Найти в Дзене
CINEMA

История первого советского телесериала. Почему он был в тысячу раз короче американского?

В 1970 году после обсуждений и споров руководство «Гостелерадио» приняло решение создать первый советский телевизионный сериал по образцу американских проектов.

Этому способствовало потепление отношений между СССР и США в конце 60-х годов. Поговаривали, что такое распоряжение дал чуть ли не сам Брежнев, который интересовался западным кино и знал, что в Америке уже многие годы телесериалы занимают значительную часть телевизионного трафика.

"День за днём" (1971).
"День за днём" (1971).

Если заглянуть в историю первых телесериалов, то с конца 50-х годов длительные сериалы в США были одним из самых популярных телевизионных форматов. Самый продолжительный из них — «Путеводный свет» (Guiding Light) — шёл с 1957 по 2009 год и насчитывал 18 262 серии!

Актёры последнего сезона американского телесериала "Путеводный свет" на фоне всех сценариев своего сериала.
Актёры последнего сезона американского телесериала "Путеводный свет" на фоне всех сценариев своего сериала.

Для сравнения: известный у нас сериал «Санта-Барбара» содержит только 2 137 серий и не входит даже в первую десятку по продолжительности (18 место).

-3

И вот в конце 60-х в «Гостелерадио» СССР появились чиновники, которые захотели создать нечто подобное и на советском телевидении. Конечно, не такой длительности, но продолжительнее всего того, что выпускалось у нас до этого. Хотя в то время на телеэкранах уже шла эстрадно-развлекательная юмористическая телепередача «Кабачок 13 стульев», которая фильмом не считалась и шла в формате юмористического тележурнала.

Актёры Театра сатиры на съёмках "Кабачка 13 стульев".
Актёры Театра сатиры на съёмках "Кабачка 13 стульев".

Противники этой идеи указывали, что на Западе длительные сериалы служили площадкой для рекламы товаров. И именно рекламодатели не только оплачивали создание таких сериалов, но и выкупали для них эфирное время. А в Советском Союзе в такой рекламе нужды не было.

Также специалисты указывали на низкое художественное качество этих сериалов, так как съёмки велись быстро, часто в прямом эфире, в театральном стиле и с техническими огрехами. Кстати, именно поэтому в такие сериалы вначале приглашали сугубо театральных актёров, способных играть сразу с «первого дубля» и без права на второй. Киноактёры обычно на подобную игру не были способны.

"День за днём" (1971).
"День за днём" (1971).

До середины 60-х многие сериалы действительно транслировались в прямом эфире, так как запись больших объёмов на традиционную киноплёнку была слишком дорогостоящей для подобных телепродуктов, которые обычно смотрели один раз и позже уже никогда не повторяли.

На съёмках «прямоэфирных» сериалов актёры играли сразу, как в театре, а передохнуть или что-то быстро отрепетировать они могли лишь во время коротких рекламных пауз.

Но в конце 60-х годов во всём мире и на советском телевидении появились вполне достойные студийные видеомагнитофоны, поэтому в прямом эфире у нас уже мало что показывали. С середины 70-х даже «прямые эфиры» со спортивных соревнований и других важных мероприятий демонстрировались с задержкой на 1-2 минуты, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств остановить телетрансляцию и не показать что-то лишнее. Поэтому сторонники советских телесериалов не видели проблем с точки зрения технической реализации подобных проектов.

"День за днём" (1971).
"День за днём" (1971).

В итоге после обсуждения всех плюсов и минусов было принято решение снять первый советский телесериал о жизни обычных москвичей.

Им стал многосерийный телевизионный фильм «День за днём», сюжет которого рассказывал о жизни соседей в старой коммунальной квартире. О том, что люди давно сдружились, но узнают, что их дом подлежит сносу и всех должны расселить по отдельным квартирам.

"День за днём" (1971).
"День за днём" (1971).

Тема была актуальной, так как в Москве шла масштабная программа расселения коммуналок. Когда каждая семья получала свою отдельную квартиру. Сегодня в это трудно поверить, но в те годы не все жильцы были довольны расселением. В какой-то мере об этом повествовал и первый сериал.

"День за днём" (1971).
"День за днём" (1971).

Сценарий написал драматург Михаил Анчаров. В съёмках участвовало около сотни актёров. Постановщиком сериала стал 32-летний театральный актёр Всеволод Шиловский, который до этих съёмок не имел режиссёрского опыта. А вдохновителем и художественным руководителем проекта был народный артист СССР Виктор Яковлевич Станицын. Он изучил опыт американских кинопроизводителей и пошёл по тому же пути. Во-первых, он приглашал на роли исключительно театральных актёров, умеющих выложиться с «единственного дубля», чтобы минимизировать съёмочное время и затраты. Во-вторых, место съёмок было максимально локализировано в одном месте (павильоне телецентра), что было удобно для театральных актёров.

В первые месяцы съёмок обычно работа складывалась по следящему графику. Актёры после театра приезжали на телестудию в Останкино, где уже были подготовленные павильоны с нужной декорацией. Грим почти не требовался, так как сюжет был на современную тему, и часто актёры снимались прямо в своей одежде. Если по сценарию не требовалось что-то особенное.

Снимали всё короткими эпизодам. Сначала очередной эпизод несколько минут репетировали, а потом его играли на камеру. Обычно записывали с первого дубля. И так за один съёмочный день могли снять по 10-15 эпизодов, то есть, по сути, всю 40-минутную серию.

"День за днём" (1971).
"День за днём" (1971).

Для театральных актёров это была почти идеальная подработка, так как не требовалось никуда выезжать из города, и можно было сниматься после рабочего дня в театре или после вечернего спектакля, в зависимости от установленного заранее графика.

Поэтому в этом первом сериале дали согласие сниматься знаменитые актёры, которым были разосланы приглашения: Нина Сазонова, Алексей Грибов, Нина Попова, Вячеслав Невинный, Валентин Никулин, Ангелина Степанова, Евгения Ханаева, Марк Прудкин и многие другие.

Первоначально планировалось снять 9 серий. Но после выхода на телеэкраны первых пяти редакция получила огромное количество восторженных писем, и было принято решение продлить проект почти вдвое. Поэтому съёмки новых финальных серий шли параллельно с трансляцией первых. А всего было снято семнадцать 40-минутных серий. По слухам, сериал с большим удовольствием смотрел и сам Леонид Ильич Брежнев.

-10

Успех этого телесериала стал толчком для появления других похожих телепроектов и уже через год вышел 7-серийный телевизионный фильм «Тени исчезают в полдень». Чуть позже появились несколько подобных телепроектов, а в 1976 году — 19‑серийный «Вечный зов», который стал самым продолжительным советским фильмом.

Если вам интересно узнать о быте москвичей конца 60-х годов, то посмотрите сериал «День за днём» . Он окунёт вас в ту советскую эпоху.

Михаил Лешков.

_____________

Если статья была интересной кликните 👍