На протяжении девяти лет альпинистские группы, шедшие на штурм Эвереста, проходили мимо «объекта», который получил название «Спящая красавица».
Роман на высоте
Но сказочности это не добавляло, ведь речь шла о трупе погибшей женщины. Тел, которые так и не сняли с высочайшей горы мира, десятки, но в данном случая ужаса добавляло то, что все знали и имя погибшей, и обстоятельства того, что с ней произошло.
Американка Фрэнсис Дистефано к 33 годам имела за плечами развалившийся брак, подаривший ей сына, опыт работы агентом по недвижимости, а также целую череду различных жизненных разочарований. Отдушиной для нее стали горы, и однажды в 1991 году привели ее к встрече с членами альпинистского клуба «Высотник», среди которых был российский экстремал Сергей Арсентьев.
Опытный альпинист покорил сердце женщины, и через год она уже стала Фрэнсис Арсентьев. Супружеская пара стала совершать совместные восхождения, и амбиции американки в плане покорения вершин росли.
Нехорошие предчувствия
В итоге у Сергея и Фрэнсис появилась идея — они совершат восхождение на Эверест без использования кислородных баллонов. Такое достижение сделало бы Фрэнсис первой американкой, совершившей подобное, и одной из первых женщин в истории, поднявшейся на Эверест без вспомогательных приборов.
Супруги отдавали себе отчет, что испытание, которое они задумали, крайне рискованное. Фрэнсис даже решила поговорить об этом с сыном, и тот в итоге сказал, что матери лучше попробовать, чем всю оставшуюся жизнь жалеть о том, что не было сделано.
Но когда экспедиция уже готовилась, Пол Дистефано попытался отговорить мать. Он сказал, что ему приснился сон: там, на Эвересте, беда случится и с ней, и с Сергеем. Но Фрэнсис сумела успокоить сына, пообещав, что до крайностей они доводить дело не будут.
В «зоне смерти»
Свое историческое восхождение Арсентьевы запланировали на май 1998 года. Поначалу все шло неплохо. 19 мая, в День пионерии, они добрались до лагеря на высоте 8200 м и были намерены на следующий день выйти на штурм вершины.
20 мая Арсентьевы вышли на маршрут, но через некоторое время у них вышли из строя фонари. Сергей посчитал это чрезмерным риском, и они вернулись в лагерь на 8200 м. Получив помощь от коллеги-гида, который вел на вершину коммерческого туриста, Арсентьев вместе с женой был намерен на следующий день попробовать еще раз.
Но теперь не смогла идти Фрэнсис, почувствовавшая себя неважно. Пройдя совсем небольшой отрезок, они вновь вернулись в палатки на 8200 м.
Эверест сегодня — это отнюдь не пустыня, восходителей там десятки, и злоключения Арсентьевых наблюдали другие альпинисты. Им настоятельно советовали свернуть попытки штурма — несколько ночевок на высоте выше 8000 м делали их затею не просто рискованной, а смертельно опасной.
Дорога назад
Но 22 мая Арсентьевы опять вышли на штурм. Те, кто их видел в этот день, говорили, что Фрэнсис шла очень тяжело, но упрямо отказывалась поворачивать назад. В итоге муж и жена покорили вершину, и Фрэнсис Арсентьев стала первой американкой, покорившей Эверест без кислорода.
На обратном пути ситуация стала еще более ухудшаться. Ни времени, ни сил на спуск в лагерь у них не осталось. В итоге они провели так называемую «холодную ночевку», и к утру их состояние приблизилось к критическому.
Погода испортилась, и в какой-то момент Сергей и Фрэнсис потеряли друг друга из виду. Муж добрался до палаток на 8200 и стал ждать жену.
Трагедия у всех на глазах
Фрэнсис обнаружили альпинисты из узбекской экспедиции. Она практически не могла передвигаться и лишь повторяла: «Помогите!» Из пяти членов команды двое остались с американкой, а трое пошли на вершину. Оставшиеся давали Фрэнсис кислород и всячески пытались ее восстановить, дабы она смогла продолжить спуск в лагерь. Когда вернулась группа, достигшая вершины, они впятером попытались транспортировать альпинистку вниз. Им удалось сделать это на целых сто метров, что по меркам высоты свыше 8000 метров является большим результатом. Но дальше у узбеков не осталось собственных сил, и продолжение попыток спасения могло обернуться новыми жертвами.
Узбекская группа дошла до лагеря на 8200 м, рассказав Сергею Арсентьеву о том, что Фрэнсис жива, но очень плоха. Альпинист пошел к ней, взяв кислородные баллоны.
Сергея найдут много позже. Он погиб, пытаясь добраться до Фрэнсис, истратив все силы.
«Не оставляйте меня одну! Я американка!»
24 мая на Фрэнсис наткнулись альпинисты Ян Вудолл и Кэти О`Дауд. Они тоже сделали попытку спасти женщину. Фрэнсис все время повторяла: «Не оставляйте меня одну! Я американка!» Кэти вскоре поняла, что пострадавшая говорит это в полубессознательном состоянии. Фрэнсис практически не отдавала себе отчета в том, кто рядом с ней.
Для Кэти О`Дауд встреча с умирающей коллегой стала поводом отказаться от продолжения восхождения. Альпинисты оставались рядом с Фрэнсис до тех пор, пока им самим не стала угрожать опасность.
Следующая группа, проходившая данное место, обнаружила Фрэнсис Арсентьев уже мертвой.
Прощание по законам гор
Девять лет тело погибшей «Спящей красавицы» оставалось у всех на виду. В 2007 году Ян Вудолл организовал специальную экспедицию, главной целью которой стали похороны Фрэнсис Арсентьев.
«Похороны», правда, с точки зрения обитателей равнины, были весьма условными. Мертвое тело обернули флагом США, столкнув его ниже по склону. Это все, что реально можно было сделать для упокоения погибшей. По крайней мере теперь покой Фрэнсис не тревожат новые покорители Эвереста.
История гибели супругов Арсентьевых остается одной из самых мрачных страниц современного альпинизма. Она напоминает о том, что у всего на свете есть цена, и у тех, кто привык жить на краю бездны, она всегда будет самой высокой.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo