Найти в Дзене
Глубина Резкости

Как менялись отношения России и Китая за последние 50 лет: от вражды к альянсу

С 31 августа по 3 сентября по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина проходит официальный визит президента России Владимира Путина в Китай. В последние годы Москва и Пекин наладили продуктивное сотрудничество во многих сферах: растёт объём торговли, открываются совместные предприятия, а главы государств зовут друг друга друзьями. Но так было не всегда: между странами бывали периоды охлаждения и даже вооружённые территориальные конфликты. В этой статье мы рассмотрим историю отношений России и Китая за последние полвека. После Второй мировой войны Москва и Пекин, находясь в статусе победителей, начали активно участвовать в создании новой системы международных отношений и налаживать двусторонние связи. Уже через несколько лет, после смерти И. В. Сталина и ХХ съезда КПСС, начали проявляться серьёзные противоречия между китайскими и советскими коммунистами. Разногласия Мао Цзэдуна с Н. С. Хрущёвым по стратегии мирового коммунистического движения, темпов социалистического строительства и
Оглавление
Президент России Владимир Путин с Председателем КНР Си Цзиньпином и его супругой на церемонии приветствия глав делегаций, прибывших на мероприятия саммита Шанхайской организации сотрудничества. Фото: Сергей Бобылёв, ТАСС
Президент России Владимир Путин с Председателем КНР Си Цзиньпином и его супругой на церемонии приветствия глав делегаций, прибывших на мероприятия саммита Шанхайской организации сотрудничества. Фото: Сергей Бобылёв, ТАСС

С 31 августа по 3 сентября по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина проходит официальный визит президента России Владимира Путина в Китай. В последние годы Москва и Пекин наладили продуктивное сотрудничество во многих сферах: растёт объём торговли, открываются совместные предприятия, а главы государств зовут друг друга друзьями. Но так было не всегда: между странами бывали периоды охлаждения и даже вооружённые территориальные конфликты. В этой статье мы рассмотрим историю отношений России и Китая за последние полвека.

Этапы трансформации

После Второй мировой войны Москва и Пекин, находясь в статусе победителей, начали активно участвовать в создании новой системы международных отношений и налаживать двусторонние связи.

Конфронтация (1970-80-е)

Уже через несколько лет, после смерти И. В. Сталина и ХХ съезда КПСС, начали проявляться серьёзные противоречия между китайскими и советскими коммунистами.

Разногласия Мао Цзэдуна с Н. С. Хрущёвым по стратегии мирового коммунистического движения, темпов социалистического строительства и политики «мирного сосуществования» с Западом постепенно переросли в открытый раскол. Пекин обвинял Москву в «ревизионизме» и отказе от революционной линии, Москва критиковала «левый авантюризм» и культ личности Мао. Культурная революция в КНР (с 1966) ещё больше радикализовала риторику.

Конфликт на острове Даманский (кит. Чжэньбао) на реке Уссури в марте 1969 года стал кульминацией советско-китайского противостояния. Он разгорелся на фоне глубокого идеологического раскола и давних территориальных разногласий.

Первые крупные столкновения произошли 2 марта 1969 года, спустя две недели, 14–15 марта, последовали новые бои с применением тяжёлых вооружений. Историки до сих пор спорят о точных цифрах потерь с обеих сторон. Конфликт грозил перерасти в полномасштабную войну.

После боя. Вячеслав Смирнов. 15 марта 1969 года, о. Даманский. Источник: МАММ / МДФ
После боя. Вячеслав Смирнов. 15 марта 1969 года, о. Даманский. Источник: МАММ / МДФ

К осени 1969 года стороны перешли к деэскалации; встреча Алексея Косыгина и Чжоу Эньлая в Пекине позволила начать переговоры по разграничению и предотвращению инцидентов.

В 1970-е, уже под руководством Дэна Сяопина, китайская идеология стала более прагматической. В то же время в официальной пропаганде продолжали называть СССР «социал-империалистической» сверхдержавой и «главным источником войны».

После с Москвой последовало стратегическое сближение Пекина с Вашингтоном. Визит президента США Р. Никсона в Китай в 1972 году и постепенная нормализация американо-китайских отношений завершились установлением дипломатических отношений в 1979-м.

Нормализация (конец 1980-х – 1991)

После двух десятилетий взаимного недоверия Москва и Пекин в конце 1980-х перешли к разрядке. К этому привели внутренние реформы и изменение международной обстановки. Для Китая внешняя стабильность была необходимым условием модернизации. Для СССР политика «нового мышления» М. С. Горбачёва предполагала снижение военной нагрузки и урегулирование приграничных конфликтов.

Прорыв стал возможен после устранения так называемых трёх препятствий, на чем Пекин настаивал с середины 1980-х: советское военное присутствие вдоль северной границы Китая, советское вмешательство в дела Афганистана и советская поддержка вмешательства Вьетнама в дела Камбоджи.

Символической точкой перелома стал визит Горбачёва в Пекин в мае 1989 года — это была первая встреча руководителей двух стран за три десятилетия. Стороны восстановили полный политический диалог, зафиксировали принципы невмешательства, равенства и взаимной выгоды, договорились об активизации переговоров по границе и мерам доверия.

В 1991 году подписано соглашение о разграничении восточного участка советско-китайской границы, давшее старт демаркации.

-3

Параллельно развивались торгово-экономические и гуманитарные связи: возобновилась приграничная торговля, открывались новые пункты пропуска и транспортные маршруты, расширялись культурные и научные обмены.

Становление (1990-е)

Распад СССР открыл новую страницу в отношениях Москвы и Пекина. Для новой России приоритетом стала внешнеполитическая стабилизация и поиск экономических партнёров в условиях трансформационного кризиса. Для Китая — поддержание благоприятной международной среды ради продолжения реформ и модернизации.

В начале десятилетия стороны восстановили регулярные контакты на высшем уровне, зафиксировали принципы невмешательства, взаимного уважения и взаимной выгоды. В середине 1990-х Москва и Пекин перешли к формуле «отношений равноправного доверительного партнёрства, направленного на стратегическое взаимодействие» (1996), а в 1997 году приняли совместную декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка.

На базе соглашения 1991 года о восточном участке границы в 1990-е годы прошла масштабная демаркация; оставшиеся спорные отрезки в районе Хабаровска были отложены и окончательно решены уже в следующем десятилетии.

Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан в 1996–1997 годах подписали соглашения о мерах доверия и сокращении вооружённых сил в приграничных районах. Так возник «шанхайский процесс», который снизил военные риски на огромной дуге границ и создал предпосылки для последующего создания ШОС.

На фоне острого дефицита валютных поступлений у России и потребности Китая в модернизации армии развернулись крупные оборонные сделки. В 1990-е Пекин приобрел лицензии на производство истребителей Су-27, закупил ЗРК С-300, подводные лодки проекта «Варшавянка», вертолёты Ми-17, заключил контракты на поставку эсминцев. Эти сделки обеспечили Пекину качественный рывок в воздушной и морской компонентах, и стали важным источником доходов для российского ОПК.

В международных делах страны выработали общую повестку: поддержка центральной роли ООН, принципов суверенитета и невмешательства, критика «гегемонизма» и односторонних силовых акций. В конце десятилетия стороны синхронизировали позиции по кризису в Косово и бомбардировкам НАТО, негативно отреагировав на прецедент «гуманитарной интервенции» без санкции СБ ООН. Россия последовательно придерживалась принципа «одного Китая», а Пекин поддерживал усилия Москвы по стабилизации на постсоветском пространстве.

К концу 1990-х страны прошли путь от конфронтации к устойчивому диалогу, заложили фундамент масштабного военно-технического сотрудничества.

Стратегическое партнёрство (2000–2010-е)

Подписанный в 2001 году Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве зафиксировал принципы взаимного уважения, невмешательства и взаимной выгоды. К середине 2000-х стороны окончательно установили границы: в 2004 году подписано дополнительное соглашение по восточному участку, а в 2008-м оформлена передача спорных островов в районе Хабаровска, что сняло один из последних источников взаимных подозрений.

Параллельно укреплялась архитектура региональной безопасности. На базе «шанхайского процесса» в 2001 году создана ШОС. В 2010-е совместные военно-морские учения проходили в Средиземном, Южно-Китайском, Балтийском морях. Россия возобновила поставки высокотехнологичных вооружений, а также расширила диалог по космосу. При этом обе стороны подчёркивали, что их сближение не направлено против третьих стран.

Торговля выросла с десятков миллиардов в начале 2000-х до более чем 100 млрд долларов к концу 2010-х, при доминировании энергосырьевого экспорта России и промышленного импорта из Китая. Энергетика стала стержнем: в 2009 году был заключён пакет «нефть в обмен на кредиты» (объемом около 25 млрд долларов), а в 2011-м заработал отвод на Китай от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. В 2014 году подписан 30-летний газовый контракт по «Силе Сибири». Развивались расчёты в нацвалютах и финансовая инфраструктура.

Строительство газопровода «Сила Сибири». Источник:  www.gazprom.ru
Строительство газопровода «Сила Сибири». Источник: www.gazprom.ru

На глобальной арене Москва и Пекин всё активнее согласовывали позиции в ООН и «двадцатке»: поддерживали принципы суверенитета и невмешательства, выступали против силовых интервенций без санкции СБ ООН, координировали подходы по Сирии, иранской ядерной сделке, Корейскому полуострову. После кризиса 2014 года и введения санкций против России стороны активизировали энергетические проекты, инфраструктурные связи и финансовое сотрудничество.

Дружба «без границ» (2022-н.в.)

В начале февраля 2022 года Москва и Пекин опубликовали совместное заявление о дружбе без границ и отсутствии запретных сфер сотрудничества.

Координация позиций усилилась в БРИКС, G20 и на площадке СБ ООН; Пекин сохраняет осторожную риторику по Украине, Москва поддерживает политику одного Китая и инициативы о глобальной безопасности.

Торговля достигла исторических максимумов: по данным китайской таможни, в 2023 году — около 240 млрд долларов, в 2024-м — порядка 245 млрд.

Россия нарастила поставки нефти, нефтепродуктов, угля, удобрений и продовольствия, ускорялись поставки газа по «Силе Сибири»; Китай увеличил экспорт машин и оборудования, автотехники, электроники, потребтоваров.

Китайские производители заняли значительную долю российского рынка автомобилей, бытовой электроники, телеком- и промышленного оборудования, частично заменив ушедшие западные бренды. Российские компании ускорили переход на китайские комплектующие и ИТ-решения.

Визит Путина в Китай (май 2024)

Владимир Путин 16-17 мая 2024 года совершил государственный визит в КНР, ставший одним из ключевых внешнеполитических событий года для обеих стран. Визит был приурочен к 75‑летию дипломатических отношений и подчеркнул, что отношения между Россией и Китаем носят характер «всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия».

Особую значимость придал тот факт, что это была первая международная поездка российского лидера после президентских выборов инаугурации.

На встрече Путин и Си Цзиньпин обсудили углубление всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС, а также актуальные международные и региональные проблемы.

Была опубликована совместная декларация. Главы государств подтвердили, что развитие отношений не направлено против третьих стран, но отражает стремление к большей координации в условиях меняющегося миропорядка.

Китай подтвердил готовность содействовать политико-дипломатическому урегулированию кризиса на Украине и подчеркнул значимость диалога.

Обе стороны выступили против односторонних санкций и поддержали укрепление роли международного права и многосторонних площадок.

Новый визит

С 31 августа Путин находится в Китае по приглашению Си Цзиньпина. Визит продлится до 3 сентября.

1 сентября президент России примет участие в саммите ШОС. В повестке дня — анализ состояния и перспектив расширения сотрудничества по всем направлениям, а также обсуждение актуальных международных и региональных тем.

Совместное фотографирование глав делегаций – участников заседания Совета глав государств – членов ШОС. Фото: Сергей Бобылёв, РИА «Новости».
Совместное фотографирование глав делегаций – участников заседания Совета глав государств – членов ШОС. Фото: Сергей Бобылёв, РИА «Новости».

На 2 сентября запланированы переговоры на высшем уровне в Пекине. Владимир Путин и Си Цзиньпин обсудят дальнейшее укрепление и развитие всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем, а также вопросы практической кооперации. Также будут затронуты глобальная и региональная повестка и координация на многосторонних площадках.

3 сентября Путин в качестве главного гостя примет участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 80-й годовщине Победы над милитаристской Японией и завершения Второй мировой войны. Запланирован ряд двусторонних бесед с иностранными лидерами.