Найти в Дзене
Анна Бердникова

Как работает эпиграф?

А вы подбираете эпиграфы? Вчера я писала план своего доклада о работе с прецедентным текстом в психологическом консультировании. Обдумывая речь, подводку к понятию, которое планирую ввести и анализировать, поймала себя на мысли, что хочу начать с эпиграфа. Причем, эпиграф уже как будто подобрался сам собой, и уже прозвучал в моей голове:   Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.    Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.    Г-н Журден. Почему?    Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.    Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?    Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.    Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?    Учитель философии. Проза.    Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза?    Учитель философии. Да, сударь.    Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что в

А вы подбираете эпиграфы?

Вчера я писала план своего доклада о работе с прецедентным текстом в психологическом консультировании. Обдумывая речь, подводку к понятию, которое планирую ввести и анализировать, поймала себя на мысли, что хочу начать с эпиграфа. Причем, эпиграф уже как будто подобрался сам собой, и уже прозвучал в моей голове:

  Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
   Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.
   Г-н Журден. Почему?
   Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.
   Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?
   Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
   Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?
   Учитель философии. Проза.
   Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза?
   Учитель философии. Да, сударь.
   Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали. (Ж-Б. Мольер «мещанин во дворянстве»)

Этот фрагмент текста я привожу для понимания контекста: мало ли вдруг для кого-то из тех, кто сейчас читает тест заметки, текст Мольера не является прецедентным :) Сам эпиграф будет выглядеть значительно короче, вот так:

    Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали. (Ж-Б. Мольер)

Этим эпиграфом я провожу параллель между понятиями «проза» и «прецедентный текст». Каждый из нас говорит прозой, как известный месье Журден, совершенно не задумываясь. Это такая обыденная жизненная практика говорить прозой. Если кто-то начинает говорить стихами, то сразу приковывает внимание к своей речи, далеко не всегда позитивное. Так и прецедентные тексты - мы ими пользуемся, как правило, не задумываясь. Они присутствуют в активной практике речевого общения широкого круга людей, и психологов тоже. Идея в том, чтобы сделать этот процесс более осознанным, управляемым, следовательно, эффективным. 

Например, когда клиент говорит, что он в своей семье, как Золушка, то апеллирует к прецедентному тексту сказки, вовлекая своего терапевта в многослойный водоворот смыслов, образов, эмоций. Ведь соблазн предположить, что «Золушка» - это стертая метафора, а не отсылка к прецедентному тексту велик. Если перед нами стертая метафора, то все здесь однозначно и понятно, - возникает искушение подумать, что само собой разумеется клиент ощущает, что на ее плечах лежит огромное количество грязной бытовой работы, а остальные члены семьи, пока она упахивается на бытовой ниве, развлекаются на балах… А вот если это отсылка к прецедентному тексту, тогда ее нужно исследовать, чтобы понять, на какой уровень смысла опирается клиент и какое персональное содержание извлекает. Ведь это может быть, например, и волнующее состояние предвкушения, которое порой лучше самого праздника… и клиент может своим сравнением сообщать психологу о чем-то подобном или совершенно ином. В консультировании не существует само собой разумеющихся вещей.

Так вот, возвращаясь к эпиграфу: это тоже апелляция к прецедентному тексту. Свою мотивацию на осознаваемом мной уровне я раскрыла. 

В книгах довольно часто вижу эпиграфы, но редко уделяю им, если честно, должное внимание, чтобы понять, как они работают на понимание текста. Надо быть внимательнее впредь.

 Моя школьная коллега каждое свое выступление и текст статьи предваряет эпиграфом, по ее словам, это помогает ей синхронизировать свои размышления с мыслями великих, отразиться в них. 

А больше я и не припоминаю из своего близкого окружения активных пользователей эпиграфов. Написала сестре, журналисту со стажем, члену союза журналистов, но она сказала, что редко пользуется эпиграфами.

Это уходящая практика? Или имеющая узкое распространение? Может быть, это вопрос образования, его специфики? Это вопрос личного пристрастия?

Прошу высказаться о практике использования эпиграфов:

1. Подбираете ли Вы эпиграфы для своих письменных работ и выступлений?

2. Чем руководствуетесь при выборе?

3. Как, на Ваш взгляд, «работает» эпиграф?

4. Что-то еще важное об эпиграфах…

Анна Бердникова