Найти в Дзене
LiveLib

Смятение чувств или философское размышление о человеческой природе, о жертвенности и о том, как тайны и подавленные эмоции могут влиять на судьбы людей

    Смятение чувств или философское размышление о человеческой природе, о жертвенности и о том, как тайны и подавленные эмоции могут влиять на судьбы людей
Смятение чувств или философское размышление о человеческой природе, о жертвенности и о том, как тайны и подавленные эмоции могут влиять на судьбы людей

Произведение С. Цвейга «Смятение чувств» (1927) – новелла, которая стоит особняком в творчестве автора, так как она абсолютно не похожа на остальные. В ней автор делает акцент на рассмотрение взаимоотношений между двух мужчин- пожилого, мудрого профессора и молодого неопытного студента, с позиции психологии личности и психологического анализа. Главный посыл новеллы состоит в том, чтобы показать, что движущей силой творчества и созидания являются сильные эмоции и чувства, а также постоянная борьба с внутренними конфликтами, подавлением желаний и своей природы. Главная идея новеллы заключается в том, что истинная страсть, будь то к науке, человеку или искусству, может быть, как созидательной силой, так и источником глубоких страданий, ведущих к “смятению чувств”. В основе произведения лежит переданный через поколения конфликт: стремление к знаниям и науке иногда переплетается с запретными формами любви, которые сбивают с пути и ввергают в “смятение”. Темы, поднимаемые в новелле: *Любовь и страсть. Показаны в их многогранности, от восхищения до разрушительной одержимости; * Идентичность и самопознание. Герои ищут себя и пытаются понять свои истинные желания; * Запретные отношения. Поднимается тема однополой любви и её принятия в обществе; * Отношения учитель и ученик. Сложная динамика отношений наставника и подопечного, где восхищение переплетается с соперничеством и зависимостью; *Жертвенность. Готовность идти на самопожертвование ради другого человека или идеи. В центре сюжета находится история пожилого профессора, который вспоминает времена своей молодости и главного человека в своей жизни, который погрузил его в поразительный и неповторимый мир литературы… Молодого студента, из-за разгульного образа жизни, исключают из университета. Для продолжения своего образования он уезжает в университет маленького провинциального городка, который находился в Средней Германии. В университетский городок приезжает новый студент, который знакомится с непосредственным руководителем — профессором английской филологии. Он покорен и очарован его способностью вести уроки, которые полны творческого, эмоционального и душевного накала. Подавшись душевному порыву быть рядом с великим и творческим человеком, студент снимает квартиру над квартирой профессора. Между учеником и учителем развиваются сложные, напряжённые отношения, полные восхищения, недопонимания и скрытых страстей… Юноша, в свою очередь, очень привязывается к профессору, влюбляется в него, но боится самому себе признаться в этом. Когда к нему приходит осознание происходящего, он бежит… Но всю жизнь помнит о своей единственной и настоящей любви. Характеристика героев Профессор - выдающийся учёный, умный, глубокий, но скрытный и внутренне раздираемый противоречиями. Его гениальность соседствует с неспособностью справиться со своей истинной сущностью, что приводит к трагедии. Роланд –студент, изначально легкомысленный и поверхностный, но со временем становится более вдумчивым и чувствительным. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, чей взгляд позволяет читателю погрузиться в мир профессора. Жена профессора. тонкая, интеллигентная, страдающая женщина, которая вынуждена жить в тени тайны своего мужа, что накладывает отпечаток на её характер и судьбу. В целом, главные герои новеллы – это многослойные и психологически глубокие персонажи, которые раскрываются по мере продвижения сюжета. Субъективная оценка Это невероятное психологическое произведение Стефана Цвейга, которое погружает читателя в бездну человеческой души, и проводит филигранное исследование её самых потаённых уголков. Новелла, после прочтения, вызывает разный спектр эмоций и оставляет очень сильное, эмоциональное впечатление из-за психологической глубины и трагизма… Поражает Цвейг, который как истинный мастер психологического портрета, виртуозно препарирует эмоции и мотивы героев, заставляя читателя не просто сопереживать, но и почти физически ощущать их внутреннюю душевную борьбу. Автор, не прибегая к прямолинейным заявлениям, создаёт атмосферу подавленной страсти, тайны и внутренней драмы. Ощущение нереальное, как будто ты сам чувствуешь, что воздух в доме профессора наэлектризован невысказанным, неразрешённым напряжением. Впечатление усиливается ощущением “клаустрофобии” внутреннего мира профессора, который, кажется, задыхается в собственном одиночестве и вынужденном притворстве… Повествование ведётся от первого лица, что позволяет взглянуть на события глазами главного героя и прочувствовать его смятение и открытия. Оригинальность поднятых тем, впечатляет. Тема любви и страсти в новелле является центральной и раскрывается автором с необычайной глубиной и многогранностью. Она представлена как мощная, часто разрушительная сила, которая приводит к “смятению” и мучениям. Для профессора страсть — это его ученик, – это не просто чувство, а всепоглощающая одержимость. Она становится смыслом его жизни, источником вдохновения в науке, но одновременно и его проклятием, причиной уединения, внутреннего конфликта и страдания. Эта любовь не подчиняется разуму и доминирует над всей его личностью, выводя его за рамки общепринятых норм. Новелла открыто говорит об однополой любви, что было весьма смелым для Цвейга. Эта любовь является “запретной” в обществе, и именно это обстоятельство порождает колоссальный внутренний конфликт у профессора, вынуждая его жить двойной жизнью, скрываться и мучиться. Образ жены профессора демонстрирует другой аспект любви – любовь жертвенную и принимающую. Несмотря на тайну и страдания, которые приносит ей брак, она остаётся рядом с мужем, поддерживая его и оберегая его тайну. Её любовь – это глубокая привязанность, сострадание и готовность к самопожертвованию ради сохранения дорогого человека и его репутации. Тема идентичности и самопознания в новелле раскрывается преимущественно через двух главных героев — профессора и студента. Профессор. Внешне он — выдающийся учёный, уважаемый профессор, образец интеллектуальной строгости и академической добродетели. Это его публичная идентичность, та маска, которую он носит для общества. Однако внутри он скрывает свою истинную сексуальную идентичность и свои глубокие, “запретные” страсти. Его жизнь — это постоянная борьба между его реальным “Я” (склонность к однополой любви) и той идентичностью, которую он пытается поддерживать (идеального учёного в браке). Этот конфликт порождает “смятение”, нервное состояние, и уход от мира. Студент. Процесс формирования идентичности происходит через полученный жизненный опыт: Если в начале новеллы — это легкомысленный, незрелый студент, не обременённый глубокими размышлениями о себе. Его идентичность ещё не сформирована, он ищет свой путь, попадая в разные передряги. Жизнь с профессором становится для него школой самопознания. Он вынужден не только постигать науки, но и сталкиваться с таинственным и необъяснимым поведением профессора. Этот опыт вынуждает его анализировать, наблюдать, сопереживать. По мере того как студент разгадывает тайну профессора, и узнаёт о чужой идентичности, он расширяет свои собственные представления о человеческой природе, о любви, о страсти. Он начинает видеть мир не в чёрно-белых тонах, а в его сложной, противоречивой многомерности. В финале, глубоко пережив трагедию профессора, студент сам становится мудрее, его взгляд на жизнь становится более зрелым и сочувственным. Он познаёт сложность человеческого существования и приходит к пониманию того, что истинная идентичность часто скрывается за внешними фасадами. Этот опыт способствует формированию его собственного, более глубокого “Я”. Тема запретных отношений является одной из ключевых и наиболее драматичных в новелле. Главной формой запретных отношений в новелле выступает однополая любовь профессора. Запретность этих отношений вынуждает профессора создавать «фасад» респектабельности и безупречности, скрывая свои истинные чувства и привязанности. Эта необходимость постоянного притворства и лицемерия доводит его до нервных срывов и глубоких страданий. Профессор, живет в постоянном страхе разоблачения. Жена профессора, будучи осведомлённой о его тайне, вынуждена разделять бремя этого секрета. Она страдает, но её любовь и преданность проявляются в готовности защищать его репутацию, даже ценой собственного счастья. Студент тоже оказывается вовлечённым в этот клубок тайн и переживаний, что меняет его восприятие мира. Через тему запретных отношений Цвейг выражает глубокое сочувствие к людям, чьи чувства и желания не вписываются в общепринятые рамки. Он не осуждает профессора, а стремится показать трагедию человека, вынужденного жить, подавляя свою истинную природу, из-за догм и не толерантности общества. Тема учитель и ученик занимает центральное место в новелле, но раскрывается она в более сложном и психологически нагруженном ключе. Изначально профессор (учитель) выступает как наставник для студента. Он даёт ему кров, пищу и возможность продолжить учёбу. Это классическая роль учителя, который направляет своего подопечного на правильный путь. Под влиянием профессора студент начинает серьёзно заниматься наукой, развивать свой ум и вдумываться в глубинные вопросы. Он проходит путь от неопытного юноши до человека, способного к сопереживанию и глубокому пониманию. Позиция студента (ученика) по отношению к учителю быстро перерастает из обычной академической зависимости в нечто гораздо более глубокое. Он боготворит профессора, восхищается его интеллектом, красноречием, глубиной мысли. Эта глубокая привязанность и восхищение делают его необычайно восприимчивым к настроениям учителя и невольно вовлекают его в личную драму учителя. Парадоксально, но ученик (студент) становится исследователем и разгадчиком своего учителя. Парадокс новеллы состоит в том, что автор стремится исследовать тонкие и опасные грани между интеллектуальным наставничеством и личной привязанностью. В итоге, взаимоотношения учителя и ученика - не просто передача знаний, а глубокое психологическое взаимодействие, влияние одной личности на другую, о познании себя через другого. Тема жертвенности в новелле проявляется в образе жены профессора. Жена профессора — это центральная фигура, демонстрирующая высшую степень жертвенности. Она осознаёт истинную природу привязанностей своего мужа, которая является общественным табу, но и глубоко личной трагедией для неё самой. Несмотря на горе и личные страдания, она не покидает мужа. Её жертва заключается в том, что она остаётся рядом с ним, сохраняет видимость брака и защищает его репутацию, зная о его “тайной” жизни. Сюжет новеллы захватывает с первых страницах и погружает читателя в студенческий мир, мир лекций, диспутов, учителей и профессоров. Истинный психологизм, драматичность событий и героев не отпускает до самого конца. Автор, как истинный знаток человеческой души детально описывает психологический внутренний мир героев. Профессор. Внешне — блестящий, эрудированный, харизматичный учёный и оратор, который вызывает восхищение и почти религиозное поклонение у своих студентов. В то же время внутренне — крайне уязвимый, страдающий человек, обуреваемый “запретной” страстью. За внешней отстранённостью и академической строгостью скрывается чрезвычайно ранимая и чувствительная натура, остро реагирующая на любой намёк на осуждение или непонимание. Студент. В начале новеллы он предстаёт как типичный представитель “золотой молодёжи” — легкомысленный, склонный к авантюрам, не обременённый глубокими мыслями или амбициями. Несмотря на первоначальную поверхностность, он обладает высокой степенью восприимчивости и наблюдательности. По мере развития сюжета, сталкиваясь с человеческой драмой, он проявляет глубокое сочувствие и милосердие к своему учителю. Он не осуждает профессора, а стремится понять и принять его. Этот опыт способствует его личностному росту и созреванию. Его пребывание у профессора пробуждает в нём не только интеллектуальный интерес к науке, но и глубокий человеческий интерес к психологии. Он становится своего рода “детективом души”, стремясь понять другого человека… Его путь — путь становления, от необузданного юнца до зрелого, понимающего человека, который научился видеть сложность и противоречивость человеческой натуры. Жена профессора — воплощение стоицизма и самопожертвования. Она осознаёт истину о своём муже, но предпочитает не говорить о ней, принимая свою судьбу и сохраняя её в тайне. Несмотря на очевидные страдания и одиночество в браке, она обладает огромной внутренней силой и выдержкой. По сути, она остаётся в тени мужа, её эмоции, как и тайны не выносятся на поверхность. Прежде всего, в произведении понравилось глубина психологического анализа, которую Цвейг доводит до высочайшего уровня: - Глубина проникновения во внутренний мир. Автор не просто описывает поступки героев, но и раскрывает мотивы, сомнения, страхи и подавленные желания, которые ими движут. Он исследует подсознательное, то, что герои пытаются скрыть даже от самих себя. - Эмоциональная насыщенность. Новелла пронизана сильными эмоциями: восхищением, отчаянием, смущением, стыдом, ревностью, любовью и одиночеством. Цвейг передаёт их через внутренние монологи, тонкие детали поведения, мимику и жесты. - Использование “неврологической” терминологии. Цвейг часто описывает психологические состояния героев, используя метафоры, связанные с болезнью, “смятением”, “лихорадкой”, “бредом”, “манией”. Это позволяет максимально точно передать состояние глубокого душевного кризиса и потери контроля; - Развитие характера молодого студента. Удивительно, но через призму его восприятия и собственного психологического развития, читатель наблюдает за профессором, а студент постепенно преображается, проходя через этапы удивления, недоумения, догадок и, наконец, глубокого сопереживания и понимания. Он становится не только свидетелем, но и участником глубокой психологической драмы. - Напряжение и недосказанность. Цвейг умело создаёт психологическое напряжение, постепенно раскрывая тайну профессора. Он использует намёки, паузы, двусмысленные фразы, что заставляет читателя постоянно анализировать поступки и слова героев, строить догадки и сопереживать. - Исследование пограничных состояний. Автор исследует состояния одержимости, неконтролируемой страсти, психологической зависимости и внутреннего расщепления. Он показывает, как гениальность может быть тесно связана с навязчивыми идеями и как подавленная сущность приводит к саморазрушению. Мораль новеллы сводится к тому, что подавление истинных чувств и желаний, особенно если они не соответствуют общепринятым нормам, может привести к глубоким внутренним конфликтам, трагедиям и разрушению личности. Цвейг пишет очень выразительно и эмоционально. Язык произведения богат метафорами и сравнениями, что создаёт яркие образы и глубоко погружает в атмосферу произведения. Авторский стиль Цвейга отличается интеллектуальностью и точностью, каждое слово на месте. Новелла учит состраданию к тем, кто борется со своей природой и внешним миром, а также призывает к искренности и принятию себя, поскольку отвержение собственной сущности обрекает на страдания и “смятение”. Новелла также поднимает вопрос о том, насколько общество может быть жестоким к тем, кто отличается, и насколько сложно человеку жить в согласии с самим собой, когда его истинная природа противоречит установленным нормам. А также показывает, что подавление желаний может привести к разрушению личности, и как велика может быть сила жертвенности и любви.

В целом, “Смятение чувств” – это глубокое и многогранное произведение, которое оставляет сильное эмоциональное и интеллектуальное впечатление. Это не просто история о любви и страсти, а философское размышление о человеческой природе, о жертвенности и о том, как тайны и подавленные эмоции могут влиять на судьбы людей.

Новелла актуальна и сегодня, заставляя задуматься о терпимости, понимании и сложности человеческих отношений.

Рецензия пользователя livelib.ru Tatyana934. Источник