Привет киноманам! Через пару дней в прокат выйдет уже 4ая часть «Заклятия», по этому поводу предлагаю вспомнить, с чего началась эта очень успешная франшиза в жанре ужасов. Чем старше становишься, тем быстрее летят годы, и кажется, будто совсем недавно я ходил в кинотеатр на 1ую часть «Заклятия», однако, прошло уже 12 лет. И вот спустя какое-то время я решил пересмотреть всю франшизу, включая «Проклятие Аннабель» и «Проклятие монахини». Как эти фильмы смотрятся спустя годы? Устарели или жанр остается актуальным? Давайте разбираться. Камера, мотор, начали!
Последние пару лет о Джеймсе Ване ничего не слышно, а начиная с 2017го года режиссер трудился у DC над «Акваменом». Видимо, франшиза, призванная всех озолотить, финишировала также быстро, как и стартанула. Ошеломляющие сборы 1ой части «Аквамена» в 1.152.000.000 долларов, сделали сиквел вопросом времени. Но 2ой части было суждено попасть в производственный ад, и фильм заканчивали абы как, лишь бы уже быстрее его выпустить. Сроки были провалены, пересъемки не сулили ничего хорошего, актеры откровенно говоря разжирели и всем было уже плевать на этот фильм, лишь бы скорее закончить. И знаете что удивительно? Вышло-то не отвратительно, вовсе не хуже 1ой части, такой же яркий и цветастый экшен для детей, но к моменту выхода зрителям было уже также плевать, как и самим создателям. Провал сиквела «Аквамена» закономерно вбил пару гвоздей в крышку гроба всех причастных к этому фильму. Среди них был и режиссер Джеймс Ван. Но свою былую популярность и востребованность Джеймс Ван заслужил не благодаря высокобюджетным комиксовым калькам, а качественным, изобретательным и атмосферным хоррорам. В их числе «Пила», «Мертвая тишина», две части «Астрала» и две части «Заклятия».
Из всех перечисленных работ «Заклятие» было последней и самой коммерчески успешной. Концептуально фильм не имел ничего оригинального, наоборот сплошь клише. Традиционная для жанра ужасов фраза в начале фильма «Основано на реальных событиях» призвана заставить зрителя поверить в серьезность происходящего. Сюжет мы уже видели не один десяток раз: семья переезжает из города в большой загородный дом, в котором когда-то сотворилось зло, и теперь этот дом кишит призраками и демоническими сущностями, желающими вселиться в живых обитателей дома. Примеров похожих сюжетов уйма: «Ужас Амитивилля», «Синистер», «Призраки в Коннектикуте», «Окулус», «Шесть демонов Эмили Роуз». Перечислил, что с ходу пришло в голову, но подобных примеров найдется еще не мало.
Но не смотря на перечисленные клише, я отношу себя к широкой аудитории, проявившей интерес к этому фильму и занесшей свою «копеечку» в кассу фильма, которая в прокате составила 319 млн. долларов, что для жанра ужасов является превосходным результатом. Так отчего же так? Все дело в том, что Джеймс Ван знает толк в хоррорах.
Патрик Уилсон и Вера Фармига играют роли Эда и Лорейн Уоррен – супругов-демонологов. А точнее сказать – практикующих демонологов. Они в действительности помогают людям и семьям, столкнувшимся с потусторонними силами. И тут уже кроется первый из столпов успеха фильмов Джеймса Ванна – прекрасная актерская игра. Актеры играют не так, как это чаще всего бывает в малобюджетных ужастиках, снятых наскоро. Видно, что каждый на съёмочной площадке максимально серьезно отнесся к своей работе. Актеры играют так, как принято в большом серьезном кино. Я постараюсь объяснить точнее: чаще всего, когда мы смотрим ужастики, нам скорее смешно от происходящего на экране, чем страшно. Обычно персонажи таких фильмов довольно глупо кричат, довольно потешно бегут, а зло все никак их не достигнет. При этом сценаристы не парятся над диалогами персонажей – слушаешь их и думаешь: «лучше бы вы вообще ничего не говорили». У Джеймса Вана все не так – персонажи толковые, роли отыграны как надо, диалоги по делу, а поступки логичны.
Ну и что же тут, собственно говоря, происходит? Как я уже упомянул, в центре сюжета семья, только что заехавшая в новый загородный дом. В этом доме живет зло, и у этого зла есть конкретная цель. У Роджера и Кэролин Перрон пять дочерей. И по ночам в их доме начинает происходить откровенная дьявольщина. От моментов, когда по ночам к семье Перрон являются призраки, реально стынет кровь. Отсюда второй столп успеха – невероятная ледяная атмосфера, которая оставляет позади всех прочих представителей подобного жанра хорроров. В этих моментах даже дети играют великолепно. Когда одна из дочерей видит кого-то за дверью в темном углу, а вторая не видит и идет прямо в этот угол, действительно покрываешься гусиной кожей. Накал волнения зашкаливает, так реально умеет только Джеймс Ван. Подобное припомню только у Скотта Дерриксона в «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Избави нас от лукавого». Для остальных это не достижимая высота.
К счастью, «Заклятие» лишено клише в духе «один из супругов признает присутствие призраков в доме, а второй твердолобо с ним спорит». Обычно такое наблюдать довольно скучно, и Джеймс Ван обошелся без этого. Семья Перрон довольно скоро обращается за помощью к Уорренам. У Лорейн Уоррен есть некий дар чувствовать и даже видеть присутствующее зло, поэтому Эд и Лоррейн, приехав к Перронам, сразу понимают, что их пригласили не из-за скрипучих полов и гудящих труб. Лоррейн повсюду видит призрака, следующего за Перронами из комнаты в комнату. Покинуть дом – не выход, ведь злой дух прицепляется к человеку, а не к месту.
Расследование вскоре открывает правду: в этом доме когда-то давно жила ведьма по имени Батшиба, целью которой было служить сатане. В конечном итоге Батшиба убила своё дитя, бросив его в костер, а сама повесилась на ветви огромного дерева во дворе, провозгласив любовь к сатане. С того самого момента дух Батшибы остался в этом доме. Ее цель – сломить волю матери семейства, вселиться в нее, чтобы убить ее детей.
Все происходящее по-прежнему подкреплено отличной актерской игрой и невероятной гнетущей атмосферой. Прекрасный звук и освещение так же создают уникальную атмосферу. Я уже не впервые пересматривал этот фильм, события помню. Но в этот раз я смотрел его в одиночестве, ночью и без света. И знаете что? Фильм до сих пор прекрасно работает. Он заставляет ёрзать, нервничать и чувствовать себя не уютно. Я несколько раз вставал, включал свет и шел заварить себе чай или кофе. Мне действительно хотелось выдохнуть после очередной напряженной сцены. Это прекрасный результат работы над фильмом ужасов – заставить зрителя испытывать некий эмоциональный дискомфорт и стресс. Джеймсу Вану удавалось это в его предыдущих работах, удалось и в «Заклятие».
В кульминации событий фильма Батшибе удается-таки сломить волю Кэролин и вселиться в нее, после чего для ее спасения ей необходим обряд экзорцизма, но времени для этого у Уорренов мало. А именно мало для того, что бы дожидаться одобрения церкви на проведение обряда, в связи с чем Эд решает провести его самостоятельно. Но дух Батшибы очень силен, она не намерена вот так запросто покинуть тело Кэролин, скорее уж убить ее саму. Не смотря на вселившийся дух Батшибы, Кэролин осознает, что с ней происходит, и периодически она пробивается сквозь волю Батшибы, чтобы успеть выкрикнуть зов о помощи. Эмоционально эти моменты смотрятся выше всяких похвал, зритель реально переживает за персонажей. Тут нет и намека на то, чтобы было, над чем посмеяться, мол «ну и чушь», как это часто бывает в других ужастиках.
Давайте подытожим все плюсы и минусы. Почему я так восторженно говорю о «Заклятии», если вначале я сказал, что фильм довольно клишированный? Основной сюжет здесь очень похож на сюжет десятков других хорроров. Но разве в других жанрах не так? Возьмем, к примеру, боевики. Разве не в каждом из них главный герой расправляется с десятками и сотнями противников? Разве не во всех этих боевиках герой за кого-то мстит? В 95% этих боевиков все обстоит именно так. Но бывают представители жанра, качественно выделяющиеся на фоне конкурентов. На фоне десятков боевиков с Джейсоном Стетхэмом или Лиамом Нисоном есть франшиза «Джон Уик», в которой есть более проработанный главный герой, полюбившийся широкой публике, есть уникальный стиль, а также превосходная работа над экшен-сценами, трюками и съемкой. В результате «Джон Уик» стоит особняком над другими боевиками. Или вот пример супер-геройских экшенов: есть фильмы Marvel или DC, среди них есть представители получше, проходняки или вовсе шлак. Но и среди них есть фильмы, выделяющиеся именно качественно: трилогия о Тёмном рыцаре Кристофера Нолана или трилогия о Человеке-пауке Сэма Рэйми. Ведь основная концепция во всех них одинакова – супер-герой противостоит супер-злодею. Но персонажи прописаны и сыграны лучше, чем в прочих фильмах. События заставляют переживать. Операторская работа на высоте, а графики именно столько, сколько необходимо, а не весь фильм от начала до конца на зеленом фоне. Суть в том, что даже избитый сюжет можно превратить в нечто уникальное. Качественная и ответственная работа всей съемочной группы делает фильм хорошим, и «Заклятие» Джеймса Вана – именно такой представитель.
От меня 8 баллов из 10. На мой взгляд, это лучший представитель подобного жанра хорроров. Ни до него, ни после лучше не было. Из всей этой длинной франшизы Джеймс Ван снял лишь 2 части «Заклятия», все остальные фильмы были сняты другими режиссерами. Эти сиквелы и спин-оффы не плохи, но «Заклятие» и «Заклятие 2» Джеймса Вана остаются лучшими и не превзойденными. Рекомендую это кино с одной оговоркой: только в том случае, если вы всегда помните, что кино – это всего лишь кино. Если же вы слишком впечатлительны и испытывайте проблемы со сном после таких фильмов, то не стоит смотреть «Заклятие» - ночное беспокойство и плохие сны вам будут обеспечены.
Присоединяйтесь к обсуждению фильма в комментариях. Смотрите любое кино, которое вам хочется, но оставляйте в коллекции только хорошее. Не прощаюсь…