Авторы: Босова Л.Л. Учебник: Информатика: 10-й класс Страницы: стр. 5-16
1.1 Информация, её свойства и виды
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение,
изложение) — одно из фундаментальных понятий современной
науки, не объясняемых через другие понятия.
Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Примеры информации:
- Получив сообщение о погоде («Завтра ожидается дождь»), человек решает взять зонт.
- Прочитав инструкцию по сборке мебели, человек собирает шкаф.
Основные свойства информации:
- Объективность: информация не зависит от свойств источника информации. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Например, показания термометра являются объективной информацией.
- Достоверность: информация отражает реальное положение дел.
- Полнота: информация достаточна для понимания ситуации и принятия решения. Полная инструкция гарантирует успешную сборку устройства.
- Актуальность: информация важна и существенна в данный момент времени. Прогноз погоды актуален перед выходом на улицу.
- Понятность: информация выражена на языке, доступном для получателя. Учебник по математике должен быть понятен ученикам.
- Релевантность: информация соответствует нуждам потребителя.
Философские концепции информации
Существует несколько подходов к определению природы информации:
Атрибутивная концепция: Информация возникает одновременно с миром и является частью любых изменений.
Функциональная концепция: Информация относится исключительно к живым организмам и их самоорганизации.
Антропоцентристская концепция: Только человек способен воспринимать и создавать информацию.
1.2. Информационная культура и информационная грамотность
Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном
обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать
Под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для:
• правильной идентификации информации, необходимой для
выполнения определённого задания или решения проблемы;
• выработки стратегии эффективного поиска информации;
• организации и реорганизации информации;
• интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета);
• оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности,
полезности полученной информацией;
• соблюдения этических норм и правил пользования полученной
информацией;
• передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам;
• последующего применения информации для осуществления определённых
действий достижения определённых результатов.
1.3. Этапы работы с информацией
Работа с информацией делится на четыре этапа:
- Формирование цели и выявление потребностей. Человек сначала ставит себе задачу, зачем ему нужна информация.
- Сбор информации. Включает поиск источников и отбор нужной информации.
- Осмысление информации. Происходит анализ и оценка собранных данных.
- Рефлексия. Итоговая оценка выполненной работы и возможные пути улучшения процесса.
Эти этапы помогают эффективно взаимодействовать с потоками информации, превращая полученные данные в полезные знания и практические навыки.
Понимание сущности информации и умения грамотно работать с ней становятся ключевыми компетенциями современного человека. Грамотная обработка и использование информации способствуют развитию информационной культуры и повышению качества жизни в условиях быстрого роста информационных потоков.
Часто используется «ромашка Блума» — графическое изображение системы рассмотренных вопросов, названное так в честь американского педагога и психолога Бенджамина Блума.
Выделяют шесть групп вопросов, постановка которых позволяет эффективно извлекать необходимую информацию.
1. Простые вопросы, отвечая на которые можно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. (Когда произошло …? Что произошло …? Кто совершил …?)
2. Уточняющие вопросы, служащие для установления обратной связи
с источником информации. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. (Верно ли я понял, что …?)
3. Интерпретационные, или выясняющие причины, вопросы, начинающиеся, как правило, со слова «почему».
4. Творческие вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. (Что будет, если …? Можно ли сделать так, чтобы …?)
5. Оценочные вопросы, помогающие определить значимость информации, дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. (Что привлекательного в …? Почему есть сомнения в …?);
6. Практические вопросы, устанавливающие взаимосвязь между теорией и практикой, возможность практического использования информации. (Где может пригодиться …? Как использовать …?)
1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.
При чтении текстов их можно размечать знаками, например
такими:
+ — знакомая информация;
! — новая информация;
? — информация, вызывающая сомнение и вопросы
Как правило, тексты избыточны — в них используется гораздо
больше слов, чем требуется для передачи информации. С одной
стороны, «лишние» слова нужны, т. к. позволяют лучше понять
смысл текста. С другой стороны, поняв текст, можно выполнить
его смысловое свёртывание, избавившись от лишних слов.
Вот некоторые формы представления свёрнутой информации:
- аннотация — краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.;
- конспект — краткое изложение или краткая запись содержания услышанного или прочитанного, обычно своими словами;
- резюме — краткий вывод из сказанного, написанного;
- реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата;
- тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.
Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них.
Кластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу.
При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.
Ещё одна графическая форма свёртывания информации —
денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил.
1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое
понятие в верхний прямоугольник.
2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие с его существенными признаками и отражающие движение от понятия к этим признакам. Это могут быть:
- глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.);
- глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществлять, выполнять и т. д.);
- глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и т. д.);
- самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.
Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.
4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи.
5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий.
На рисунке изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система».
Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.
1 В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок.
2 От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой).
3 Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.
4 От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
5 Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку.
6 Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины.
7 Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой.
На рисунке представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».
Пройти тест 1 https://forms.yandex.ru/cloud/68b6183b068ff02c9e9c1fea