В 1 Кор. 8 Павел отвечает на следующий общий вопрос, поднятый церковью: «Можно ли есть идоложертвенное мясо?» К обсуждению он возвращается в 10:14, прервавшись в 9:1—10:13; его задача — показать, как исправлять подобные проблемы, и привести пример того, насколько губительным может быть поклонение идолам.
Вопрос употребления в пищу идоложертвенного мяса, видимо, был важен для коринфских христиан. Город был буквально пропитан идолослужением. Это был не просто способ поклонения; это был образ жизни. Как было христианам жить в таком обществе? Можно ли было им, например, ходить в храм идола, сидеть с друзьями за одним столом и есть жертвенное мясо? Разрешалось ли христианам ходить в языческий храм на пир по случаю жертвоприношения и участвовать в нем, зная, что идолы никакие не боги? Нужно ли было при покупке мяса на рынке спрашивать, не является ли оно идоложертвенным? Мог ли христианин есть мясо, которым его угощал неверующий?
Отвечая на вопросы, связанные с употреблением в пищу идоложертвенного мяса, Павел попутно учит, как нужно пользоваться христианской свободой, чтобы не злоупотреблять ею (8:9).
ХРИСТИАНАМ ДАНА СВОБОДА (1 Кор. 8:1-6)
Павел упоминает те вещи, которые христиане свободны делать, хотя другие христиане могут думать, что это неправильно. Он говорит:
«Об идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает... Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире — ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, через Которого всё, и мы через Него» (1 Кор. 8:1-6).
Хотя Павел утверждает монотеизм, которому учит Ветхий Завет (см. Втор. 6:4), он допускает и существование лжебогов, или «так называемых богов». А вот его слова «идол в мире — ничто» означают, что идолы реально не существуют, что они не живые и не имеют силы.
Поскольку идолы это ничто, говорит Павел, то идоложертвенное мясо не осквернено идолом. Если кусок мяса положить на камень, то разве этот камень осквернит это мясо духовно? А идол — тот же камень. Простой контакт мяса с идолом не может сделать его непригодным в пищу. В стихе 8 Павел объясняет: «Пища не приближает нас к Богу». Никакие ветхозаветные законы о пище не применимы к христианам (см. 1 Кор. 10:19, 25; Мк. 7:19; Рим. 14:14). И потому эти братья свободны есть всё, что хотят (даже если это было принесено в жертву идолам), хоть некоторые и не воспринимают эту идею.
ХРИСТИАНСКОЙ СВОБОДОЙ НЕЛЬЗЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ (1 Кор. 8:7-13; 10:14-29)
Этот раздел своего послания Павел пишет, побуждаемый, главным образом, беспокойством по поводу склонности христиан злоупотреблять своей свободой. Он описывает три возможности злоупотребления христианской свободой.
Во-первых, он говорит: «Если вы поступаете таким образом, что брат соблазняется, это злоупотребление вашей свободой» (1 Кор. 8:9-13). Он пишет:
«Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:9-13).
Объяснив, что в употреблении в пищу идоложертвенного мяса нет ничего противозаконного, Павел дальше говорит, что не все это понимают. Прежде чем стать христианами, некоторые в общине поклонялись идолам. Они думали, что их деревянные и каменные образы имеют силу. Хотя они повиновались евангелию, их совесть по-прежнему находилась под влиянием прежних языческих ритуалов. Они считали, что на мясо, принесенное в жертву идолам, каким-то образом воздействует присутствие идолов. В итоге, если бы они ели его, их совесть была бы уязвлена из-за уверенности, что они делают что-то неправильное.
Павел предлагает рассмотреть ситуацию, когда один христианин, думающий таким образом, видит другого христианина, более знающего, который ест «в капище». Наверное, в храмах, построенных в честь идолов, были какие-то особые помещения, в которых люди собирались по случаю праздника для совместных трапез. Возможно, христиан тоже туда приглашали. Мясо, которое там ели, несомненно, было идоложертвенным. Имевший знание христианин мог с удовольствием поучаствовать в пире, нимало не переживая из-за того, что еда на столе была принесена в жертву идолу. А тот христианин, у которого знания было меньше («немощный брат»; 8:11), увидев его там, мог подумать про себя: «Если он может делать это, то и я могу». И поесть идоложертвенного. Но когда он будет есть, совесть будет осуждать его: «Ты ешь мясо, принесённое в жертву идолу; ты поступаешь неправильно». Для него это будет грех, и поэтому он «погибнет» (8:11; см. Рим. 14:15, 23).
Кто будет виновен в этом грехе? Павел говорит, что брат, имеющий знание: «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (8:11, 12).
Что в этой ситуации следовало сделать брату, который имел знание? Хотя он был свободен есть идоложертвенное мясо, он не должен был его есть, зная, что из-за него брат может согрешить. В стихе 13 Павел приводит в пример себя: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Как нам применить к себе указания Павла? Христиане многие вещи считают неправильными. Например, возникает много вопросов, касающихся богослужения. Должны ли женщины покрывать голову в собрании? Можно ли во время Господней вечери пользоваться более чем одной чашей? Какой бы ни был вопрос — даже если человек прав, имея правильное знание, — он должен учитывать, что его действия могут соблазнить других христиан на грех. В таком случае он должен отказаться от подобного действия, даже если Писания это и позволяют.
Конечно, нужно понимать, что Павел говорит о действиях, которые могут послужить соблазном для брата — то есть вынудить его согрешить (8:11), — а не просто «обидеть» его. Апостол беспокоится не о том, как бы не расстроить кого, делая то, что этому человеку не нравится. Братья, которые думают, что другие делают что-то неправильно, но которые из-за их действий не согрешат, не должны использовать этот отрывок для того, чтобы навязывать свою волю церкви. Тем не менее, это уточнение правила не отменяет самого правила. Более знающие христиане не должны всячески демонстрировать свою свободу, в результате чего другие могут согрешить.
Во-вторых, Павел говорит: «Если вы участвуете в греховных делах, это злоупотребление вашей свободой» (10:20-22). Продолжая предыдущее рассуждение о христианской свободе, он пишет:
«Итак, возлюбленные мои, избегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1 Кор. 10:14-22).
На первый взгляд кажется, что Павел противоречит сам себе. Ранее он сказал, что нет греха в том, чтобы есть мясо, принесенное в жертву идолу в языческом храме, а здесь говорит: «Ходить в этот храм — грех. Присутствуя там, вы участвуете в идолослужении, что характерно для язычников».
Противоречие ли это? Нет, ибо в главе 8 Павел говорит об участии в трапезе в той части капища, которая предназначена для общения, — о застолье, которое не имеет ничего общего с религиозным собранием. А в главе 10 он говорит об участии в собственно празднике поклонения идолу, когда его поклонники вкушали некую священную пищу. Данная точка зрения подтверждается тремя фактами. (1) Этот раздел Павел начинает словами: «избегайте идолослужения» (10:14) — то есть «не практикуйте идолопоклонство». (2) Их участие в языческом празднике Павел сравнивает с участием коринфян в Господней вечере и участием иудеев в своих жертвоприношениях(10:16-18). (3) Павел говорит о «трапезе бесовской» и противопоставляет ее «трапезе Господней» (10:21). Опять же, «трапеза бесовская» предполагает тесную связь с религиозным мероприятием.
Таким образом, если есть идоложертвенное мясо не было противозаконно, поскольку ни «идоложертвенное», ни «идол» ничего не значили (10:19), то участвовать в языческом религиозном празднике с поклонением идолу было греховно. Возможно, некоторые христиане в Коринфе, гордившиеся своим знанием того, что идолы реально не существуют, рассуждали так: «Раз боги, представленные идолами, на самом деле не существуют, то и религиозные службы, в которых язычники приносят им жертвы, ничего не значат. Я могу участвовать в таких службах, если захочу». Павел опровергает такой ход мысли, говоря, что, участвуя в этих службах в любом качестве, они общаются с бесами (10:21)! Им нужно помнить, что Господь ревнив и хочет, чтобы Его народ поклонялся только Ему (10:22). Мы тоже должны помнить, что христианская свобода небезгранична; она не позволяет делать все, что нам заблагорассудится. И сегодня Бог не дает нам свободу участвовать в религиозных делах, которые Он не одобряет.
В-третьих, он говорит: «Пользоваться своей христианской свободой так, что это оскорбляет ближнего, значит злоупотреблять ею» (10:23-29). Он продолжает:
«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый — пользы другого. Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля и что наполняет её. Если кто из неверных позовёт вас и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: «Это идоложертвенное», то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля и что наполняет её. Совесть же разумею не свою, а другого...» (1 Кор. 10:23-29).
Павел озвучивает возражения, которые некоторые могли высказывать по поводу его указаний. Имевшие знание могли сказать: «Все мне позволительно; поэтому мы можем есть идоложертвенное, как бы это ни влияло на других». Павел отвечает: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» (10:23). Он говорит, что даже если что-то позволено, христианин должен помнить о своей обязанности укреплять других, а не вводить их в соблазн. Мы должны думать о пользе наших ближних (10:24).
Павел затем применяет это данное Богом правило к двум конкретным ситуациям. Он говорит христианам: «Ешьте всё, что продается на мясном рынке, не задавая вопросов, и тогда ничья совесть не будет задета» (см. 10:25). Почему им давалась такая свобода? Потому что все сущее — от Бога (10:26).
Далее Павел говорит: «Когда вы едите в доме своего неверующего соседа, ешьте всё, что он предлагает, не задавая вопросов. Но если хозяин или кто-то еще за столом объявит: "Это идоложертвенное", не ешьте этого» (10:27, 28). Почему было необходимо это наставление? «Ради того, кто сообщил это вам, и ради совести… не своей, а того человека» (10:28, 29).
Человек, о котором беспокоится здесь Павел, это не немощный брат, а неверующий. Он велит христианам: «Если вы, когда едите идоложертвенное мясо, испытываете угрызения совести, то не ешьте его». Если неверующий сообщает христианину, откуда это мясо, значит, он будет испытывать угрызения совести, видя, как христианин ест его. Поэтому, раз он сказал, что поданное мясо было принесено в жертву идолу, то христианин есть его не должен.
Христиан должна беспокоить реакция не только других христиан на то, как они используют свою христианскую свободу, но и неверующих. Настаивать на своем праве делать что-то просто потому, что вы свободны это делать, — без учета того, как на это отреагируют люди в церкви и люди в мире, — значит злоупотреблять нашей христианской свободой.
ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА УПРАВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРИНЦИПАМИ (10:29—11:1)
Свое рассуждение о христианской свободе Павел завершает так:
«...Ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю? Итак, едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни Церкви Божией, так как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 10:29—11:1).
В этом отрывке (ср. 6:12 и 10:23) Павел цитирует людей, которые могли возражать на его указания. Он представляет, как эти люди со знанием — которые знают, что Бог не запрещает им есть идоложертвенное мясо, — высказывают несогласие с тем, что он написал. «Это несправедливо! — могут говорить эти христиане. — Ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю?» (10:29, 30).
Мы можем быть склонны упрекнуть таких людей за плохое отношение к другим. Павел же на это просто высказывает два принципа, которыми должны руководствоваться христиане, реализуя свою свободу. Этими принципами христианин должен руководствоваться во всем, что он делает.
«Всё делайте в славу Божию»
В любом вопросе, касался он еды, питья или чего-то еще, коринфские братья должны были следить за тем, чтобы своим поведением прославлять Бога. Понятно, что тот, кто думает только о своем благе, своей свободе, своем желудке, своей еде или своем праве есть, не думает о прославлении Бога (см. 10:31).
«Не подавайте соблазна никому»
Для чего им сказано «не подавать соблазна» («не вводить в грех»; РБО) никому — ни неверующим иудеям, ни грекам, ни кому-либо еще в церкви? Чтобы они следовали примеру Павла, «ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (10:32, 33; 11:1).
Нам, христианам, дана свобода, но никогда мы не должны пользоваться своей свободой с тем, чтобы делать то, что выходит за рамки этих великих принципов. Принимая решения, мы должны спросить себя: «Прославит ли Бога то, что я собираюсь сделать?» и «Будет ли это полезно и благоприятно для других христиан и неверующих?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В большинстве общин члены время от времени расходятся во взглядах на разные вопросы. Мы, христиане, ни при каких обстоятельствах не свободны верить во все, что придется, или делать все, что захочется; но мы должны осознавать, что Бог дает каждому христианину значительную свободу, чтобы держаться своих взглядов. Нужно лелеять и поддерживать христианскую свободу, уважая при этом право других не соглашаться с нами.
При этом мы обязаны следить за тем, чтобы не злоупотреблять своей свободой, делая то, что хотя и позволяется Писанием, но может ввести братьев во Христе в грех или воспрепятствовать спасению наших друзей. Но самое главное, во всех своих делах мы должны руководствоваться этими двумя великими принципами: что бы мы ни делали, это должно прославлять Бога и быть на пользу другим. Если мы станем следовать этим указаниям, то будем подражателями Павлу и Христу.