Давайте разберёмся, за что отлучили буйного донского казака:
Церковь Святую возмутивший, и обругавший и к великому Государю Царю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу крестное целование и клятву преступивший, иго работы отвергший, и злокозненным своим коварством обругаючи имя блаженныя памяти благовернаго царевича и великаго князя Алексия Алексиевича.
Народ христианороссийский возмутивший и многие невежи оболстивший, и лестно рать воздвигший, отцы на сыны, и сыны на отцы, и браты на браты возустивший.
Души купно с телесы бесчисленнаго множества христианскаго народа погубивший, и премногому невинному кровопролитию вине бывший.
И на все государство московское зломысленник, враг крестопреступник, разбойник, душегубец, человекоубиец, кровопиец, новый вор и изменник, донский козак Стенка Разин с наставники и зломысленники таковаго зла, с первосвоими советники его, волею к злодейству его приставшими, лукавое начинание его ведущими пособники, с Сенкою Паншинским, с Гришкою Терновским, с Лазарком Тимофеевым, с Ивашкою Толкачем, с Пронкою Шумливым, с Сенкою Телковским, с Янкою Гавриловым, с Леском Хохлачем, с Федкою Турченином, с Ваською Усом, с Алешкою Поляком, с Илюшкою Ивановым с товарищи; яко Дафан и Авирон, да будут прокляти.
Анафематствование Стеньке Разину
Пройдёмся по ключевым моментам:
Крестное целование и клятву преступивший
Регулярной армии ещё нет, она появится только при Петре Первом.
Казаки были служивым сословием и присягали царю на Кресте и Евангелии.
Вот эту воинскую присягу Стенька и нарушил, когда пошёл войной на своего верховного главнокомандующего.
Русский против русского царя.
Обругаючи имя благовернаго царевича Алексия Алексиевича
Имеется в виду самозванец, выдававший себя за сына царя Алексея Михайловича (Тишайшего), бывший при Разине и казнённый с ним вместе.
Гришка Отрепьев в Смутное время "канал" за царевича Дмитрия Ивановича.
Казак Емелька Пугачёв за императора Петра III.
Стенька нашёл "зиц-председателя".
Что не меняет сути - мятежный атаман рвался к верховной власти.
Рать воздвигший, отцы на сыны, и сыны на отцы, и браты на браты
Это про масштабную гражданскую войну, полыхавшую несколько лет.
Разин рассылал в города и веси "прелестные", прельщающие то есть, письма - сейчас бы сказали "вёл информационную войну".
Активно разжигался сепаратизм.
Тогда от подданства русскому царю отложились поволжские народы: марийцы, чуваши, мордва, татары.
Россия могла развалиться на куски.
Невинному кровопролитию вине бывший
Разин убивал воевод, купцов, солдат и конечно простых людей:
И пришед под Астрахань, и астраханских жителей привёл на воровство [государственную измену] ... и бояр, и воевод, и ратных людей побил же, наругаясь мучительски, не щадя и младенцев.
Разбойник
Промышлявший разбоем уголовник.
В советских учебниках истории разбойники, грабившие купцов, подавались как "народные герои".
Но вообще это чистая уголовщина.
Попробуйте спроецировать на наше время: некая вооруженная банда нападает на бизнес-перевозки "Магнита" или "Пятёрочки".
Это хорошее дело или так себе?
Разин грабил "по беспределу" даже суда Патриарха Иоасафа.
Новый вор
Здесь отсылка к Лжедмитрию, память о котором ещё была жива.
Вор это тот, кто берёт не своё.
А уж чужой кошелёк это или чужой трон - не так важно.
Нельзя не вспомнить "и за борт её бросает в набежавшую волну":
Весной 1669 года в сражении у Свиного острова на Каспии Степан Разин захватил дочь командующего персидским флотом Мамед-хана и ее брата, перед этим обманным путем заманил хана на переговоры и сам отрубил ему голову.
Вот как описывает гибель княжны от рук Разина свидетель преступления голландский путешественник Ян Стрейс в книге «Три путешествия»:
«Мы видели его [Степана Разина] на шлюпке раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь персидского хана, которую он с ее братом пленил в одном из последних своих походов. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскликнул:
«Волга славная! Ты доставляешь мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я еще ничем не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!»
С этими словами схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобное исступление только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти».
"Покорилась буйным желаниям" - была изнасилована то есть.
А топить пленницу в реке в благодарность за "золото, серебро, драгоценности" - это какое-то языческое жертвоприношение.
Человеческое жертвоприношение по пьяни.
Что мы видим?
Отлучённого от Церкви разбойника с руками по локоть в крови, потерявшего берега, развязавшего гражданскую войну.
Это всем было понятно веками.
Пока советская историография не начала лепить из убийцы "классового борца".
Лепка длится до сего дня:
Прилепинский сотоварищ Алексей Колобродов пишет:
Степан Разин в азовском плену, переломанный телесно, но не сломленный духом, отказавшийся «басурманиться» в обмен на все блага земные (обещана карьера в аппарате самого великого визиря), «доходящий» в зиндане и обретающий власть повелевать людьми и стихиями.
Это уже не исторический роман.
Это фэнтези.
И ещё:
На протяжении 700-страничного романа Степан Разин ни разу не назван Стенькой...
Разин как Стенька не только попал в фольклор, но и был под этим прозвищем предан анафеме.
А её Захар признавать не готов.
Не готов признавать исторические факты и соборное мнение Церкви.
Даже через 350 лет.
Беда.
P.S.
Не могу найти данные о числе жертв.
Везде только "численность царских войск была такой-то" или "отряд Стеньки насчитывал столько-то".
Буду благодарен за наводку.
---------------------------------------
"Великая Отечественная Спецоперация"
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
---------------------------------------