Уважаемые читатели, сегодня мне захотелось поговорить о любви. Любви в паре. Возможно, на то повлияла поэма о Меджнуне и Лейли, которую я только закончила читать. Возможно, подаренный супругом потрясающий букет из разноцветных роз. А возможно, это та тема, о которой время от времени хочется поговорить каждому из нас.
Любовь как великая сила внутри человека пленяет собой умы поэтов, певцов, писателей, сценаристов, композиторов и художников. Мы плачем и радуемся вместе с влюблёнными, чьи истории запечатлены талантами всех народов и времён. И, конечно, как юнгианка я смотрю часто на эти истории сквозь призму взаимодействия Анимы и Анимуса. Но иногда мне кажется, что взгляд проекций и связи на уровне бессознательного однобок.
Я хочу задать вопрос, на который мы ищем ответа веками: что же есть любовь? Трепет в моей душе подсказывает мне, насколько этот вопрос непрост. Я не ставлю перед собой цель ответить на него всеобъемлюще и финально. Но попробую прикоснуться к таинству любви, её источнику, что как алхимический фонтан соединяет в себе целительные и смертельные воды. Двинемся в наше путешествие от рождения человека.
Архетип божественного младенца
Первое познание любви, которое мы проносим с собой через всю жизнь – это любовь матери. Будучи младенцами, мы впитываем первый опыт любви. В отношении матери к ребёнку много гормонально обусловленных реакций. Матушка природа позаботилась о том, чтобы мать испытывала удовольствие от кормления грудью, чтобы её слух был столь чуток, чтобы различить плач именно своего ребёнка, чтобы проснуться, если дитя заплачет. Так физиологически нам было обеспечено выживание как виду.
Но это физика. А что же с точки зрения психики. Она неразрывно, конечно, связана с физикой. В общении с ребёнком раскрывается потенциал эмпатии матери, стимулируемый гормональным фоном. Мать понимает, что чувствует ребёнок. Учится это понимать. Именно так, через мать, эмпатия становится составной частью любви.
Далее вопрос безопасности как отражения заботы. Защищая дитя от холода, ветров и иных опасностей, мать включает стремление к обеспечению безопасности в парадигму внутреннего ребёнка личности как ещё один компонент любви.
Ну и куда мы без кормления. Действительно, физиологическое насыщение – это тоже то, что входит во внутреннего ребёнка как часть любви.
И как бы нам не хотелось совершить алхимическое очищение субстанции любви, оставив в ней лишь воды взрослых частей психики, мы не избавимся от архетипической детской части. Не зря мужчина приглашает женщину на свидание в ресторан: он кормит её как мать. Он своим действием обращается к исконной внутренней искре восприятия любви. Это одна из наиболее податливых с точки зрения ответа наших архетипических частей. Она откликается легко и быстро. Тоже самое происходит, когда женщина готовит вкусное блюдо, чтобы накормить мужчину. Сюда же идёт обеспечение мужчиной безопасности, он становится отцом и обращается к детской части женщины. Ну и конечно, когда жена говорит «я понимаю, как ты устал» или когда тоже самое говорит мужчина, здесь также откликается внутренний ребёнок.
И мы можем сколько угодно говорить о детских травмах, размышляя о негативном опыте пациента. Эта часть психики архетипична, она извечна. Она была, есть и будет в каждом индивиде. Эта часть, которая любит внутри нас, принимает и воспринимает любовь.
Родительские архетипы
И, конечно, здесь есть и родительские архетипы. Мы понимаем, что когда свою эмпатию и заботу мы дарим партнёру с удовольствием, то мы любим из внутренних родительских структур. И это тоже часть любви между мужчиной и женщиной.
Без наличия обеих позиций в любви мы бы не выжили тоже.
Однако, здесь таится опасность застрять только в этих гранях любви. И тогда не будет развития союза в десятилетиях. Это жизненно важные части любви, они фундамент. Но фундамент из прошлого, где нет будущего, если зацепиться только за него.
Более того, это будет застревание в отношениях младенца и пятилетнего ребенка с родителем. Сразу вопрос: где Ромео и Джульетта? Где Меджнун и Лейли? Я позволю себе быть жестокосердной. Я думаю, они в безумии Трикстера.
Архетип Трикстера
Напомню, что Трикстер – это теневая часть архетипа божественного ребёнка. Однако, я считаю важным вынести рассмотрение его в отдельную часть. Это творящая непоследовательная творческая часть. С точки зрения любви – это такой протестный подросток, который безумен от любви, который любит не за что-то, а вопреки всему. Он не младенец, что ждёт от мамы титю. Он тот, кто наплюёт на обычаи, законы и порядки. Он тот, кто пьёт яд во имя любви. Он тот, кто бросает семью, карьеру, учёбу ради любви. Он тот, кто предает друзей ради любви. Он безумен, непоследователен и бескорыстен. Он поглощён ликом любимого или любимой. Для него не существует половинчатых решений, это про воплощение такой части в одной песне пелось «сойти с ума от разлуки на час».
В своём апогее – это чистое безумие, поглощение водами фантазий бессознательного. В своей сублимации – гениальные произведения искусства. В своей норме – прекрасные букеты и романтичные рестораны спустя многие годы брака. Неукрощённый трикстер станет ядовитой струёй в фонтане любви. Укрощённый – будет расцвечивать её красками всю жизнь.
Это наш романтик, который привносит краски заката в воды любви. Именно он читает с упоением стихи в подъезде своей возлюбленной или рассказывает с неменьшим упоением о втором законе термодинамики. И именно ему девушка дарит свой первый поцелуй.
Причём знаете, я вообще не считаю в современном мире, что первый поцелуй должен состояться именно там в твои 15-17. Важно, чтобы он был! Важно, чтобы была целительная сила первого поцелуя, подаренного не за что-то материальное. Дорогие дамы, если вы сейчас в поиске и, читая эти строки, не можете припомнить своего вот такого первого поцелуя, не отчаивайтесь. Его как целительный эликсир можно испить в любом возрасте. А почему дамы? Действительно. Милые мужчины, если вы не завоевали такого поцелуя в юношестве, также не отчаивайтесь. Лишь смерть закроет для вас эту дверь. Пока вы не ушли навсегда в мир теней, есть возможность напоить себя этим эликсиром.
Отмечу, что этот опыт в психике оказывает сильное терапевтическое воздействие.
Анима и Анимус
Наконец-то 😊. Да, наши дорогие и нежно любимые мужско-женские архетипы. Это наша страсть, в первую очередь. Да, это про продолжение рода изначально. Вот здесь, в наших дорогих Аниме и Анимусе (что-то я в них сегодня особенно влюблённая) я пройдусь по ипостасям.
Ева и Тарзан. Это изначальные базовые природные ипостаси, которые и организуют нам страсть в паре. Их страсть, с точки зрения матушки природы, – про выживание вида. Прекрасное чувство, входящее в состав любви. Предлагаю всем нам его холить и лелеять.
Елена и Оратор. Это про стремление к общественному признанию союза. И мужчина, и женщина таким образом утверждают себя как ценные компоненты общества, общественного строя. В общем, это про брак. И да, любить мужа или жену – это тоже любить. Понимаете, в этом есть тоже чувство. Архетипически – это абсолютно такой же источник чувства. Мне здесь вспоминается песня Дениса Майданова «Жена», посвящённая супруге певца Наташе. Чудесное произведение, прекрасно демонстрирующее выражение любви даже к самому слову жена. Так хочется, чтобы возвращение вот такого отношения к словам жена и муж стало новым трендом нашего общества.
Мудрец и София. Вот здесь мы идём со-творчеству, со-творению. Любовь в паре, исходящая из этих архетипов, на мой взгляд, – залог наиболее гармоничного развития не только брака, но и общества в целом. Это уже не материнское принятие ребёнка в архетипе Софии, это всеобъемлющее принятие все живого и всего мёртвого, жизни и смерти, это всеобъемлющая ценность мира во всех его проявлениях. В Мудреце это не просто умность, но разумность. Как говорил Задорнов: умный изобретёт ядерную бомбу и всем расскажет, разумный изобретёт, но скроет своё открытие ото всех.
Мне здесь вспоминается союз Лидии и Натана Шварц-Саланта. Союз гениального аналитика и понимающей прозорливой жены (тоже, кстати, автора книг). Он писал, что лучше неё никто не знает его книг. Они творили его прекрасные книги вместе. И это отнюдь не бульварное чтиво. Книги, созданные союзом Софии и Мудреца, - кладезь знаний для юнгианских аналитиков. Эти книги есть истинное продвижение юнгианства за пределы открытого Юнгом.
Эти ипостаси творят новый эфир любви. Они внутри нас раскрывают вечность для чувств друг к другу.
Подводя итоги
В своей статье я не стала касаться Персоны. Просто, потому что персонная любовь «за мерседес» или «за пятый размер» — это уже нарциссическая проблема, с которой просто надо работать в терапии. Бессмысленно здесь обсуждать патологии.
Я попробовала погрузиться в архетипические источники, создающие коктейль, невероятный колейдоскоп эмоций, который совокупно являет для нас чудо любви. Сегодня, многие из наших современников вынуждены «учиться любви по телевизору». Но проблема в том, что лишь часть транслируемого можно отнести к истинным источникам любви (не персонной и не патологичной в других аспектах). Мало того, как в истории Ромео и Джульетты, мы, в основном, наблюдаем лишь грани любви.
Я призываю нас стремиться к созданию внутри себя полноценных всеобъемлющих картин любви. Все источники этого многогранного чувства архетипичны, а значит всегда есть внутри нас. Это означает, что в каждом из нас есть всё необходимое, чтобы познать любовь во всём её великолепии и целительной силе.
Я не знаю, спасёт ли красота мир. Но вот любовь на это способна. Она способна спасти ваш индивидуальный мир. Она способна стать тем смыслом жизни, который простирается за ваши собственные пределы, воплощаясь в детях и сотворениях вашей пары. И помните, что бесконечную силу её калейдоскопу даёт Самость – божественная искра в вашей душе. Самость есть тот секретный ингредиент, который объединяет весь коктейль, создаёт из него одно целое. То, что мы и зовём любовью.
За любовь!
Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог / супервизор
Анкета на сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/