Найти в Дзене
АиФ–Пермь

Она отдала рацию. Признания участников спасения Наговициной шокировали всех

Оглавление
   Наталья Наговицина признана пропавшей без вести в горах Тянь-Шаня
Наталья Наговицина признана пропавшей без вести в горах Тянь-Шаня

Альпинистку Наталью Наговицину, которая сломала ногу при восхождении на пик Победы в Кыргызстане, официально признали пропавшей без вести — специалисты считают, что ни один человек не может так долго выжить на такой высоте. Тем не менее есть люди, которые не верят в её смерть и даже готовы оплатить возобновление спасательной операции, но утверждают, что им просто не дают это сделать. О том, что произошло в горах Тянь-Шаня и что происходит на земле сейчас, — в материале сайта perm.aif.ru.

Увидев их, обрадовалась

Подробности произошедшего с группой Натальи Наговициной уже хорошо известны. К пику Победы шли четверо: сама Наталья, её напарник Роман Мокринский и два иностранца — итальянец Лука Синигальи и немец Гюнтер Зигмунд. Последний впоследствии рассказал «Известиям», что четвёрка разделилась: он и Лука ушли вперёд, достигли вершины и стали спускаться, а Наталья с Романом поднимались медленнее. Немец и итальянец разбили лагерь и стали ждать ушедших к пику.

День спустя они столкнулись с Романом — как подчёркнул Гюнтер в интервью, по чистой случайности: могли и разминуться. Оказалось, что Наталья сломала лодыжку во время спуска. Альпинисты собрали всё самое необходимое и вдвоём (Роман остался ждать их лагере) отправились на помощь. Пострадавшую они застали «в более-менее нормальном состоянии»: увидев их, женщина обрадовалась и не сдержала слёз. Погода ухудшалась. С альпинистами связались по рации из лагеря и велели спускаться. Наталью пришлось оставить наверху.

Много позже участник первой спасательной группы Святослав Корнев рассказал aif.ru, что именно тогда альпинисты могли пойти на шаг, который мог оказался спасительным для Натальи. Если бы Лука и Гюнтер смогли помочь ей спуститься под скалу Обелиск, там было бы более безопасное и удобное для эвакуации место. Риск нешуточный: более километра вниз, камни, крутой спуск — но при грамотной страховке теоретически это возможно.

   Навес у Натальи порвался от ветра. Фото: Соцсети/ кадры видео
Навес у Натальи порвался от ветра. Фото: Соцсети/ кадры видео

Так или иначе, оставив пострадавшей запас еды и газа для обогрева, Лука и Гюнтер вернулись к Роману. Пещеру, в которой они укрылись, постоянно заваливало снегом, и опытный немец понял, что оставаться там нельзя. Его напарник-итальянец стал проявлять признаки паники: он серьёзно обморозил руку и боялся ампутации. Состояние Луки ухудшалось, и вскоре он умер на руках Гюнтера.

Спасатели сами едва не погибли

Тем временем на помощь терпящим бедствие собралась спасательная группа. В неё вошёл и Святослав Корнев, сам спустившийся с пика Победы буквально несколько дней назад и вызвавшийся добровольцем. Шестерых альпинистов на вертолёте должны были забросить на гору — но операция пошла не по плану: посадка оказалась очень жёсткой, пилоты и двое альпинистов (включая Святослава) получили травмы.

Как рассказал руководитель спасательной группы Александр Семёнов, пострадавших пришлось эвакуировать вторым вертолётом, а четверо оставшихся на ногах альпинистов (по его словам, последствия удара они ощутили позже, лишь по возвращении на базу) отправились наверх. Они встретили Романа и Гюнтера и сопроводили их в лагерь. Наталья осталась в одиночестве почти на самой вершине.

Вторая попытка добраться до неё тоже не увенчалась успехом: на высоте в 6100 километров спасателям пришлось прекратить восхождение из-за серьёзно ухудшившейся погоды. В это же время согласовали возможность вылета вертолёта МЧС Кыргызстана с итальянскими пилотами. Операция планировалась крайне рискованная: заброска на высоту 6900 метров, поисковая операция на высоте, эвакуация — то есть пилотам предстояло несколько раз посадить машину на горный гребень в плохо предсказуемых погодных условиях. Спасатели сами могли больше не вернуться с Тянь-Шаня.

   Этот снимок опубликовал глава первой спасательной группы. Фото: Социальные сети Александра Семёнова
Этот снимок опубликовал глава первой спасательной группы. Фото: Социальные сети Александра Семёнова

Несмотря на спрогнозированное «окно» для полёта, погода испортилась. Спасательную операцию свернули. Тело Луки Синигальи осталось в горах. Наталью Наговицину сочли пропавшей без вести.

«Кто нам мешает?»

Но не все готовы отказаться от попыток спасти альпинистку. Блогер Виктория Боня, сама несколько месяцев назад покорившая Эверест, заявила, что готова оплатить и организовать новую поисковую операцию. Более того, она уже договорилась об участии в ней с пилотом-спасателем из Италии, который достаточно квалифицирован для работы на такой высоте. Есть и подходящая техника: о существовании в Кыргызстане способного подняться на пик Победы еврокоптера упоминал в интервью и Святослав Корнев.

Мотивация Виктории Бони, по её словам, проста: она считает, что сын Натальи Наговициной вправе точно знать, что случилось с его матерью. Блогер подчёркивает, что видела, как женщины-альпинистки ведут себя в горах, и верит, что шанс, что Наталья до сих пор жива, не равен нулю. Съёмка с помощью дрона с тепловизором, не выявившая в палатке на пике Победы признаков жизни, не убедила Викторию: качество изображения не позволяет однозначно трактовать его как доказательство гибели альпинистки.

   Кадр БПЛА — дрон не засёк движения в палатке Натальи. Фото: Telegram/ Кадр из видео / mash
Кадр БПЛА — дрон не засёк движения в палатке Натальи. Фото: Telegram/ Кадр из видео / mash

Несмотря на то, что блогер уже выделила необходимые для оплаты спасательной операции средства, их не принимают и не дают разрешение.

«Кто нам мешает? — с отчаянием обратилась к официальным органам Виктория Боня в своём телеграм-канале. — Почему нам не дают возможности? Мы за свои деньги готовы оплатить вертолёт, готовы сами это организовать».

Согласно официальной позиции специалистов и МЧС Кыргызстана, сезон восхождений на пик Победы закрыт, и возобновить действия по поиску и эвакуации тел Натальи Наговициной и Луки Синигальи возможно только в следующем. Известно, что в память о погибшей альпинистке в базовом лагере установят мемориальную табличку — похожую на ту, которую сама она установила на соседней с пиком Победы вершине Хан-Тенгри, где в 2022 году погиб её муж Сергей Наговицин.

История Натальи Наговициной и попыток её спасения вызвала широкий общественный резонанс. Скажется ли он на правилах восхождения или создании более безопасных условий в горах?

«Ужесточить законодательство, теоретически, могут, — допустил в разговоре с perm.aif.ru первый вице-президент Федерации скалолазания России Евгений Чернышёв. — Но не факт. На Эверест пытались ввести ограничения — но как будто бы это не заработало».

Ранее оператор, который смог поднять дрон к палатке Натальи и снять её живой, попросил дать шанс ещё раз попробовать подлететь к альпинистке. Подробнее — в материале сайта perm.aif.ru.