Найти в Дзене

Не просто книга о реставрации: почему труд Кедринского изменит ваш взгляд на дворцы Петербурга

Оглавление
Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда

Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда

Вы гуляете по Петергофу или Царскому Селу, восхищаетесь золотом залов и думаете: «Какая красота!». Но знаете ли вы, что стояло на этом месте всего 80 лет назад — и какой ценой это великолепие вернули из небытия? Эта книга — уникальное свидетельство великого подвига от человека, который лично руководил этим чудом.

Почему эта книга — уникальный документ

Главный автор, Александр Александрович Кедринский, не был кабинетным ученым, наблюдавшим за процессом со стороны. Он был в самом сердце этого грандиозного проекта. С 1957 года он занимал пост главного архитектора Гатчины, Павловска, а затем и Царского Села. Под его руководством из руин и пепла восстал Екатерининский дворец, он стоял у истоков сложнейшего, почти фантастического проекта воссоздания Янтарной комнаты.

Кедринский А.А. — лауреат Ленинской и Государственной премий, одна из ключевых фигур легендарной ленинградской школы реставрации. Он пишет о том, что проектировал сам, за что боролся на архитектурных советах, что видел своими глазами каждый день на строительных лесах. Его соавторы, Михаил Колотов и Борис Ометов, — такие же практики, его соратники и единомышленники. Статус автора как прямого участника событий и делает эту книгу уникальным историческим документом, который заслуживает полного доверия. Это не теория, а концентрированная практика. Не пересказ событий, а прямое свидетельство участника и руководителя. Каждое слово здесь имеет вес документа, каждая страница дышит подлинностью.

Город-призрак: масштаб трагедии, скрытый за сегодняшним глянцем

Чтобы осознать величие подвига реставраторов, нужно на мгновение представить, с чем им пришлось столкнуться. Послевоенный Ленинград и его пригороды представляли собой апокалиптическую картину. Петергоф был превращен в укрепрайон: знаменитые фонтаны взорваны, дворцы сожжены, тысячи деревьев векового парка спилены. От Большого дворца остались лишь обугленные стены-коробки, зияющие пустыми глазницами окон. Статуи Самсона и других героев Большого каскада были похищены.

Не менее страшная участь постигла Царское Село. Екатерининский дворец, жемчужина Растрелли, стоял без крыши и межэтажных перекрытий, с обрушенными залами, уникальная отделка которых была либо вывезена, либо уничтожена. Знаменитая Камеронова галерея была пробита снарядами. В Павловске дворец был сожжен отступающими частями вермахта, а парк изрыт траншеями и превращен в кладбище. Это была не просто война, это было целенаправленное уничтожение культурного кода нации. Архитектурное наследие великой империи лежало в руинах, и многим тогда казалось, что утрата эта безвозвратна. С этой точки небытия и начинается рассказ Кедринского. Книга позволяет увидеть этот ужасающий масштаб разрушений на документальных фотографиях, и этот контраст с восстановленными интерьерами производит ошеломляющее впечатление.

Не «новодел», а научное воскрешение: в чем суть ленинградской школы реставрации?

Что сделали Кедринский и его коллеги? Они не просто отстроили дворцы заново. Любой «евроремонт» в исторических стенах они считали бы варварством. Они стали основоположниками уникального явления — ленинградской школы научной реставрации, принципы которой сегодня изучают во всем мире. В чем ее суть? В глубочайшем уважении к подлинности и исторической правде.

Представьте, что от сложнейшей золоченой резьбы на стене остался один оплавленный фрагмент размером с ладонь. Простой путь — нанять современных мастеров, и они «по мотивам» создадут нечто похожее. Путь ленинградской школы был иным. Сначала — месяцы в архивах. Найти все уцелевшие довоенные фотографии, обмеры, чертежи, рисунки. Затем — опросить эвакуированных музейных хранителей, которые помнили каждую деталь. Далее — изучить подлинные технологии мастеров XVIII века: как они готовили левкас, как золотили, какими инструментами пользовались. И только после этого, собрав всю возможную научную базу, на основе уцелевшего фрагмента и исторических данных воссоздать утрату с предельной исторической точностью. Так, в книге описывается, как для воссоздания уникальной резьбы в одном из залов реставраторам пришлось по единственной нечеткой фотографии и крохотному обгоревшему образцу восстанавливать не только барочный рисунок, но и саму технологию работы старинными резцами, воссоздавая инструменты по музейным аналогам. Это был не ремонт, а акт научного и творческого воскрешения. Каждый восстановленный зал — это полноценная научная диссертация, воплощенная в материале.

Что скрывается под обложкой: 496 страниц документального чуда

Это не альбом с красивыми картинками, но и не сухая научная монография. Текст коллектива авторов — ясный, четкий, экспертный, но при этом лишенный пустого наукообразия. Одна из самых захватывающих глав посвящена, казалось бы, рутинной задаче — подъему многотонных рухнувших перекрытий в Екатерининском дворце. Кедринский с инженерной точностью описывает уникальное решение, которое позволило поднять их на десятки метров без единого современного крана, используя лишь сложнейшую систему блоков и лебедок, почти как во времена Растрелли. Читая это, понимаешь, что реставрация была не только искусством, но и великой инженерией.

Иллюстративная часть — это самостоятельная, мощнейшая история. Более пятисот фотографий, чертежей и схем. Особую ценность представляют документальные черно-белые кадры, фиксирующие руины. Сопоставление этих фотографий с современными цветными изображениями уже восстановленных интерьеров и фасадов производит ошеломляющее впечатление. Только увидев это «было» и «стало» рядом, на одном развороте, можно в полной мере осознать, какой путь был пройден. Книга показывает не только результат, но и сам процесс: вот стоят леса, вот мастера работают над моделью капители, вот пробная выкраска стены. Для профессионального архитектора эти детали бесценны, а для обычного читателя — увлекательны.

Так для кого же эта книга?

Может показаться, что это узкоспециализированный труд, но, честно говоря, всё совсем не так.
В первую очередь, конечно, книга бесценна для профессионалов. Для архитекторов, реставраторов и искусствоведов это, без преувеличения, настоящая библия. Даже спустя десятилетия к ней обращаются как к авторитетнейшему справочнику, когда сталкиваются с особенно сложными задачами. Это не сухая теория, а сборник конкретных решений — и инженерных, и художественных, — которые, представьте себе, не устарели до сих пор!
Но круг читателей куда шире. Эта книга — настоящее открытие для всех, кто влюблен в историю Петербурга и нашей страны. Краеведы, экскурсоводы, да и просто вдумчивые туристы, уставшие от заезженных фактов из путеводителей... Здесь они найдут ту самую глубину. Книга ведь не просто о камне и позолоте. Она открывает поразительную страницу истории — историю трудового подвига в годы войны и блокады, о котором, увы, порой забывают за блеском парадных залов.
А еще есть третья, очень личная категория читателей. Это потомки блокадников, ленинградцев, тех самых реставраторов. Для них эти страницы — не просто история, а часть семейной памяти, предмет настоящей гордости. И знаете, в нашу эпоху одноразовых вещей и потока бесполезной информации, подарить такую книгу — это больше, чем просто подарок. Это знак глубокого уважения к человеку, к его интеллекту. Такая вещь не потеряется на полке, она станет жемчужиной домашней библиотеки.
В конечном счете, эта книга для любого человека, которому небезразлична русская культура. Она заставляет совершенно по-новому смотреть на, казалось бы, знакомые с детства дворцы и парки. За всей этой позолотой и мрамором вдруг начинаешь видеть нечто большее: колоссальный труд, мужество и тихую жертвенность целого поколения людей, сотворивших чудо.

Заключение: книга, которая меняет оптику

«Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» — издание, значение которого со временем только возрастает. Это не просто рассказ о возрождении камня и позолоты. Это история о несгибаемой силе человеческого духа и о высочайшем профессионализме людей, посвятивших свои жизни спасению красоты. Это пример книги, которая не просто информирует, а меняет оптику, заставляет смотреть глубже на привычные вещи.

Именно такие издания — редкие, фундаментальные, способные стать событием для читателя — мы ищем и обсуждаем в нашем Telegram-канале «Бумажные книги». Подписывайтесь, если цените глубину и хотите находить настоящие жемчужины в бурном книжном потоке.

Издание второе, исправленное и дополненное Л.: Стройиздат 1987 г. 496 с.

Telegram-канал