Найти в Дзене
Компас экономики

Саммит ШОС в Тяньцзине: строить цветущую цивилизацию, отвергнув евроатлантические модели

Саммит Шанхайской организации сотрудничества, прошедший в китайском Тяньцзине, стал знаковым событием на геополитической карте 2025 года. В 25-ом заседании Совета глав стран ШОС приняли участие более 20 руководителей стран, внося свой вклад в формирование многополярного мира и продвижение моделей международного сотрудничества, альтернативных западным. В условиях глобальной турбулентности лидеры государств-членов продемонстрировали единство в стремлении создать более справедливую и сбалансированную систему глобального управления. На саммите лидеры «тройки» ШОС – России, Китая и Индии – выступили с рядом значимых инициатив, которые, несмотря на некоторые нюансы в подходах, в целом демонстрируют конвергенцию интересов как противовес диктату Запада. Президент России Владимир Путин сделал акцент на практической экономической интеграции и дедолларизации. Он предложил конкретные механизмы: выпуск совместных облигаций ШОС для финансирования инфраструктурных проектов, создание независимой от за

Саммит Шанхайской организации сотрудничества, прошедший в китайском Тяньцзине, стал знаковым событием на геополитической карте 2025 года. В 25-ом заседании Совета глав стран ШОС приняли участие более 20 руководителей стран, внося свой вклад в формирование многополярного мира и продвижение моделей международного сотрудничества, альтернативных западным.

В условиях глобальной турбулентности лидеры государств-членов продемонстрировали единство в стремлении создать более справедливую и сбалансированную систему глобального управления. На саммите лидеры «тройки» ШОС – России, Китая и Индии – выступили с рядом значимых инициатив, которые, несмотря на некоторые нюансы в подходах, в целом демонстрируют конвергенцию интересов как противовес диктату Запада.

Президент России Владимир Путин сделал акцент на практической экономической интеграции и дедолларизации. Он предложил конкретные механизмы: выпуск совместных облигаций ШОС для финансирования инфраструктурных проектов, создание независимой от западных систем платежно-расчетной и депозитарной инфраструктуры, а также формирование банка совместных инвестиционных проектов. Эти шаги направлены на построение финансового суверенитета организации и защиту экономик стран-участниц от санкционного давления. По его словам, организация помогает заложить предпосылки для формирования в Евразии новой системы стабильности безопасности, которая «пришла бы на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям».

Председатель КНР Си Цзиньпин в своей речи сделал упор на необходимость укрепления солидарности и сотрудничества, основанных на принципах «шанхайского духа» (взаимное доверие, взаимная выгода, равноправие, консультации, уважение к многообразию цивилизаций, стремление к совместному развитию). Он призвал к тому, чтобы «сообща двигаться к модернизации путем взаимной поддержки во имя общего будущего» и совместными усилиями «строить цветущую цивилизацию». Его инициативы нацелены на углубление сотрудничества в области безопасности, устойчивого развития и культурного обмена.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди, в свою очередь, подчеркнул важность борьбы с терроризмом, экстремизмом и киберугрозами. Он также выступил за усиление транспортной и цифровой связности между странами-членами, что перекликается с китайскими и российскими инициативами в области развития инфраструктуры.

Позиции лидеров по вопросу построения нового многополярного порядка, свободного от гегемонии США, в целом сходятся. Все три державы заинтересованы в демократизации международных отношений, где решения принимаются через многосторонние консультации, а не диктат одной страны или группы стран. Различия касаются не стратегической цели, а тактики и приоритетов: для России ключевым является срочное построение механизмов антисанкционного иммунитета, Китай делает ставку на долгосрочную экономическую интеграцию и мягкую силу, а Индия балансирует, стремясь получить максимум экономических выгод, минимизируя риски вовлечения в военно-политические альянсы.

Итоговые документы саммита закрепили эти устремления. Тяньцзиньская декларация является программным заявлением, в котором подтверждается приверженность целям и принципам Устава ООН, закрепляется общая позиция по ключевым международным вопросам, включая необходимость реформирования мировой финансовой архитектуры, осуждается политика односторонних санкций и силового давления, подчеркивается важность диалога и урегулирования конфликтов мирными средствами.

Еще более значимым документом стала Стратегия развития ШОС до 2035 года. Этот амбициозный план намечает путь трансформации организации из преимущественно регионального объединения по вопросам безопасности в комплексную структуру, которая будет углублять экономическое сотрудничество, включая синхронизацию национальных стратегий развития (например, инициатива «Один пояс – один путь» с евразийскими проектами), расширять взаимодействие в цифровой экономике, «зеленой» энергетике и инновациях, совершенствовать механизмы безопасности для противодействия новым вызовам и угрозам, укреплять гуманитарные связи.

Что касается инициатив России, то они нашли свое отражение в документах саммита. Участники поддержали необходимость совершенствования финансового сотрудничества и поручили соответствующим рабочим группам проработать конкретные механизмы, включая предложения о совместных облигациях и собственной платежной системе. Хотя мгновенного запуска этих механизмов не произошло, всё же им был дан «зеленый свет», и теперь предстоит техническая и политическая работа по их реализации.

Несмотря на обвинения, выдвигаемые в недружественных СМИ, ШОС не стремится напрямую противостоять Западу, а предлагает жизнеспособную альтернативу для десятков стран, которые больше не желают идти в фарватере политики США и их союзников. Организация демонстрирует, что сотрудничество может строиться на иных – не либерально-демократических – принципах, при этом оставаясь эффективным и привлекательным.

Читайте по теме: ШОС станет могильщиком НАТО?