Найти в Дзене
Зоя и Пушкин

Мастерская реставратора. Выставка в Руинах. Тайны реставрации новгородских фресок.

Этот уголок, был воссоздан на выставке «Восстает во славе» в музее архитектуры им. Щусева на Воздвиженке. Выставка посвящена восстановлению трех древних храмов Великого Новгорода и реставрации уникальных новгородских фресок. После Великой Отечественной войны фрагменты настенных росписей в разрушенных новгородских храмах извлекались из руин и укладывались на специальные планшеты. Каждый планшет подписывался. Сырые, покрытые пылью, грязью и строительной крошкой, эти кусочки фресок хранили в себе дыхание вечности. Икона - это как окно, из которого можно увидеть иной мир, мир Небесный. Поэтому, даже в маленьком фрагменте сохраняется вся полнота Божественного образа. Сначала ждали, когда фрагменты просохнут. Затем, с благоговением, приступали к консервации. Всю грязь осторожно счищали беличьей кисточкой, стараясь не повредить хрупкий красочный слой. С обратной стороны, со стороны штукатурки использовали щетинную кисточку, более жесткую. Окончательная очистка производилась реставрационно

Этот уголок, был воссоздан на выставке «Восстает во славе» в музее архитектуры им. Щусева на Воздвиженке. Выставка посвящена восстановлению трех древних храмов Великого Новгорода и реставрации уникальных новгородских фресок.

Мастерская реставратора
Мастерская реставратора

После Великой Отечественной войны фрагменты настенных росписей в разрушенных новгородских храмах извлекались из руин и укладывались на специальные планшеты. Каждый планшет подписывался.

Планшеты с фрагментами
Планшеты с фрагментами

Сырые, покрытые пылью, грязью и строительной крошкой, эти кусочки фресок хранили в себе дыхание вечности. Икона - это как окно, из которого можно увидеть иной мир, мир Небесный. Поэтому, даже в маленьком фрагменте сохраняется вся полнота Божественного образа.

-3

Сначала ждали, когда фрагменты просохнут. Затем, с благоговением, приступали к консервации.

Всю грязь осторожно счищали беличьей кисточкой, стараясь не повредить хрупкий красочный слой. С обратной стороны, со стороны штукатурки использовали щетинную кисточку, более жесткую.

Окончательная очистка производилась реставрационной губкой, смоченной в воде.

Кисточки, растворы.
Кисточки, растворы.

Всё здесь было самодельным, и столы, и табуретки, и даже абажуры для ламп. Чтобы заниматься такой кропотливой работой, в которой нельзя допустить повреждений, нужно хорошее освящение. Лампа двигалась над столом на крючке, по проволоке, подвешенной между стенами.

В интерьере старинного флигеля «Руины», где проходила выставка время словно растворялось и создавалось впечатление, что на самом деле ты находишься в старинном разрушенном храме Новгорода.

И хотя, это мастерская, второй половины XX века, почему-то казалось, что ты заглянул в средние века. Всё таинственно и загадочно.

-5

После полной очистки приступали к стыковке фрагментов. Стыковка фрагментов процесс сложный, но очень увлекательный. Чем-то похоже на то, как собираются пазлы. Только элементов здесь гораздо больше, и стыки имеют изломанные формы.

Помощники в этом кропотливом труде черно-белые фотографии и кальки с изображений, которые были сделаны до разрушения храмов. Совпадающие фрагменты фресок склеиваются специальным составом и затем композиции переносятся в храм на свое историческое место.

Всё простое, самодельное
Всё простое, самодельное

На выставке были представлены и незавершенные работы. Представляете, сколько нужно внимания к мельчайшим деталям и оттенкам. Представьте только, какая ювелирная точность требуется, когда краски поблекли от веков, а местами и вовсе стерты. Реставрация продолжается.

В процессе
В процессе

На третьем этаже выставки транслировались фильмы о работе реставраторов в Новгороде. Фильмы очень увлекательные, я прям надолго погрузилась в мир реставрации.

С интересом открыла для себя необычные методики снятия, переноса и реставрации фресок.

Вообще, на этих двух выставках, которые я посетила в тот день в музее архитектуры, вторая из них «Калязин.Фрески затопленного монастыря», много внимания было посвящено именно самому процессу реставрации.

-9

Мы с восхищением, посещаем древние храмы и выставки, любуемся восстановленным наследием, но редко задумываемся о тех, кто посвятил этому свою жизнь.

Эти люди совершили титанический труд, зачастую в тяжелейших условиях, не в теплых лабораториях рядом с домом, а в суровых экспедициях и на пронизывающем холоде. При этом они не ищут славы. И мало, кто, кроме узкого круга специалистов знает имена этих подвижников.

Как же правильно, что теперь, помимо самих экспонатов, на выставках показывают и рассказывают, как всё это восстанавливалось, и о тех, кто совершил это благое дело.

Не знаю, но меня, почему то всё время тянет в руины, разрушенные храмы, замки и дворцы.

Все фотографии авторские. Телеграм канале (самое новое и то чего нет в Дзен)

Благодарю всех, кто прочитал и поставил👍 Подписывайтесь, всегда рада. Зоя и Пушкин За поддержку автора донатом 🙏