмов монастыря закрыли, монахи и прихожане не рассеялись, а переходили из одного московского храма в другой, сохраняя свой внутренний уклад. Тайные общины, сформировавшиеся в Высоко-Петровском монастыре, и после окончательного его разорения продолжали существовать еще долгие годы.
В 1930 году принял великую схиму с именем Игнатий. Через год был арестован, но вскоре освобожден из-за тяжелой болезни.
В 1932 году Павел Корин написал его портрет, который подписал еще монашеским именем - Агафон.
По настоянию НКВД в 1934 году схиархимандрит Игнатий был отправлен на покой. После начала арестов монахов Высоко-Петровского монастыря вновь оказался в заключении. В сентябре 1938 года скончался в тюремном лазарете.
В 2000 году канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви.

После этой выставки не захотела продолжать осмотр Третьяковки , боялась растерять эмоциональный настрой, И хотя впереди уже светились работы Гелия Коржева, я пошла на выход.