Алексей Александрович Кузнецов (1927—1990) — Заслуженный художник Башкирской АССР (1966) — сначала хотел стать певцом и учился на вокальном отделении Уфимского театрально-художественного училища (1945—1947), но потом решил заняться живописью и закончил Харьковский художественный институт (1948—1950). Затем долгое время работал в Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР (1953—1976), был удостоен ордена «Знак Почёта» (1955) и избран депутатом Уфимского городского Совета депутатов трудящихся (1956), потом переехал в Куйбышев (Самару) (1975—1982). Многие его полотна посвящены истории и быту башкир. Его излюбленным жанром были групповые и индивидуальные портреты. Большинство его моделей — женского пола, что отражает подлинную эмансипацию советской женщины независимо от её национальной принадлежности (русские, башкиры) и активную производственную, социальную и творческую роль, которую представительницы прекрасной половины человечества играли в СССР. Трудная судьба и доля женщины XX в. иллюстрируется живописцем через портреты старух. Как и всякий большой художник советского периода, Алексей Кузнецов не обходит стороной темы революционной борьбы народа за освобождение и Великой Отчественной войны. Вторая дана им приглушённо, в ретроспективе, через галерею портретов ветеранов-фронтовиков, награждённых за свои подвиги орденами и медалями.
Раннее творчество Алексея Кузнецова было посвящено классическому революционно-историческому и потом оптимистическому соцреализму, но уже во второй половине 1950-х гг. в результате творческого поиска он при создании ряда полотен переходит к рисованию в стиле «сурового соцреализма». В 1970-х гг., не порывая с ним, экспериментирует с картинами с элементами кубизма и символизма, а в конце 1980-х гг. в некоторых работах совершенно отказывается от реалистической манеры письма, как бы демонстрируя ими предчувствие скорого краха советской цивилизации и распад художественного искусства как такового и своей собственной жизни (художник скончался после тяжёлой болезни).
Статья дополняется.