Что такого в концовке? Для некоторых фильмов это подходящая эпитафия событиям, им предшествовавшим, в то время как другие предлагают повороты сюжета, которые переосмысливают всю историю. А есть и такие фильмы, которые просто вырываются и сходят с ума. Безумные концовки сами по себе не хороши и не плохи; обычно всё зависит от того, насколько уместны или неуместны они в контексте всей истории. Правда в том, что они всегда оставляют впечатление, и это особенно заметно, когда безумие накатывает в последние минуты.
Пока зрители в кинотеатрах переваривают концовку фильма ужасов Зака Креггера «Оружие», самое время вспомнить финальные моменты других фильмов, которые повергли их в шок. Уместны они или нет, хороши или плохи, но последние пять минут этих десяти фильмов, несомненно, просто сумасшедшие.
____________________________
2001 год: Космическая одиссея / '2001: A Space Odyssey' (1968)
Научно-фантастический шедевр Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» имеет сюрреалистичный финал, допускающий столько интерпретаций, что ему посвящена отдельная страница в Википедии. Для Кубрика это обычное дело, ведь он хотел, чтобы финал оставался двусмысленным и зрители сами разгадывали его, хотя режиссёр всё же дал более определённое объяснение в одном из найденных интервью. Верить этому объяснению или любому другому из множества других вариантов, предложенных за эти годы, не имеет значения. Финал остаётся совершенно безумным.
Отправленный на Юпитер для исследования таинственного монолита, астронавт Дэйв Боумен (Кейр Дуллеа), уже столкнувшийся с искусственным интеллектом, склонным к убийствам, сталкивается лицом к лицу со своей смертностью, когда его переносят сквозь пространство и время через психоделический портал, который доставляет его в богато украшенную спальню. Именно в этой комнате разворачиваются последние пять минут фильма, где Боумен становится свидетелем отрывков своей жизни, вплоть до того, как стать иссохшим стариком, связанным в постели, прежде чем наконец возродиться в качестве космической сущности, именуемой Звёздным Дитя. Нет ни одной интерпретации этих последних пяти минут, которая не была бы безумной.
____________________________
Лицо со шрамом / 'Scarface' (1983)
Финал ультражестокого ремейка классического гангстерского фильма 80-х «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы кажется практически предрешённым. В конце концов, это классический криминальный эпос о взлёте и падении, и поэтому было лишь вопросом времени, когда наркобарон Тони Монтана (Аль Пачино) испытает на себе вторую половину этого уравнения. Его падение, как оказалось, было таким же кровавым и кокаиновым, как и его взлёт.
Достигнув вершины своего могущества и убив или изгнав всех своих союзников, Тони восседает в своём особняке в Майами, словно обезумевший король, уткнувшись лицом в гору белого порошка, на котором было построено его королевство. Когда вооружённые нападавшие начинают штурмовать его дом, Тони вооружается винтовкой М16 с гранатомётом и объявляет войну своим потенциальным убийцам. Изрыгая культовые цитаты, Тони убивает дюжину человек, прежде чем сам получает пули и дыру в груди. Это безумный, жестокий конец для одного из самых безумных и жестоких гангстеров в истории кино.
____________________________
Повар, вор, его жена и её любовник / 'The Cook, the Thief, His Wife & Her Lover' (1989)
Фильм Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и её любовник» наиболее известен своими роскошными визуальными эффектами и экстремальным содержанием в этом запутанном, эротическом криминальном фильме, сосредоточенном на главных героях и их взаимодействии. Вора играет Альберт Спика (Майкл Гэмбон), владелец ресторана, страдающий манией величия, несмотря на свою склонность к насилию и жестокости. Его многострадальная жена (Хелен Миррен) заводит роман с владельцем книжного магазина, учёным, своим любовником (Алан Ховард), что, естественно, приводит к смерти и кровавой бойне.
После убийства своего любовника жена заручается поддержкой повара (Ришара Боренже) из ресторана мужа, чтобы тот приготовил его тело и насильно скормил его мужу в качестве последнего акта мести. Это мрачно-комичный финал, столь же шокирующе жестокий, сколь и формально прекрасный. Наблюдать, как подлый вор, под дулом пистолета, заставляет свою жену съесть своего любовника, которого подносят на блюде, словно каннибал, целую свинину, – это высший вид безумия.
____________________________
Живая мертвечина / 'Dead Alive' (1992)
Зомби-комедия Питера Джексона «Живая мертвечина» (за пределами США известная как «Мозговая смерть») — это, по сути, полное безумие. Она повествует о бедном, забитом Лайонеле (Тимоти Балме), чья властная мать становится еще большей обузой после того, как ее укусила суматранская крысообезьяна, в результате чего она стала нежитью. Поскольку она быстро распространяет свою болезнь на других, это приводит к невероятным сценам крови и отвратительного юмора, включая худший в мире десерт из заварного крема. Для фильма, в котором два зомби занимаются сексом и производят на свет немертвое потомство, может показаться маловероятным, что концовка сможет превзойти это безумие, но это так, и даже больше.
Оказавшись в доме, полном зомби, с которыми нужно бороться, Лайонел хватает свою верную газонокосилку и превращает их в месиво из нежити, проливая галлоны крови. Этот кровавый аперитив затем приводит к безумным финальным минутам, когда мать Лайонела превращается в зомби размером с кайдзю, а затем, в самом отвратительном переплетении в истории кино, она затягивает сына обратно в свою утробу, из которой ему приходится жестоко вырезать себя. Это одна из самых жестоких концовок в истории кино, но именно поэтому она и работает.
____________________________
Дорога на Арлингтон / 'Arlington Road' (1999)
«Дорога на Арлингтон» — неплохой триллер с сюжетом, который не выдерживает слишком пристального внимания, но имеет взрывной и знаковый поворот сюжета. Майкл Фарадей (Джефф Бриджес) — профессор колледжа, который убеждён, что его новые соседи (Тим Роббинс и Джоан Кьюсак) — внутренние террористы. Расследование их жизни отдаляет его от друзей и семьи, но также раскрывает явный заговор с целью взрыва здания ФБР.
В кульминации фильма Майкл мчится за фургоном, предположительно содержащим бомбу, в здание Дж. Эдгара Гувера. Практически в любом другом триллере подобного рода, снятом в тот же период, Майклу удалось бы остановить бомбу и помешать злодеям. Однако в последние минуты фильма «Арлингтон-роуд» происходит настоящее безумие, поскольку Майкл обнаруживает, что бомба на самом деле была не в фургоне, а в его машине. Бомба взрывается, здание разрушается, Майкл погибает и позже пресса очерняет его как террориста . Злодеи побеждают и строят планы перебраться и организовать новую атаку в другом месте. Это может быть не самый лучший фильм, но концовка леденит душу.
____________________________
Мгла / 'The Mist' (2007)
Экранизация Фрэнком Дарабонтом романа Стивена Кинга «Мгла» знаменита тем, что изменила и без того двусмысленную концовку повести на нечто гораздо более однозначное и мрачное, превратив её в один из самых скандальных финалов всех времён. Действие фильма Дарабонта, действие которого происходит почти полностью в супермаркете, где горожане оказываются в ловушке после того, как всё вокруг окутывает сверхъестественный туман, — это особенно мрачный фильм о монстрах, где, естественно, люди оказываются величайшими монстрами из всех.
После побега из лап религиозного фанатика Дэвид Дрейтон (Томас Джейн) и небольшая группа выживших, включая его маленького сына, пытаются пробраться сквозь туман, в котором обитают всевозможные лавкрафтовские твари. В конце концов у них заканчивается бензин, и, под рев кровожадных монстров вдалеке, Дэвид использует свое оружие, чтобы усыпить всех остальных в машине, включая своего сына. Именно тогда он выходит из машины и приветствует смерть, но вместо этого его приветствуют военные, понимая, что они были всего в нескольких минутах от спасения. Это душераздирающий финал для фильма, который обычно упускали из виду после выхода, но эти последние минуты невозможно игнорировать.
____________________________
Список смертников / 'Kill List' (2011)
Фольклорный триллер Бена Уитли «Список смертников», ломающий жанры, полон неожиданных поворотов сюжета, которые переворачивают мир с ног на голову для его главного героя, Джея (Нил Мэскелл), солдата, ставшего наемным убийцей, чье последнее задание приносит ему гораздо больше, чем он ожидал. Получив список людей, которых нужно убить, Джей расправляется с жестокой эффективностью, которую ему облегчает странная пассивность, с которой его жертвы встречают смерть.
Последнее убийство переносит Джея в царство странного культа, который захватывает его и сталкивает с изуродованным человеком. Надев маску культиста и окружённый обнажёнными членами культа, Джей вступает в жестокую ножевую схватку и убивает свою последнюю цель, но обнаруживает, что убил жену и сына. Весь список убийств Джея был посвящением в культ, а убийство жены и сына стало его последней жертвой. Это недооценённый сюжетный поворот, который также шокирует, ужасает и безумен до безумия.
____________________________
Киллер Джо / 'Killer Joe' (2011)
До своего официального возвращения в «Макконессанс» Мэттью Макконахи сыграл свою самую мрачную роль в фильме Уильяма Фридкина «Убийца Джо». Он играет психопата, главного героя, полицейского, подрабатывающего киллером, который оказывается втянутым в неблагополучную семью, чтобы получить деньги по страховому полису. Джо быстро берёт семью под свой контроль, включая юную Дотти (Джуно Темпл) в качестве залога.
К концу, после того как Джо полностью манипулировал и унизил семью, он объявляет о своем намерении жениться на Дотти в одной из самых извращенных сцен ужина, которые когда-либо появлялись в Техасе со времен резни бензопилой. Когда брат Дотти Крис (Эмиль Хирш) возражает против приставаний Джо к своей сестре, начинается кровавая битва. Джо жестоко избивает Криса с помощью его отца и мачехи, пока Дотти не поднимает пистолет. Она убивает своего брата и стреляет в живот отцу, прежде чем прицелиться в Джо. Она говорит своему обидчику, что беременна, и кладет палец на курок, и экран темнеет. Это порция жареной курицы размером с Техас.
____________________________
Солнцестояние / 'Midsommar' (2019)
Фолк-хоррор Ари Астера «Солнцестояние» на протяжении всего фильма, как и его предыдущая работа, вызывает ужас. У «Реинкарнации» тоже безумный финал, но если он ограничивается лишь последними пятью минутами, то второй фильм режиссёра выигрывает. Втянутые в странный шведский культ, молодые Дэни и Кристиан (Флоренс Пью и Джек Рейнор) к концу уже видят, как их друзей приносят в жертву, что приводит к кульминации.
Дани коронуют как Королеву Мая и предоставят право выбора последней жертвы. Она выбирает парализованного Кристиана в самой впечатляющей сцене расставания всех времен. Кристиана зашивают в тело выпотрошенного медведя и помещают в храм, который затем поджигают. Дэни в изысканном цветочном платье наблюдает за происходящим, переходя от скорби к радости в одном длинном, тревожном кадре на лице Пью, который сводит с ума всю дорогу домой.
____________________________
Субстанция / 'The Substance' (2024)
«Субстанция» — не тонкий фильм. Это откровенное изображение голливудского эйджизма и сексизма, представленное через невероятно жуткие сцены телесного ужаса. Отчаявшись вернуть себе молодость, увядшая знаменитость Элизабет Спаркл (Деми Мур) обнаруживает сыворотку, которая разделяет её на две отдельные сущности, обменивающиеся сознаниями каждые семь дней. По мере того, как её молодая, идеализированная версия (Маргарет Куэлли) начинает нарушать баланс, Спаркл начинает стремительно стареть, в конечном итоге дряхлея и деформируясь.
После тяжёлого конфликта обе сущности сливаются в чудовищное слияние, которое затем натравливает на враждебную аудиторию, восстающую против неё. Это взрывное кровавое празднество, которое задаёт тон в последние пять минут, когда Монстро Элисасуэ разваливается, словно воздушный шарик, а липкая, оторванная от тела голова Спарклс, шатаясь, возвращается к своей звезде на Голливудской Аллее славы. Дикое, безумное безумие, номинированное на «Оскар».