Найти в Дзене
Funny Annette

5 женщин, 1 труп любовника, 350 страниц чистого удовольствия

Сюжет романа Наринэ Абгарян «Симон» напоминает анекдот: каменщик Симон умирает, и пока законная жена Меланья пытается перекрасить побагровевшие от инсульта уши покойного, к нему приходят бывшие: Сильвия, пережившая навязанное сумасшествие и трагедию расставания с дочерью, сладкоголосая Элиза с заниженной самооценкой и живущая с изменяющим мужем, кокетка София, долго мечтавшая о детях, и художница Сусанна, потерявшая любимого. Постепенно от ожидаемого скандала сюжет трансформируется во фрагментарное описание жизни каждого героя со сменой нарратива, скачков во времени происходящего. Казалось бы, все может скатиться в пошлую история о похождениях Казановы армянского разлива… Однако в каждой избраннице Симон находит что-то уникальное, героини внезапно начинают видеть достоинства и ценить себя, находят силы жить дальше. Девушки благодарны за исцеление травм: возвращение дочери матери, дарование уверенности в себе, поддержку в тяжелый момент, вдохновение на создание картин и т.д. Бол

Сюжет романа Наринэ Абгарян «Симон» напоминает анекдот: каменщик Симон умирает, и пока законная жена Меланья пытается перекрасить побагровевшие от инсульта уши покойного, к нему приходят бывшие: Сильвия, пережившая навязанное сумасшествие и трагедию расставания с дочерью, сладкоголосая Элиза с заниженной самооценкой и живущая с изменяющим мужем, кокетка София, долго мечтавшая о детях, и художница Сусанна, потерявшая любимого. Постепенно от ожидаемого скандала сюжет трансформируется во фрагментарное описание жизни каждого героя со сменой нарратива, скачков во времени происходящего.

Казалось бы, все может скатиться в пошлую история о похождениях Казановы армянского разлива… Однако в каждой избраннице Симон находит что-то уникальное, героини внезапно начинают видеть достоинства и ценить себя, находят силы жить дальше. Девушки благодарны за исцеление травм: возвращение дочери матери, дарование уверенности в себе, поддержку в тяжелый момент, вдохновение на создание картин и т.д. Более того, оказывается, что и героини были жизненно необходимы мужчине, в них он находил свежее дыхание и воплощение вечной женственности.

«Симон не просто обогрел ей душу. Он обладал редким утешительным качеством, свойственным только детям и старцам: в его присутствии странным образом отступали призраки прошлого, и порой достаточно было одного его прикосновения, чтобы успокоилось сердце и развеялась тревога».

Удивительно, но постепенно невольно начинаешь симпатизировать витальному, жадному до удовольствий весело пожить, вкусно поесть, хорошо выпить, отправиться на очередные донжуанские подвиги Симону. И если в начале его поступки вызывают оторопь и критику, то постепенно невольно попадаешь под очарование образа, начинаешь терпимей относиться к человеческим несовершенствам, вспоминая о своих слабых сторонах. Абгарян умеет рассказывать так, что после прочтения какое-то время оказываешься добрее к людям, словно дает лекарство от равнодушия.

«Любил женщин – самозабвенно и на износ, очаровывался с наскока, ревновал и боготворил, на излете отношений обязательно дарил какое-нибудь недорогое, но красивое украшение».

В книге с чудинкой много забавного абсурда, нежности, внимания к деталям и теплой атмосферы небольшого Берда. Подкупает поэтичный язык и классный юмор, читателя ждут размышления о важном и слезы смеха и грусти. Абгарян с добрым юмором высмеивает женскую любовь к сплетням, похождения ловеласа, бешенную ревность, – все обыденные человеческие страсти и страстишки. Стилистика и колорит романа чем-то напоминает тексты Маркеса.

«Меланья по молодости устраивала мужу сцены ревности, но с годами научилась смотреть на его похождения сквозь пальцы. И все же иногда, чтоб не слишком зарывался, закатывала скандалы с битьём тарелок и чашек, которые заранее откладывала из щербатых, предназначенных на выброс. Симон наблюдал с нескрываемым восхищением, как жена мечется по дому, грохая об пол посуду.
- Ишь! - комментировал, подметая потом осколки. Пока он прибирался, Меланья курила на веранде, стряхивая пепел в парадные туфли мужа. Жили, в общем, душа в душу».

-2

Герои романа сохраняют детскую непосредственность (не путать с инфантилизмом), открытость, подтверждая действиями и мыслями, что красота – в глазах смотрящего. У Абгарян нет идеалов, легких судеб. Ей удается рассказать, не паразитируя на трагедии, о мужских изменах, физическом насилии, отсутствия у женщины права голоса, психологическом давлении, изнасиловании, но подсвечивая эти страшные темы. Каждый герой жаждет обрести цельность, гармонию, заполнить чем-то лакуны эмоций и пустоту в душе, отрадно замечать терапевтичный процесс взаимодействия персонажей, это дарит надежду и светлую грусть читателю.

«Не бывает случайных встреч. Каждая чему-то нас учит. Не бывает случайных расставаний. Каждое забирает крупицу нашей души. Всякая горесть делает нас сильнее. Иначе не бывает. Всякая радость ничего не просит. Она остается с нами навсегда».

В этой книге очень много света и любви к малой родине, к жизни, к женщинам, но это не любовный роман или сказка для взрослых. Будьте готовы, что каждому герою придется заплатить свою цену за счастье, а их действия будут вызывать у вас желание то одобрительно похлопать по плечу, то отвесить тумака. Особое тепло вызывает посвящение такой противоречивой, но воспевающей светлое чувство книги – сыну писательницы.

Как во многих других книгах писательницы в истории сочетается увлекательный динамичный сюжет и житейская мудрость, стремление к любви и боль от предательства, умение прощать и жить с чувством вины, мужская дружба и вечное женское соперничество. В финале наступает катарсис, когда пазлик историей каждой девушки занимает отведенное ему место. Не могу не отметить, что замечательное оформление обложки передает атмосферу книги, стремления в свету сквозь толщу жизни.

Это хороший роман для первого знакомства с автором, «Симон» отражает своеобразие творчества Абгарян в концентрированном виде. Кажется, что лишь небольшому проценту может эта история может прийтись не по душе: если адюльтер – недопустимая тема, не любите современную женскую прозу и не понимаете армянский юмор. После книги хочется попытаться уловить в воздухе аромат бердского моря и нежиться тепла танцующих солнечных зайчиков на коже.

P.S. Есть сериал «Симон» по мотивам, но он чуть более абсурдный и гротескный, играющий со стереотипами, хотя и удалось сохранить трогательность некоторых эпизодов. Он рассчитан на любителя ситкомов, современных русских комедийных сериалов или творчества Армана Марутяна. Гораздо больше мне понравился одноимённой спектакль в театре Маяковского, могу смело рекомендовать всем, получилось очень трогательное, философское, музыкальное действо с уважением к традициям и культуре.