Найти в Дзене

Одесса, часть 4. Корабли уходят на закат...

Воспоминания об одесском периоде детских и юношеских лет, и об Одессе 50-х 60-х годов Хочу сразу предупредить, что в этом тексте возможны ошибки или неточности в написании или использовании морских терминов, потому что тема флота мне известна на уровне дилетанта. Так что, как говорится, - прошу строго не судить... В воспоминаниях одесского периода моих детских и юношеских лет, необходимо обязательно затронуть тему и о прогулочных катерах. В те годы они активно курсировали вдоль побережья Одессы - связывая морской порт с крупными пляжами, на которых имелись специальные причалы. Насколько помнится, эти причалы назывались "порт-пункт"( во всяком случае, так было написано на всех причалах катеров), каждый из которых имел имя собственное. В 50-60-е годы, о которых я вспоминаю, этих порт-пунктов, между которыми ходили прогулочные катера, было пять, - Лузановка, Ланжерон, Аркадия, Большой Фонтан (16 станция) и Черноморка (Люстдорф). Разумеется, не считая основной базы прогулочных катеров

Воспоминания об одесском периоде детских и юношеских лет, и об Одессе 50-х 60-х годов

Хочу сразу предупредить, что в этом тексте возможны ошибки или неточности в написании или использовании морских терминов, потому что тема флота мне известна на уровне дилетанта. Так что, как говорится, - прошу строго не судить...

В воспоминаниях одесского периода моих детских и юношеских лет, необходимо обязательно затронуть тему и о прогулочных катерах. В те годы они активно курсировали вдоль побережья Одессы - связывая морской порт с крупными пляжами, на которых имелись специальные причалы. Насколько помнится, эти причалы назывались "порт-пункт"( во всяком случае, так было написано на всех причалах катеров), каждый из которых имел имя собственное. В 50-60-е годы, о которых я вспоминаю, этих порт-пунктов, между которыми ходили прогулочные катера, было пять, - Лузановка, Ланжерон, Аркадия, Большой Фонтан (16 станция) и Черноморка (Люстдорф). Разумеется, не считая основной базы прогулочных катеров - в морском порту Порт Одесса.

Прогулочные катера СССР  (50-е  60-е годы)
Прогулочные катера СССР (50-е 60-е годы)

У прогулочных катеров в те годы было всего два маршрута, - первый Порт Одесса-Лузановка и обратно без заходов, а второй Порт Одесса- Черноморка (Люстдорф) с заходами на Ланжерон, Аркадию и 16 Станцию Большого Фонтана. Ну, и обратно в Одессу так же с заходами во все вышеперечисленные порт-пункты. А кроме того, ближе к концу дня некоторые катера совершали и двухчасовые вечерние прогулки, выходя довольно далеко в море. Вот только не помню, а точнее не знаю - из каких порт-пунктов эти двухчасовые прогулки проводились. Но то, что из Порта Одесса и из Аркадии - это абсолютно точно, - так как мне самому довелось совершить такую "прогулку" в далеком августе 1969 года...

Прогулочные катера Одессы до сих пор вызывают у меня теплые и добрые ностальгические воспоминания того, одесского периода детства и юношества. И в детстве, и в юности мне пришлось много раз совершать "путешествия" вдоль одесского побережья. Мне такие поездки очень нравились, как впрочем и подавляющему большинству детей и взрослых. За все те годы только один раз (в конце 50-х годов) когда я учился еще в младших классах, одна из поездок на катере между Аркадией и Ланжероном в погоду, явно не подходящую для прогулок по морю, навсегда запечатлелась в памяти как неудачная.

Дело было во второй половине дня, небо затянуло облаками, но было тепло, - стояла середина лета. А вот море начало немного штормить... Но, видимо такое волнение еще вполне соответствовало принятым нормам для прогулок, и катер, отвалив от причала, направился по своему маршруту. Пассажиров, как всегда, на борту было много. В тот раз я был не с родителями, а с вполне взрослой девушкой, которая была близкой родственницей нашей бабушки. Звали ее Майя, она была студентка какого то института....

Майя приехала в Одессу из Курска на неделю, - в гости. Несколько раз она брала меня с собой, когда мы выходили гулять в город. В чем то, наверное, я тогда даже был для нее "гидом", знающим все примечательные места Одессы. Это были прекрасные и веселые прогулки, в процессе которых мне всегда перепадали мороженое, лимонад, вкусняшки, карусели, фуникулер, тир и прочие "блага" цивилизации тех лет, которые так любили дети. И вот, уже и не помню кто (а возможно, даже и я) предложил тогда совершить переход на катере из Аркадии до Ланжерона.

Мы сидели с Майей на лавочке - на открытой носовой палубе катера, в первом ряду. А я, само собой, расположился возле самого борта! Мы специально сели слева, и рядом с бортом, чтобы было удобно обозревать побережье во время поездки. А шторм усиливался прямо на глазах...

И вот во время начавшейся качки, в один из моментов, - а я ведь сидел впереди и с края! - нас не просто обрызгало, а просто таки окатило водой. Не целиком, правда, а от живота и до ног. Что, надо признать, очень даже не мало! В общем, я в одно мгновенье оказался в насквозь мокрых штанах, носках и обуви...

Это было так неожиданно, а главное так неприятно, что у меня тотчас пропал весь интерес к этой прогулке! Мы сразу же ушли с палубы, и по крутой лестнице спустились внутрь судна. А катер продолжал все сильнее "кланяться" носом в набегающие валы волн... И вот, сидя на диване в мокрых штанах и мокрой обуви, в полумраке внутреннего отсека, не видя ни моря, ни горизонта, меня начало подташнивать. И чем дальше - тем сильнее. И как я не старался держаться, так мне тогда и не удалось избежать вынужденного посещения корабельного гальюна, где меня просто таки "вывернуло наизнанку"...

Правда, после этого мне немного полегчало. Но для меня тогда эта поездка по морю стала реальной пыткой и мукой! И главное, сделать то уже было ничего нельзя, - надо было в любом случае терпеть и ждать окончания "прогулки"... Мне, конечно, было очень стыдно за свою слабость перед Майей, но что поделать - так уж получилось...

Затем мы с ней поднялись на свежий воздух, но только теперь расположились на задней палубе рядом с надстройкой. Там и ощущение качки было послабее, да и глядя на море и берег, я наконец то "обрел свой горизонт", - тошнота прошла, да и обсох я немного. В общем, после того, как наш катер (не без труда) причалил на Ланжероне, и почуяв под ногами твердую почву, я, хоть и не быстро, но пришел в норму. Но ту поездку я никогда не забуду. Запомнил я навсегда и название этого катера, - "Сегед". Этот "Сегед" ходил вдоль побережья еще не один год, и мне довелось, несмотря на плохие воспоминания, даже совершить на нем еще одну поездку в последующие годы. Правда, вполне комфортную на этот раз...

Прогулочные катера в те годы, которые я сейчас вспоминаю, тогда были двух типов. Я хочу еще раз напомнить, что во флоте и кораблях я разбирался как и всякий обычный подросток, не сильно увлеченный романтикой морских путешествий. То есть - разбирался от слова "совсем никак"...

Но с детства, визуально, я четко разделял суда и катера по внешнему виду. Катеров такого типа как "Сегед" было меньше, и они имели открытую и переднюю палубу, и заднюю. Единственно только, что задняя палуба была прикрыта сверху от солнца или осадков, тентом. А вот передняя палуба была полностью открытая, - и ветру, и солнцу, а при качке - и брызгам. Что я и прочувствовал на себе в той злополучной поездке с Майей. Тогда в Одессе, кроме "Сегеда", было еще несколько катеров такого типа. Запомнились названия некоторых - "Жемчужина" и "Опал"...

Прогулочный катер Сегед  (Одесса, 60-е годы)
Прогулочный катер Сегед (Одесса, 60-е годы)

А были и другие катера, и как мне тогда показалось (на мой взгляд!) - более современные и гораздо вместительнее и комфортнее. Главным внешним отличием их было наличие в передней части закрытого пассажирского салона - защищавшего пассажиров от ветра, солнца и брызг. Салон с двумя рядами мягких диванов и проходом между ними, чем то напоминал пассажирский салон троллейбуса.

Задняя палуба для пассажиров, как и на катерах типа "Сегед", была тоже открытая. Но сверху эта палуба была прикрыта стационарной крышей. Да и сидячих мест на этой задней палубе было больше. Таких прогулочных катеров, ходивших тогда вдоль одесского побережья, было большинство. Запомнились и названия некоторых из них - "Озерейка", "Крыжановка", "Фонтанка", "Бугаз", "Черноморка", "Григорьевка"...

Прогулочный катер Озерейка (Одесса, 60-е годы)
Прогулочный катер Озерейка (Одесса, 60-е годы)

Но "вишенкой на торте" в теме об одесских прогулочных катерах, конечно же являются два небольших теплохода, - "Прут" и "Капелла". Они выполняли те же функции, что и катера, - совершая точно такие же рейсы вдоль одесского побережья. И иногда они выполняли и двухчасовые прогулки, выходя далеко в море. Эти оба теплохода были крупнее прогулочных катеров, и ничего общего во внешнем облике с катерами не имели.

В детстве лично мне, если намечалась поездка на катере, всегда хотелось, чтобы это оказался какой ни будь из этих двух теплоходов. Какой ни есть, но все таки не катер, а корабль! Конечно, это было моё чисто детское желание, - вместо катера прокатиться на большом теплоходе... Поэтому, по моей просьбе - разумеется, если была такая возможность, и никуда старшие, с кем я тогда собирался совершить прогулку по морю, не торопились - мы дожидались прихода вместо катера какого то из этих теплоходов.

Прогулочный теплоход "Прут".   (Одесса, 60-е годы)
Прогулочный теплоход "Прут". (Одесса, 60-е годы)

Один раз, кажется в 1963 году, моя тетя, с которой я в тот день был на пляже Аркадия, разрешила мне самостоятельно совершить путешествие на "Пруте" из Аркадии, с заходом на Большой Фонтан, до Черноморки, а потом на этом же теплоходе вернуться обратно в Аркадию. Что, гордый оказанным мне моей тетей доверием, я и совершил!

Причем, на последнем участке пути, - от Б.Фонтана до Аркадии, я прошел по передней палубе в самый что ни наесть перед, - за якорную лебедку, и до самой Аркадии не покидал этого места! Я "летел" над водой как герои известного американского фильма "Титаник" - аж дух захватывало от встречного ветра и несущейся подо мной, покрытой мелкими волнами с "барашками", сине-зеленой поверхности моря! А где то там, внизу, подо мной, шумел и пенился бурун от рассекаемой носом корабля воды...

Но особой любовью я в те годы воспылал к теплоходу "Капелла". Мало того, что "Капелла" по своим размерам была крупнее всех одесских прогулочных катеров и "Прута", но еще и звук работающей машины этого теплохода был какой то особенный, - он как то мягко, но довольно "звучно" урчал. По одному только этому звуку, даже с закрытыми глазами, приближение "Капеллы" не возможно было спутать ни с каким другим прогулочным катером.

Прогулочный теплоход "Капелла".   (Одесса, 60-е годы)
Прогулочный теплоход "Капелла". (Одесса, 60-е годы)

Даже еще тогда, в нашей детской среде, ходили смутные слухи, что эти теплоходы, - "Прут" и "Капелла", были какими то бывшими иностранными судами, доставшиеся нашей стране после войны. Уже в 2000-х годах, просматривая в интернете материалы об Одессе советских времен, из любопытства, я нашел и прочел историю этих двух прогулочных теплоходов. Да, те детские слухи, оказывается, не были лишены оснований. Эти суда (таки да!) - были получены СССР по репарациям после Великой Отечественной войны.

Теплоход "Прут" был построен на верфях Великобритании в 1935 году, но в СССР он был передан из Румынии, - во второй половине 40-х годов. Так же, примерно в те же годы, был передан по репарациям из Германии и теплоход "Капелла", созданный на верфях в Киле (Германия) в 1922 году. До того, как они попали в СССР, эти суда носили другие названия.

Но хочу обязательно еще и "похвастаться" тем, что на "Капелле" я не только в разные годы несколько раз прокатился вдоль побережья, но и один раз, уже будучи курсантом последнего курса авиационного училища, летом 1969 года, во время вечерней двухчасовой прогулки в море, побывал на капитанском мостике и реально держал в руках штурвал - ведя "Капеллу" заданным курсом и выполняя развороты по командам капитана!

Какие же "черти меня занесли" тогда на капитанский мостик? Да все очень просто - в тот августовский вечер я со своим двоюродным братом и его товарищем из соседнего дома - Анатолием, по какому то делу поехали в порт. Впрочем, у меня то никаких дел в порту, естественно, не было. Они меня взяли с собой просто за компанию. Анатолий, или как его еще с детства все звали Толяник, и мой двоюродный брат, были старше меня на 7 лет.

Сам Толяник уже был состоявшимся моряком, - он в свое время закончил Одесское мореходное училище, и не первый год ходил помощником капитана сейнера. Основным местом лова, по словам самого Толяника, был район Крыма. Свой рыболовный флот Толяник почему то презрительно называл "тюлькин флот". Толяник, когда мы поехали в порт, тогда только недавно вернулся из длительного плавания...

В тот день Толяник с братом и ехали в порт для встречи со своим общий другом, который утром уходил в рейс. Этот их товарищ был однокашником Толяника по мореходке, и ходил по Крымско-Кавказской линии на вполне солидном судне, - пароходе "Адмирал Нахимов". Я думаю, что представлять это судно не надо, - с 31августа 1986 года, после ужасной катастрофы в Цемесской бухте под Новороссийском, об "Адмирале Нахимове" узнал весь мир. Тогда, после столкновения с балкером "Петр Васёв", пароход "Адмирал Нахимов" разломился на две части, и в течении нескольких минут затонул... А в тот августовский вечер 1969 года "Адмирал Нахимов" стоял в порту Одессы, и готовился к очередному круизному рейсу по Крымско-Кавказской линии. Пассажиров на борту еще не было, лайнер должен был выходить в круиз утром...

Пароход "Адмирал Нахимов"
Пароход "Адмирал Нахимов"

Вахтенный у трапа был предупрежден, и нас сразу пропустили на борт корабля. Приятель, к которому пришел Толяник, судя по всему, был в экипаже парохода наделенным довольно высокими полномочиями. Это было заметно сразу... Он радушно встретил нас на судне, возле входа в ресторан. Шикарный ресторан, конечно еще был пуст, и только готовился к утреннему приему гостей, а вот бар работал. В баре друзья и отметили свою встречу парой бутылок марочного массандровского портвейна. Мне тоже тогда был предложен бокал портвейна, от которого я посчитал неприличным отказаться...

В баре на борту "Адмирала Нахимова"
В баре на борту "Адмирала Нахимова"
Ресторан  парохода "Адмирал Нахимов"
Ресторан парохода "Адмирал Нахимов"

Мы находились тогда на борту "Адмирала Нахимова" недолго, но мне вполне хватило времени оценить шик и комфорт внутренней отделки и убранства теплохода. О-о-о, для того времени это был реально высококлассный лайнер! Во всяком случае, на меня посещение "Адмирала Нахимова" произвело неизгладимое впечатление... Да и внешне этот корабль был очень красив! Я еще с детства безошибочно его узнавал, - увидев "Нахимова" идущего вдоль одесских берегов, или на стоянке в порту. Из всех остальных пассажирских судов Черноморского пароходства, только на "Адмирале Нахимове" было две трубы...

А когда мы уже покинули борт "Нахимова", и шли по причалу мимо пришвартованных прогулочных катеров, Толяника с мостика прогулочного теплохода "Капелла", окликнул его знакомый, - как раз капитан этой "Капеллы". Вот уж правду гласит пословица - "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"! "Капелла" уже собиралась отчаливать на прогулку. Капитан тогда с мостика кричал хриплым голосом, чисто в одесском стиле:

- Ну и шо ты, Толяник, проходишь мимо?! Совсем забыл старых друзей?! Прошу к нам на борт, рад буду пожать тебе руку!

- Так нас же тут трое!

- Ну, так и заходите все трое, шо мне жалко?! Мы сейчас подойдем до Аркадии, а от туда выйдем в море на пару часов! А после прогулки придем сюда же, в порт!

В общем, решение нами тогда было принято незамедлительно, - зачем же терять подвернувшуюся возможность приятно провести вечер на морской прогулке в кругу друзей? Нам тотчас скинули сходни, и мы перешли на борт "Капеллы", следующей на двухчасовую прогулку. Правда, с заходом в Аркадию, где должна была присоединиться к прогулке еще одна группа отдыхающих. Так я тогда и оказался на "Капелле", - в компании двоюродного брата и его друга Толяника.

Само собой, что именно старая дружба и совместная учеба в мореходке капитана "Капеллы" и Толяника, и позволила мне тогда нежданно-негаданно, после выхода из Аркадии в море, оказаться за штурвалом "Капеллы"... Кстати, в Аркадии к нашей компании неожиданно присоединился и наш сосед по дому, Саша В. - мой товарищ, с которым мы в те годы и "покоряли" морские глубины с маской, трубкой и ластами.

Ну что мне сказать за ту прогулку? Тихий летний вечер, спокойное море, звездное небо, нарядные отдыхающие - в большинстве своем молодые женщины и девушки, танцплощадка, прекрасная музыка, добрые старые друзья, а так же (!) работающие на борту буфет и бар - создавали непередаваемую атмосферу отдыха, умиротворения и релакса на борту "Капеллы". А на горизонте тысячами огней светилась любимая Одесса... Да разве же можно когда ни будь забыть такую замечательную прогулку на "Капелле"?!! Как же прекрасен был мир! Особенно, если тебе всего двадцать лет, рядом друзья, а вся жизнь еще впереди...

А вот по настоящему мне довелось совершить поездку на теплоходе по морю всего лишь только один раз в жизни. Это произошло летом, в далеком 1958 году, когда я только закончил второй класс. Тогда мы с мамой, бабушкой и старшим братом совершили путешествие из Баку, где наша семья тогда жила, через Тбилиси до Батуми на поезде. А далее, из Батуми до Одессы - по морю, на флагмане Черноморского пассажирского флота, дизель-электроходе "Россия". Весь путь, от Батуми до Одессы мы прошли с заходами и стоянками в портах Сухуми, Сочи, Новороссийска и Ялты.

У нас была просторная четырехместная каюта, спальные места были двух ярусные, каждое из которых закрывалось индивидуальной шторкой, и имело индивидуальное освещение. Наверное, нет нужды говорить, что места на верхнем ярусе тут же "захватили" мы с братом. На что, разумеется, ни мама, ни тем более бабушка, возражений не имели...

Каюта на дизель-электроходе "Россия".     СССР, 50-е годы
Каюта на дизель-электроходе "Россия". СССР, 50-е годы

А так как наша каюта располагалась по правому борту и имела два иллюминатора, можно было, даже находясь в каюте, обозревать проплывающее вдали побережье приморских курортов Кавказа и Крыма... Хотя большую часть времени мы, конечно, проводили на прогулочных палубах, в бассейне, а вечером и в кино. Память и восторг от той поездки остались в душе навсегда! И эту поездку на "России" из Батуми в Одессу, мы с братом, как и Петя, герой книги "Белеет парус одинокий", тогда восприняли не иначе, как путешествие через Атлантический океан...

Дизель-электроход "Россия"
Дизель-электроход "Россия"

В завершение темы об одесских прогулочных катерах и о морском флоте, считаю нужным еще сказать, что и "Адмирал Нахимов", и "Россия" были построены в Германии, и попали в СССР после войны во второй половине 40-х годов, по репарациям. До передачи их в СССР, "Адмирал Нахимов" в Германии носил название "Berlin ", а "Россия" называлась "Patria"...

После окончания авиационного училища и начала трудовой деятельности, так уж сложилось, что в Одессу, после лета 1969 года, я смог приехать только весной 1977 года. Тогда я уже жил в Воронеже и летал бортмехаником на самолете Ан-24. Вместо тех, знакомых мне катеров, о которых я уже рассказывал, морские прогулки вдоль побережья Одессы совершали совсем другие, новые и современные прогулочные теплоходы. На одном из них, с названием "Капитан Дудэ", со своей четырехлетней дочкой я и совершил поездку по морю из порта Одесса в Лузановку и обратно.

Совершенно случайно, при выходе из порта, я увидел своего "старого знакомого", бывший прогулочный катер "Бугаз"! Его корпус был перекрашен в черный цвет, вдоль бортов, на носу и на корме висело множество резиновых автомобильных покрышек - для смягчения ударов при швартовках. Похоже, "Бугаз" использовался как вспомогательное судно для доставки личного состава с берега на стоящие на рейде корабли, и обратно - с кораблей на берег... А вот своих любимых прогулочных теплоходов "Прут" и "Капелла" я нигде не увидел. И только много позднее я узнал, что они оба были выведены из состава флота в самом начале 70-х годов, и утилизированы...

Одесские прогулочные катера у причала порт-пункта      1960-е годы
Одесские прогулочные катера у причала порт-пункта 1960-е годы