Забудьте всё, что вы знали про Древний Рим. Сейчас увидите, что в нём происходило на самом деле.
Общественные туалеты
В Древнем Риме пользование туалетом не было частным делом — это было общественное занятие. Буквально. В больших общественных уборных, вдоль стен которых стояли каменные скамейки, были прорезаны отверстия, и люди сидели бок о бок, болтая и занимаясь своими делами. Здесь не было ни перегородок, ни кабинок, и, конечно же, не было механизма для смыва. Просто открытые отверстия над проточным каналом, уносящие отходы в ближайшую канализацию, а иногда и просто на улицу. Вместо туалетной бумаги римляне использовали общую губку на палочке, известную как терсориум.
Все окунали одну и ту же губку в канал для воды, подтирались, споласкивали её и передавали следующему посетителю. Археологи полагают, что эти губки, вероятно, вымачивали в уксусе или солёной воде, чтобы сохранить их чистыми, но давайте будем честными, по сегодняшним стандартам это всё равно крайне мерзко. Что странно, это было не только для бедных. Даже состоятельные граждане иногда пользовались общественными уборными, когда были вне дома. Некоторые из этих помещений были даже украшены мозаикой и произведениями искусства, чтобы поднять настроение в такой не самой комфортной обстановке.
Кстати, римляне ещё верили в духов ванной. Да, вы не ослышались. Они оставляли небольшие подношения или резные фигурки в уборных, чтобы умилостивить потенциальных демонов или призраков, скрывавшихся в канализационных стоках. Некоторые даже царапали на камне защитные символы, чтобы обезопасить себя от того, что, по их мнению, наблюдает за ними снизу. Так что в следующий раз, когда вас взбесит грязный туалет на заправке, просто знайте: всё могло быть хуже. В Риме вы сидели бы плечом к плечу с незнакомцами, делили бы губку и надеялись, что ничто не схватит вас снизу.
Гладиаторы
Когда большинство людей думают о гладиаторах, они представляют себе могущественных воинов, как в известных фильмах. Но правда в том, что большинство гладиаторов не были героями: они были рабами, военнопленными или преступниками, вынужденными вступать в смертельные схватки ради развлечения других. Обученные в специальных школах в жестоких условиях, с этими воинами обращались скорее как с собственностью, чем как с людьми. Некоторым повезло заполучить поклонников и спонсоров, которые могли предложить еду или снаряжение получше, но цель оставалась прежней: продержаться как можно дольше, чтобы повеселить толпу.
Колизей был не просто стадионом: это был залитый кровью театр. Сенаторы, торговцы и простые граждане заполоняли трибуны, поднимая большие пальцы, чтобы решить, выживет тот или иной боец или погибнет. Иногда соревнования были смертельными, иногда они были постановочными, а иногда выпускали экзотических животных просто для того, чтобы добавить хаоса. Львов, леопардов и даже слонов натравливали на людей, часто с небольшими шансами на выживание. Что еще более шокирует, так это то, что некоторые римляне считали эти игры образовательными.
Они верили, что наблюдение за тем, как люди сталкиваются со смертью, закаляет характер и напоминает им о могущественной силе Рима. Несколько гладиаторов заработали достаточно славы, чтобы купить себе свободу, но большинство так и не увидели её. Их имена были забыты, но их страдания помогли создать одно из самых культовых зрелищ империи. И хотя в фильмах доспехи выглядят впечатляюще, реальность под ними заключалась в цепях, страхе и борьбе за выживание, которая была далеко не такой славной.
Свинец был повсюду
Римляне во многих отношениях опередили свое время, но их хитроумный водопровод, возможно, отравил целую цивилизацию. Их система водоснабжения была передовой для той эпохи, с акведуками, по которым пресная вода доставлялась в города и дома. В чём проблема? большая часть этой воды текла по трубам, сделанным из свинца. Свинец очень токсичен, но римляне этого не знали. Они использовали его не только для изготовления труб, но и в кухонных горшках, косметике, красках и даже в качестве подсластителя в еде и вине.
Когда их вино прокисало, они не выливали его: они добавляли специальный сироп под названием сапа, уваренный в свинцовых горшочках. В результате напиток становился более сладким и мягким, с привкусом тяжёлого металла. Сегодня ученые считают, что воздействие свинца было широко распространено в империи, особенно среди богатых. Некоторые исследователи даже предполагают, что хроническое воздействие могло повлиять на поведение и принятие решений в правящем классе. Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые императоры действовали так безумно?
Возможно, свинец был одной из главных на то причин. Конечно, далеко не всё в Риме содержало свинец, и не все пострадали одинаково. Но само количество, используемое в повседневной жизни, ясно показывает: то, что римляне считали инновацией, оказалось опасным. Их впечатляющая инфраструктура, возможно, и выглядела чистой и современной, но за мрамором и фонтанами по их венам тихо тёк токсичный металл.
Римская кухня была жуткой
Вы, наверное, слышали, что римляне очень любили банкеты и пиры. Но что именно они подавали на этих пирах? Это уже совсем другая история. Римская кухня, особенно для элиты, отличалась снисходительностью, и, честно говоря, чем блюдо было страннее, тем было лучше. Чем необычнее блюдо, тем роскошнее оно считалось. Они ели сонь. Не мышей, которые забредали к ним на кухню: сонь выращивали специально для употребления в пищу. Жирные, сочные, обжаренные с медом и маком, они были ценным деликатесом. Языки фламинго, павлиньи мозги, медузы и матки свиней также были в меню для сильных мира сего.
Римляне не выбрасывали почти ничего. Они очень любили блюда, приготовленные из крови, органов и останков животных. Одним из любимых ингредиентов был гарум: ферментированный рыбный соус, приготовленный из кишок анчоусов и макрели, оставленных гнить на солнце. Им поливали практически всё, от мяса до десертов. Считайте это римским кетчупом, если бы кетчуп пах смесью уксуса и тухлой рыбы. И дело было не только во вкусе. Впечатления от ужина часто были театральными. На элитных банкетах животных могли выносить живыми и разделывать на глазах у гостей, или блюда подавались в странных формах: например, пироги с живыми птицами внутри.
Для более бедных римлян ситуация была лучше: еда была проще. Крупы, хлеб, бобы. Но для элиты целью было показать богатство, прибегнув к кулинарным изысканиям. В то время как современная изысканная кухня может включать в себя трюфели или пищевое золото, древнеримская кухня раздвинула границы так, что даже самый смелый современный гурман был бы в шоке.
Скотоложство
Римская культура не стеснялась своих мифов, и, да, многие из этих историй выходили далеко за рамки того, что современная аудитория назвала бы восемнадцать плюс. Один из самых ярких примеров это их статуи, мозаики и керамика, где люди и животные иногда изображались в шокирующе близком контакте, ну вы поняли. Это был не просто символизм. Эти изображения отражали более глубокие идеи из их мифологии и ритуалов. Возьмем миф о леде и Лебеде. История повествует о Юпитере, римской версии Зевса, принимающем облик лебедя, чтобы соблазнить или взять верх над женщиной.
В другой хорошо известной истории участвовали Европа и бык: опять же, переодетый Юпитер. Они не были спрятаны в храмах или доступны только учёным; они были на виду, являясь частью повседневной визуальной культуры. Для римлян эти сцены не обязательно были непристойными. Это были божественные истории, пронизанные идеями власти, трансформации и желания. Но современные зрители не могут удержаться от удивления. Некоторые сохранившиеся произведения искусства идут ещё дальше, изображая существ, наполовину людей, наполовину животных, в интимных ситуациях, которые предполагают, что эти мифы были не просто метафорой: они сформировали у римлян понимание идентичности и чувственности.
Эти изображения были спрятаны не в помещениях только для взрослых. Их находили на предметах домашнего обихода, фресках и в общественных банях. В их мире не было тех же рамок приемлемости, что и в нашем. Для них грань между человеком, животным и богом была гораздо более гибкой, и их искусство показывает это в ярких деталях.
От младенцев избавлялись
В Риме не у всех была путёвка в жизнь. В их социальную ткань было вплетено пугающее правило: жизнь новорожденного по-настоящему не начиналась до тех пор, пока отец не принимал его. Если бы он решил этого не делать, ребёнок мог бы подвергнуться опасности: это аккуратный термин, обозначающий оставление его где-то за городом или возле мусорной кучи. Причиной могли быть финансовые трудности, нехватка места, болезнь или просто рождение в неподходящее время. Сегодня это звучит устрашающе, но в Древнем Риме это было приемлемой практикой.
Это не делалось тайно: это было частью нормы. В некоторых храмах и святилищах даже были специальные места, где можно было оставлять неугодных младенцев. Иногда этих детей забирали к себе другие. Иногда их растили как слуг или, если повезёт, даже усыновляли. Но многим везло куда меньше. Римское право не считало это за преступление, и философы того времени открыто обсуждали, когда и почему это было приемлемо. Это часть римской жизни, которую редко показывают в фильмах или сериалах, но она сформировала то, как функционировали семьи, и как функционировало общество.
Империя ценила силу, порядок и полезность: качества, которые не всегда оставляли место для уязвимости или непредсказуемости. Даже в житейских вопросах прагматизм часто побеждал эмоции.
Пытки были развлечением
То, что многие цивилизации сочли бы наказанием или жестокостью, Рим превратил в зрелище. Публичные казни, жестокие избиения и инсценированные смерти были не просто правосудием: это были события, на которые люди выстраивались в очередь. Колизей самая известная арена, но она была не единственной. В амфитеатрах по всей империи проходили смертельные игры. В некоторых участвовали профессиональные бойцы, а в других осужденные преступники использовались в гораздо более ужасных ролях. Эти люди были там не для того, чтобы соревноваться: их выводили на сцену более жуткими и драматическими способами.
Иногда в мероприятиях участвовали дикие животные. В одной из реконструкций был задействован человек, одетый как мифологический персонаж, которого затем терзают опасные дрессированные животные, чтобы пересказать древние истории через живую смерть. Это была смесь театра и шоу ужасов, но для римской публики это было одновременно захватывающим и социально приемлемым. Даже в небольших заведениях пытки были частью общественной жизни. А еще, для тех, кто стоял ниже по социальной лестнице, особенно для порабощённых людей, признание под давлением было не просто обычным делом, оно было ожидаемым.
Римское законодательство даже требовало, чтобы определённые показания были получены с применением физической силы, чтобы считаться действительными. Легко забыть, что это было общество, которое по-другому смотрело на боль. Дело было не в том, чтобы скрывать применение силы и ужасы. Во многих случаях они возводили это в ранг искусства.
Встречи с богами и пришельцами
Загляните на виллы древнего Рима, и вы увидите стены, покрытые изображениями, которые шокировали бы даже современных художников. Римляне украшали не просто пейзажами или портретами: они рассказывали порой невероятные истории с помощью искусства. В некоторых из этих историй боги принимали странные формы. Другие изображали существ, которые на сегодняшний взгляд выглядят почти внеземными. Фрески в таких местах, как помпеи, изображают божественные фигуры с преувеличенными чертами лица: удлинёнными головами, огромными глазами, необычным цветом кожи. Некоторые полагают, что они были символическими, но другие указывают на то, как они напоминают современные описания инопланетян. Намеренно или нет, сходство трудно игнорировать. И оно не ограничивалось внешним видом. Этих таинственных существ часто показывали в глубоко интимных ситуациях со смертными. Для римлян эти действия не были табу: они были священными. Мифы о Юпитере, соблазняющем смертных в странных обличьях, были центральными в римской религии и идентичности. По крайней мере, так считалось: чем причудливее союз, тем могущественнее потомство.
Искусство того периода было смелым, сюрреалистичным и наполненным сценами, которые стирали границы между человеческим, божественным и чем-то средним. На одной фреске может быть изображена человеческая фигура в объятиях бога со светящейся головой. На другой могло быть изображено потустороннее существо, предлагающее смертным дары или знания. В то время как современные зрители могут увидеть в этом фэнтези или научную фантастику, для римлян эти образы были серьёзной мифологией: иногда личной, иногда публичной.
Их творчество не подвергалось цензуре, а их рассказы не соответствовали современным правилам. Результатом стало яркое, почти психоделическое окно в то, какой они видели свою вселенную — полной тайн, похоти, власти и максимально странных фигур.
Отравление врагов
Забудьте о кинжалах в спину: если вы хотели убрать кого-то с дороги в Древнем Риме, вы подавали ему ужин. Отравление было не просто хитрой тактикой; это был практически политический инструмент. В Сенате, во дворце, даже на элитных банкетах союзы менялись в зависимости от того, что было в бокале с вином. Некоторые из самых могущественных фигур Рима встретили свой конец не на поле боя, а за обеденным столом. Императрицы, сенаторы и слуги: все имели доступ к веществам, которые могли случайно попасть в напиток.
Некоторые из них были растительного, другие минерального или животного происхождения. Ходили даже слухи о преподавателях ядовитых школ, которые учили извлекать яд из редких растений или смешивать порошки, которые действовали медленно. Слуг можно было подкупить, чтобы они добавили немного чего-нибудь лишнего в кубок с вином. И если человек не умирал сразу, он мог проболеть достаточно долго, чтобы пропустить решающее голосование, открывающее возможности для продвижения по карьерной лестнице. Даже римская правовая система боролась с этим вопросом.
Случаи отравления часто было трудно доказать, и они происходили регулярно, особенно во время смены власти. Некоторые императоры жили в состоянии постоянной паранойи, нанимая дегустаторов или меняя блюда в последнюю секунду, чтобы избежать предательства в своих собственных семьях. Этот тихий метод устранения стал мрачной фишкой древнеримской политики. Доверие было большой редкостью, амбиции были повсюду, и самым опасным оружием в империи, возможно, был даже не меч, а обычный глоток хорошего вина.
Безумные императоры
Далеко не все римские императоры были тиранами, но когда они слетали с катушек, они тянули за собой всю империю. Некоторые были харизматичными реформаторами. Другие превращали дворец в арену для своих извращённых иллюзий. калигула один из самых печально известных. Он провозгласил себя живым богом, сделал своего коня сенатором и устраивал роскошные пиры, на которых гости не были до конца уверены, будут ли есть они или их. В один день он награждал кого-нибудь золотом. На следующий день он казнил человека за слишком громкое чихание.
Был ещё небезызвестный нерон. Он заставлял сенаторов посещать его музыкальные представления, сидеть там часами. Когда по Риму прокатился сильный пожар, многие утверждали, что нерон наблюдал за его пожаром со своей башни, играя на своем инструменте и поя о разрушении. Позже он возложил вину за трагедию на группу меньшинств и начал жестокие репрессии, чтобы отвести от себя вину. комммод пошёл ещё дальше. Одержимый идеей гладиаторов, он сам сражался на арене, разумеется, всё было постановкой, чтобы он всегда побеждал.
Он переименовал месяцы в честь себя, потребовал, чтобы ему поклонялись, как Геркулесу, и казнил советников за то, что они ставили под сомнение его новые титулы. При правлении этих безумцев империя пошатнулась. Ресурсы тратились впустую, общественное доверие рухнуло, и страх стал единственной валютой при дворе. Римская система, построенная на порядке и дисциплине, превратилась в игровую площадку для безумия, и чем дальше император отдалялся от реальности, тем опаснее становилась повседневная жизнь для всех остальных.
Рабство было везде
В Древнем Риме рабство не скрывалось, оно было присуще всему. От величественных мраморных вилл до шумных рынков, порабощённые люди были двигателем, который поддерживал империю в рабочем состоянии. Они были не просто рабочими на фермах или домашней прислугой. Они были бухгалтерами, учителями, поварами, строителями и артистами: многие из них не имели никаких прав и надежды на свободу. В Риме рабство считалось совершенно нормальным. Богатый римлянин мог владеть десятками или даже сотнями порабощённых людей. Даже у обычных граждан часто был по крайней мере один раб. Их покупали, продавали, наказывали и передавали по наследству как собственность. Некоторые попали в рабство после плена на войне, другие родились в рабстве, а некоторые оказались в рабстве из-за долгов. Некоторым давали достойную жизнь с шансом в конечном итоге обрести свободу. Других не щадили вообще. Не существовало законов, защищающих их от жестокого обращения, и хозяин мог наказывать их так, как ему заблагорассудится, иногда в назидание другим рабам.
Несмотря на свое состояние, порабощённые люди поддерживали функционирование империи. Они строили дороги и акведуки, обслуживали императорские дворцы и даже прислуживали в частных домах сенаторов. По иронии судьбы, некоторые из них были более образованны, чем их хозяева, особенно те, кого привезли из других развитых регионов Средиземноморья. И хотя горстка людей могла заслужить свободу или получить её, сама система была ловушкой. Даже освобождённые люди часто оставались в тени своих бывших хозяев, связанные законом и репутацией.
Рабство в Древнем Риме не было исключением: это было общепринятым правилом. Оно повлияло на экономику, культуру и ритм римской жизни так, что это невозможно не заметить.
Купание
Спросите кого-нибудь, что они представляют, когда слышат о Древнем Риме, и, скорее всего, они вспомнят бани. Гигантские мраморные залы с красивыми бассейнами. Но чего не упоминается, так это того факта, что эти места также были гигантскими резервуарами грязи, бактерий и сомнительного поведения. Римляне посещали бани ежедневно. Дело было не просто в том, чтобы привести себя в порядок: это был социальный ритуал. Люди там рисовали, натирались маслом и оттирали пот изогнутым инструментом, называемым стригилем. Затем они отмокали в нескольких бассейнах, холодных и горячих, часто без предварительного мытья с мылом. Что бы они ни соскребали: масло, грязь, омертвевшую кожу, это часто оказывалось в воде. Не было ни хлора, ни системы фильтрации. Воду время от времени меняли, но, учитывая, что через эти бассейны проходили сотни человек каждый день, можете представить, какими на самом деле они были. Полы были скользкие, и было легко отбить себе голову. Добавьте к этому плохое освещение и гулкую акустику, и вы получите ад.
Бани были не просто парными: они были ключевым местом сплетен, работы карманников, а иногда и местом для более взрослых встреч, проводившихся в боковых комнатах. Философы восхваляли бани как места для отдыха и общения, а сатирики часто высмеивали их как шумные, грязные и полные претенциозных разговоров. Несмотря на всё это, римляне любили их. Вход был дешёвым или даже бесплатным в праздничные дни. И для многих это был единственный шанс получить доступ к тёплой воде и хоть какой-то гигиене. Только не думайте о них как о древних курортах.
Они больше походили на смесь спортзала, общественного бассейна и торговой площадки с сомнительным запахом.
Наказание за мелкие преступления
В Древнем Риме преступления не всегда приводили к тюрьме, но это не означало, что преступники легко отделывались. Наказания часто были немедленными, жестокими и должны были дать чёткий сигнал: переступи черту, и ты поплатишься. Римский гражданин, обвиненный в воровстве, мог получить штраф или публичное унижение. Но если вы были порабощены, бедны или были иностранцем, последствия могли быть гораздо более суровыми. Порка, клеймение, принудительные работы или изгнание были обычным делом. За серьёзные кражи или повторные правонарушения наказания ужесточались: иногда они включали нанесение увечий или принудительные бои на арене.
Даже такие, казалось бы, мелочи, как неуважение к местному чиновнику или небольшие уловки с ценой на рынке, могли привести к большим проблемам. А поскольку судебные процессы не всегда были справедливыми, часто всё сводилось к тому, кого вы знали или каким влиянием обладали. Слово влиятельного человека могло легко перевесить неопровержимые доказательства. Публичное наказание часто предназначалось для зрелища. На форумах или рынках людей заковывали в кандалы и пороли, а толпы могли наблюдать и обсуждать.
Некоторые императоры и губернаторы стали печально известны тем, что применяли чрезмерные меры наказания для подавления беспорядков. Были случаи, когда целые группы подвергались наказанию за ошибку одного человека. На деле, римское право заложило основу для многих современных правовых систем, но их методы были далеки от мягких. В мире, построенном на строгой иерархии и общественном повиновении, правосудие не всегда было слепым: оно часто было безжалостным.
Жизнь ничего не значила
В Риме личная свобода не была гарантией: это была привилегия, которая могла исчезнуть в одночасье. Империя была построена на контроле, и если вы не принадлежали к правящей элите, ваша жизнь могла быть перенаправлена, ограничена или закончена одним приказом. Лояльность имела значение, но полезность была важнее. Гражданство обеспечивало некоторую защиту. Но даже в этом случае государство могло призвать вас в армию, конфисковать ваше имущество или сослать вас без предупреждения, если вы разозлили не того человека.
Чем выше был бы твой статус, тем больше у тебя было шансов. Для всех остальных это было выживание за счёт послушания. Если вы были порабощены, государство не рассматривало вас как личность. У вас не было юридического удостоверения. Если ваш владелец умирал или был наказан, вас могли продать, разлучить с семьёй или просто забыть про вас. Даже освобождённые люди жили в тени своих бывших хозяев и имели ограниченные права. Римская инфраструктура впечатляла, но в первую очередь она служила государству.
Дороги строили для передвижения легионов. города создавали для наблюдения и поддержания порядка. Развлечения использовали, чтобы отвлекать общественность от проблем и жёстко контролировать её. Император был не просто правителем: в нём видели живую связь с богами. Послание было ясным: вы были частью машины. И если бы этой машине понадобилось заменить вас, никто бы и глазом не моргнул. От этого рабочих, солдат и граждан особо не поубавилось бы. Жизнь в Риме имела свои преимущества, но это было не про безопасность: если только вы не были на вершине.
На этом всё! Напишите в комментах, хотели бы вы отправиться в Древний Рим на машине времени после всего, что услышали, и спасибо за просмотр!