Малые архитектурные формы (МАФ) всегда играли важную роль в формировании городского пространства, придавая ему характер и функциональность. В историческом Санкт-Петербурге к таким элементам относятся различные уличные детали — ограды, скамьи, фонари и специального назначения столбики, установленные у въездов во дворы и на углах зданий. Несмотря на кажущуюся простоту, многие из этих МАФ были созданы не только для украшения, но и для защиты городской инфраструктуры.
Одним из таких элементов являются гранитные и чугунные столбики, которые часто ошибочно интерпретируются как направляющие для карет. На самом деле их основная функция заключалась в защите архитектурных деталей — фасадов, углов зданий и пилястр — от механических повреждений, вызванных колесами экипажей. Благодаря своей прочности и форме эти столбики эффективно выполняли роль барьера, сохраняющего облик исторической застройки Санкт-Петербурга.
Предназначение наклонённых гранитных тумб
На улицах Петербурга XIX–начала XX вв. у арок дворов и углов домов устанавливали так называемые колёсоотбойные тумбы. Это цилиндрические столбики из гранита или чугуна диаметром 30–40 см и высотой 140–150 см, вкопанные на глубину около 30 см. Их единственная функция — «отбивать» колёса, чтобы колесо не врезалось в угол или торец арки и не повредило фасад.
Архивные указы (например, "Указ о тротуарах" Александра I от 1816 г.) предписывали устанавливать эти тумбы именно для защиты архитектуры и тротуаров от проезжающих экипажей.
(Полный текст указа издан в «Полном собрании законов Российской империи» (ПСЗ, т. V, 1830), где в разделе законов за 1816 г. приводится «Указ о тротуарах» о мощении гранитными плитами и устройства ограничительных столбиков. Сканы соответствующего тома хранятся в фондах РГИА (ЦГИА СПб) и доступны при запросе в читальном зале) .
Ни в документах, ни в воспоминаниях современников и краеведов нет упоминаний о том, чтобы форму тумб специально проектировали под наклоняющуюся грань для «скатывания» колеса и выравнивания траектории кареты, хотя такие мысли иногда возникают в поисках предположений фунционального их назначения.
Развенчание мифа
Увы, но нет доказательств того, что наклонная грань приводила колесо в нужное направление.
- Исторические источники называют столбики исключительно «колёсоотбойными» — защитными, а не направляющими.
- Форма цилиндра с закруглённым торцом лишь облегчала сам отбой колеса, но не корректировала траекторию экипажа.
Чугунные изготавливали на Путиловском, Александровском и заводах Берда, гранитные — каменотёсы, например, по заказам скульптора Самсона Суханова. Обычно по четыре столба стояли у каждой арки — снаружи и внутри двора.
На главных улицах, таких как Невский, почти не сохранилось таких тумб из-за частой смены покрытия, но они сохраняются на улицах Марата, Гороховой, Суворовском. Самые старые — у Петровских ворот Петропавловской крепости — гранитные с пирамидальными навершиями. Чугунные редки (требовали установки в основании на большую глубину): наиболее декоративные с львиными мордами у Строгановского дворца и на Невском, 19, вероятно, с завода Сан-Галли. Входы училищ и дворов иногда защищены пушечными стволами, которые служат подобной функцией.
Колёсоотбойники также ставили вдоль тротуаров, что было регламентировано указом 1816 года — столбики 3 фута высотой с шагом 2-3 сажени, из гранита или чугуна по единому образцу. К концу XIX века эти столбы стали мешать и постепенно исчезли.
Сегодня в условиях возрождения пешеходных зон колёсоотбойники возвращаются, сочетая защитную функцию с историческим обликом города, что позволяет сохранить и воссоздать архитектурный облик Петербурга.
Детская прогулка в историческом парке
В одном из тихих уголков Петродворца раскинулся исторический парк с арочными въездами в старинные пилоны. В ясный летний день 1 сентября группа школьников вместе с экскурсоводом Юлией подошла к массивным гранитным столбикам, торчащим у входа.
— Зачем эти «грибочки»? — поинтересовался Саша, наклоняясь, чтобы рассмотреть шероховатую поверхность.
— Это древние столбики, — начала Юлия, — они защищали стены от колёс карет.
— А может, они для того, чтобы боялись лошади и не ломали ворота? — задумчиво предложила Лиза.
— Или чтобы сам подшофе кучер не промахнулся и точно заехал в арку? — подхватил Вася.
В этот момент стопочка листьев внезапно свалилась рядом с тумбой, и ребята услышали лёгкий шорох — будто колесо чего-то коснулось.
— Видите, — улыбнулась Юлия, — когда колесо ударялось о столбик, его обод просто соскальзывал по скруглённой части, и экипаж не застревал. Но специально для направления их не делали — это была защитная мера.
Тогда дети придумали фантастическую легенду: по их версии, эти тумбы поставили не какие-то кузнецы-монтажники, а добрый волшебник-Архитектор, чтобы вечером «Великий каретник» мог подстроить траекторию проказливой кареты, если та перевозила важных гостей из сказочного мира. И якобы при свете фонарей колесо слегка касалось тумбы, и всё оставалось в нужных рамках дворцовых ворот.
Рассказ экскурсовода превратился в маленькую пьесу: они разыграли сценку, где кучер не может заехать в узкую арку, а «каретная фея» посылает тайный сигнал — и столбик волшебным образом подталкивает колёса. Экскурсовод объяснила, что грубая реальность безопаснее сказок: за каждым таким столбиком стояла забота о наследии Петербурга, а не магический замысел.
Технические особенности установки столбиков
О. Е. Смирнова в монографии «История петербургских мостовых XVIII–XIX веков» подробно описывает положения «указа о тротуарах» Александра I, подписанного в сентябре 1816 года. В соответствии с ним:
- ширина тротуаров предусматривалась в два аршина (≈4,3 м);
- высота гранитных или чугунных столбиков (колёсоотбойных тумб) — до 40 см;
- тумбы устанавливались под углом 45° вдоль краёв тротуара и у въездов в дворы для защиты от ударов колёс экипажей.
- гранитные тумбы диаметром 30-40 см и высотой 140-150 см вкапывались на 30 см.
Кроме того, М. И. Пыляев указывает, что «тротуары… начали настилать… и обставлять их тумбами… только в 1817 году», что полностью соответствует вступлению в действие данного указа.
Если из городской инфраструктуры перенестись в парковые ансамбли, то в исторических парках широко распространены именно чугунные столбики, предназначенные для защиты бровок газона от наезда обслуживающей техникой (трактора, мультикары и т.п.).
Чугунные столбики в основании имеют металлическую трубу, которая служит "фундаментом" для его пространственной неизменяемости и вкапывается в грунт на всю длину (от 0.9 до 1.5 метра) в предварительно пробуренную скважину.
Заключение
Наклонённые гранитные тумбы Петербурга действительно помогали колесам «отскакивать» от стен и фасадов, но ни в коем случае не были сложными направляющими устройствами для корректировки траектории карет. Их главная миссия — защита архитектуры и горожан от случайных повреждений. Именно эта простая и практичная функция сделала их неотъемлемой частью исторического облика Северной столицы.