Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
Вы гуляете по Петергофу или Царскому Селу, восхищаетесь золотом залов и думаете: «Какая красота!». Но знаете ли вы, что стояло на этом месте всего 80 лет назад — и какой ценой это великолепие вернули из небытия? Эта книга — уникальное свидетельство великого подвига от человека, который лично руководил этим чудом.
Почему эта книга — уникальный документ
Главный автор, Александр Александрович Кедринский, не был кабинетным ученым, наблюдавшим за процессом со стороны. Он был в самом сердце этого грандиозного проекта. С 1957 года он занимал пост главного архитектора Гатчины, Павловска, а затем и Царского Села. Под его руководством из руин и пепла восстал Екатерининский дворец, он стоял у истоков сложнейшего, почти фантастического проекта воссоздания Янтарной комнаты.
Кедринский А.А. — лауреат Ленинской и Государственной премий, одна из ключевых фигур легендарной ленинградской школы реставрации. Он пишет о том, что проектировал сам, за что боролся на архитектурных советах, что видел своими глазами каждый день на строительных лесах. Его соавторы, Михаил Колотов и Борис Ометов, — такие же практики, его соратники и единомышленники. Статус автора как прямого участника событий и делает эту книгу уникальным историческим документом, который заслуживает полного доверия. Это не теория, а концентрированная практика. Не пересказ событий, а прямое свидетельство участника и руководителя. Каждое слово здесь имеет вес документа, каждая страница дышит подлинностью.
Город-призрак: масштаб трагедии, скрытый за сегодняшним глянцем
Чтобы осознать величие подвига реставраторов, нужно на мгновение представить, с чем им пришлось столкнуться. Послевоенный Ленинград и его пригороды представляли собой апокалиптическую картину. Петергоф был превращен в укрепрайон: знаменитые фонтаны взорваны, дворцы сожжены, тысячи деревьев векового парка спилены. От Большого дворца остались лишь обугленные стены-коробки, зияющие пустыми глазницами окон. Статуи Самсона и других героев Большого каскада были похищены.
Не менее страшная участь постигла Царское Село. Екатерининский дворец, жемчужина Растрелли, стоял без крыши и межэтажных перекрытий, с обрушенными залами, уникальная отделка которых была либо вывезена, либо уничтожена. Знаменитая Камеронова галерея была пробита снарядами. В Павловске дворец был сожжен отступающими частями вермахта, а парк изрыт траншеями и превращен в кладбище. Это была не просто война, это было целенаправленное уничтожение культурного кода нации. Архитектурное наследие великой империи лежало в руинах, и многим тогда казалось, что утрата эта безвозвратна. С этой точки небытия и начинается рассказ Кедринского. Книга позволяет увидеть этот ужасающий масштаб разрушений на документальных фотографиях, и этот контраст с восстановленными интерьерами производит ошеломляющее впечатление.
Не «новодел», а научное воскрешение: в чем суть ленинградской школы реставрации?
Что сделали Кедринский и его коллеги? Они не просто отстроили дворцы заново. Любой «евроремонт» в исторических стенах они считали бы варварством. Они стали основоположниками уникального явления — ленинградской школы научной реставрации, принципы которой сегодня изучают во всем мире. В чем ее суть? В глубочайшем уважении к подлинности и исторической правде.
Представьте, что от сложнейшей золоченой резьбы на стене остался один оплавленный фрагмент размером с ладонь. Простой путь — нанять современных мастеров, и они «по мотивам» создадут нечто похожее. Путь ленинградской школы был иным. Сначала — месяцы в архивах. Найти все уцелевшие довоенные фотографии, обмеры, чертежи, рисунки. Затем — опросить эвакуированных музейных хранителей, которые помнили каждую деталь. Далее — изучить подлинные технологии мастеров XVIII века: как они готовили левкас, как золотили, какими инструментами пользовались. И только после этого, собрав всю возможную научную базу, на основе уцелевшего фрагмента и исторических данных воссоздать утрату с предельной исторической точностью. Так, в книге описывается, как для воссоздания уникальной резьбы в одном из залов реставраторам пришлось по единственной нечеткой фотографии и крохотному обгоревшему образцу восстанавливать не только барочный рисунок, но и саму технологию работы старинными резцами, воссоздавая инструменты по музейным аналогам. Это был не ремонт, а акт научного и творческого воскрешения. Каждый восстановленный зал — это полноценная научная диссертация, воплощенная в материале.
Что скрывается под обложкой: 496 страниц документального чуда
Это не альбом с красивыми картинками, но и не сухая научная монография. Текст коллектива авторов — ясный, четкий, экспертный, но при этом лишенный пустого наукообразия. Одна из самых захватывающих глав посвящена, казалось бы, рутинной задаче — подъему многотонных рухнувших перекрытий в Екатерининском дворце. Кедринский с инженерной точностью описывает уникальное решение, которое позволило поднять их на десятки метров без единого современного крана, используя лишь сложнейшую систему блоков и лебедок, почти как во времена Растрелли. Читая это, понимаешь, что реставрация была не только искусством, но и великой инженерией.
Иллюстративная часть — это самостоятельная, мощнейшая история. Более пятисот фотографий, чертежей и схем. Особую ценность представляют документальные черно-белые кадры, фиксирующие руины. Сопоставление этих фотографий с современными цветными изображениями уже восстановленных интерьеров и фасадов производит ошеломляющее впечатление. Только увидев это «было» и «стало» рядом, на одном развороте, можно в полной мере осознать, какой путь был пройден. Книга показывает не только результат, но и сам процесс: вот стоят леса, вот мастера работают над моделью капители, вот пробная выкраска стены. Для профессионального архитектора эти детали бесценны, а для обычного читателя — увлекательны.
Так для кого же эта книга?
Может показаться, что это узкоспециализированный труд, но, честно говоря, всё совсем не так.
В первую очередь, конечно, книга бесценна для профессионалов. Для архитекторов, реставраторов и искусствоведов это, без преувеличения, настоящая библия. Даже спустя десятилетия к ней обращаются как к авторитетнейшему справочнику, когда сталкиваются с особенно сложными задачами. Это не сухая теория, а сборник конкретных решений — и инженерных, и художественных, — которые, представьте себе, не устарели до сих пор!
Но круг читателей куда шире. Эта книга — настоящее открытие для всех, кто влюблен в историю Петербурга и нашей страны. Краеведы, экскурсоводы, да и просто вдумчивые туристы, уставшие от заезженных фактов из путеводителей... Здесь они найдут ту самую глубину. Книга ведь не просто о камне и позолоте. Она открывает поразительную страницу истории — историю трудового подвига в годы войны и блокады, о котором, увы, порой забывают за блеском парадных залов.
А еще есть третья, очень личная категория читателей. Это потомки блокадников, ленинградцев, тех самых реставраторов. Для них эти страницы — не просто история, а часть семейной памяти, предмет настоящей гордости. И знаете, в нашу эпоху одноразовых вещей и потока бесполезной информации, подарить такую книгу — это больше, чем просто подарок. Это знак глубокого уважения к человеку, к его интеллекту. Такая вещь не потеряется на полке, она станет жемчужиной домашней библиотеки.
В конечном счете, эта книга для любого человека, которому небезразлична русская культура. Она заставляет совершенно по-новому смотреть на, казалось бы, знакомые с детства дворцы и парки. За всей этой позолотой и мрамором вдруг начинаешь видеть нечто большее: колоссальный труд, мужество и тихую жертвенность целого поколения людей, сотворивших чудо.
Заключение: книга, которая меняет оптику
«Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» — издание, значение которого со временем только возрастает. Это не просто рассказ о возрождении камня и позолоты. Это история о несгибаемой силе человеческого духа и о высочайшем профессионализме людей, посвятивших свои жизни спасению красоты. Это пример книги, которая не просто информирует, а меняет оптику, заставляет смотреть глубже на привычные вещи.
Именно такие издания — редкие, фундаментальные, способные стать событием для читателя — мы ищем и обсуждаем в нашем Telegram-канале «Бумажные книги». Подписывайтесь, если цените глубину и хотите находить настоящие жемчужины в бурном книжном потоке.
Издание второе, исправленное и дополненное Л.: Стройиздат 1987 г. 496 с.