Найти в Дзене
Правмир

«У нас будет весело, у нас будут двойки». Учитель начальной школы Ольга Денисова

Оглавление

Когда Ольга Денисова набрала первый класс, ее ученики были уверены, что она в свободную минуту надевает фартук, идет в столовую и стряпает на всех блины, каши и супы. Ольга умеет превратить свои уроки в сказку, найти подход к любому ребенку и обыграть домашнее задание так, что его сделают все. О жизни в начальной школе, веселье и двойках говорим в интервью с одним из самых ярких учителей Москвы.

«Мама, у нас не будет учительницы!»

— Первый класс для ребенка — время стресса: новое место, новые люди, кругом правила. Как тут помочь?

— Ребенку привычнее всего играть, и начинать стоит с чего-то нежного, спокойного. Наверное, самое главное — ни в коем случае не повышать голос, потому что манеру громко говорить дети тоже усваивают и тогда вы друг друга не перекричите.

Есть дети, которые не переносят крик, и у меня в классе таких много. Они все очень чувствительные, ранимые. Но и я никогда не стремилась брать дисциплиной. Мы начали с того, что мы семья. Ребенок слышит знакомое: ага, семья. Дома тоже семья, дома безопасно. Играть будем — супер, дома тоже играю. Никто не пугает словами «орфографический режим», «дисциплина», нет: «Давайте откроем волшебную книжку, посмотрим картинки».

Ольга Денисова
Ольга Денисова

Мы ввели семейные традиции. По сути, те же школьные правила, но обыгранные. У нас есть семейный стиль — у каждого класса своя форма, мы выбрали свою. Мы заботимся о своем доме, друг друга уважаем, не таим, если у нас что-то болит, если мы боимся. Они меня спросили, почему мы 1-й «В», а не «А». Ну и почему (разводит руками)?

— Сразу и не сообразишь…

— Потому что мы великолепные! «Ой, как здорово. А вы теперь наша учительница?» — «Нет». У детей рухнули шаблоны.

«Я ваш классный руководитель». — «М-м-м, классный!» Мы потом вышли на крыльцо, и они родителям говорят: «Мы “В” не потому что третьи по списку, а потому что великолепные. И у нас не будет учительницы». Одна мама начинает паниковать: «Как не будет учительницы?» — «У нас будет классный руководитель. Папа тоже руководитель. Представь, у нас учительница главней директора!» Я так смеялась!

Еще у нас была Кляксонька — она приходила к детям, выплевывала им звездочки, наклейки, они ее надевали на руку. Давным-давно у IKEA был проект, когда по рисункам детей с онкологическими заболеваниями делали игрушки. И эта Клякса со мной живет уже лет 10, ее мне подарил отец: «Пойдешь к детям на практику, возьмешь с собой Кляксу». У нас до сих пор есть Светлана, которая моет доску.

— Светлана?

-3

— Вот она висит (показывает салфетку с глазками). Мы все делали через игру. Если бы я их просто просила мыть доску, они бы меня не слушали. Но вот Светлана моет доску. Надо же помочь Светлане, правда? А что же она у нас будет такой замарашкой? Значит, Светлану надо помыть. Все, проблема решена.

Кого у нас только не было… Был огромный монстр, которому дети рассказывали свои страхи. Назывался он Кешбэк. Один ребенок в первом классе почему-то очень тревожился — я уже и к психологу его водила, и что только не делала. Предложила рассказать страхи Кешбэку. «Хорошо. Но только я уйду, чтобы никто не слышал». Я спрятала в Кешбэка диктофон. Ребенок ушел в коридор, потом вернулся: «Все, Кешбэк съел мои страхи».

Оказалось, он боялся, что родители не подарят собаку. Я позвонила отцу: «Собака будет?» — «Откуда вы знаете?» А вот, я все знаю. «Сегодня же скажите, что собака будет». Мы проходили букву С, а там «собака», ребенок трясется и плачет: а вдруг собаки не будет? На следующий день Кешбэка целовали-обнимали.

Сейчас они выросли, 4-й класс — всё понимают, умеют рассуждать. Но что-то остается ради ностальгии: «Мы уже большие, понимаем, что доску надо мыть, но Светлана милая, поэтому пусть висит».

Ольга Юрьевна Денисова — учитель начальных классов школы № 1317 города Москвы (высшая квалификационная категория), призер Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы» в 2024 году в номинации «Учитель года Москвы».

— Попадали с ними в смешные ситуации?

— Пошли мы первый раз в столовую. Поели, все хорошо: «Спасибо, спасибо». — «Ну да, ребят, поблагодарим столовую». Но почему они мне это говорят? Второй день, третий, неделя, вторая. Подходят ко мне после завтрака: «А можно, чтобы завтра блины были?» — «Не знаю, как получится».

На следующий день блинов нет. Опять спрашивают: «А можно блины, пожалуйста?» Я объясняю, что это не от меня зависит. «Как? А кто нам готовит?» Они думали, что я в то время, когда у них английский или физкультура, надеваю фартук и стряпаю на 31 человека: блины, каши, супы.

Потом было смешно с позывным. Как позвать детей из столовой? Кто-то кричит: «Второй “А-А-А”». Кто-то звонит в колокольчик. Кто-то приучил смотреть на стрелку часов. Я сначала звала стуком по тарелке. Но как-то раз мы сели обедать, а у меня к вилке прилипли макароны. Стучу по тарелке. Эти бедные дети, с полными тарелками еды, с полными глазами слез, встают и идут на раздачу. Я их останавливаю: «Вы чего?» — «Ну был же сигнал!»

-4

Теперь у нас новый позывной. Я говорю: «Кс-кс-кс!» — и они собираются. Очень удобно, особенно когда едем на экскурсию. Не кричу, не повторяю: «Даня, вставай! Маша, иди!» Это наш секретный язык. Они привыкли, что у нас свой язык, свои символы, своя движуха — это объединяет. Учителя, конечно, смеются. Представьте, целый класс вдруг встает, услышав «кс-кс-кс».

Читайте «Правмир» в Telegram - подписаться

«Я чувствовала себя пчелой»

— Насколько ребенку важно до школы научиться читать, писать и считать?

— Мне кажется, нет смысла учить писать прописными буквами и считать в пределах сотни. Сложным навыкам его научит школа. Дома надо научить основному, прежде всего гигиене и самообслуживанию. Ребенок должен уметь мыть руки, переодеваться и переобуваться, знать свои вещи, знать, что куда положить, как сидеть за партой, как сложить учебники.

Еще важно развивать речь (постоянно быть с ребенком в диалоге, читать ему сказки либо включать аудио) и мелкую моторику — она, на мой взгляд, стоит во главе угла.

Если развиты руки, развита и голова. Лепка, конструктор, рисование, рисование на песке, работа с глиной, легкий пластилин — возможности безграничны.

Сразу видно тех, кто родился и получил смартфон, и тех, кто хотя бы что-то делал руками. Моя мама тоже учитель начальных классов, но она не учила меня ни читать, ни писать. Зато, например, она развивала мне мелкую моторику, и теперь я занимаюсь тем же самым на подготовке с детьми.

— Мама потом была вашей первой учительницей?

— Нет. А читать и писать меня, четырехлетнюю, научил вообще старший брат. Все, что он нес из школы, автоматически передавалось мне. Мама была первым учителем у него, и я думаю, что это плохо. Мама должна быть мамой. Брат поначалу терялся: «В школе учительница отругала, у меня ничего не получается, она поставила мне два». — «Это я поставила два». — «Нет, ты мама, а там Ирина Анатольевна». Ребенку это тяжело. «Почему три? Мы же вчера с папой на кухне клеили, а ты ничего не сказала!» Но у мамы была позиция: «Клейте, пишите, завтра я на уроке посмотрю».

— Интересно, потому что многие родители хотят, чтобы ребенок до школы догнал и перегнал программу первого класса: «Потом будет легче». Если не сами учат, то на курсы подготовки отдают.

— У нас в школе есть курсы подготовки, где мы потихоньку подходим к тому, что будем учить в школе. Но мы не сажаем детей за парты со словами: «Сегодня мы пишем букву “А”». Ребенку в пять лет хочется играть, а не выводить буквы.

-5

Да, мы показываем печатные буквы, но мы не говорим слово «напиши». Либо «повтори», либо «скопируй». Это психологически трудный момент: как я могу написать, если я не умею? Постепенно ребенок привыкает к разным заданиям: раскрашивание, штриховка, счет в пределах 10. Когда есть база, он спокойно идет в первый класс и учится без проблем. А если начинает перепрыгивать, в конце концов он проваливается где-нибудь в середине начальной школы.

У меня не было детей, которые приходили и знали абсолютно все. Такие обычно поступают на программу «1 – 3»: полгода первый класс, дальше второй, материал там подается с сумасшедшей скоростью. Конечно, таких детей надо поощрять.

Я работаю с обычными классами. Многие дети ко мне пришли, не умея читать. Была девочка, которая до первого класса не видела буквы, ей дома только включали аудиокниги. Оказалось, и ее реально научить. Это сложно, но в целом к концу первого класса она зачитала, сейчас читает не хуже других.

Если не показывать буквы совсем, это порождает трудности. Но и насильно впихивать в маленького ребенка я бы не стала. Он же как губка — впитает и математику по Петерсон, и физику за 6-й класс, если захотеть.

— Это ведь во многом от родительских страхов: классы переполнены, ребенок что-нибудь упустит, а учителю некогда.

— Первый класс — самое тяжелое время, это правда. Я сама думала: «Ну ладно, что такое первый класс?» А оказалось, что это постоянная беготня, суета. Все уроки я чувствовала себя пчелой, которая перелетает от цветка к цветку. Надо к каждому подойти, каждому поставить руку, посмотреть, как он пишет. Если ты что-то упустишь, это породит целую проблему. Допустим, ребенок держит ручку в кулаке. Сосед смотрит — и повторяет. Дети через ряд смотрят: ага, очень удобно.

-6

Заинтересовать такой большой коллектив тоже сложно. Но если их сразу взять в оборот, увлечь, то постепенно они привыкают, что надо быть начеку и нельзя считать ворон. Нет, я не злая, не грубая. За три с половиной года с этим классом на уроке я ни разу не ругалась — мне достаточно посмотреть.

Потом я стала от них отходить, к 4-му классу я могу позволить себе сесть на рабочее место и сказать: «Ребята, у нас такое-то задание, мы это разобрали в группе, теперь записываем». Они будут сидеть и делать. Это привычка, которая вырабатывается дисциплиной с первого дня.

Позор семьи до пятого колена

— В началке очень строго оценивают аккуратность, смотрят, правильно ли ты отступил клеточки и линеечки. Зачем?

— В старшей школе к орфографическому режиму так критично уже не относятся, но в началке его важно соблюдать. Если детей не приучить к порядку, потом будут проблемы. Помним, что потом им надо будет заполнять бланки ОГЭ, ЕГЭ, работать с документацией.

Даже в МФЦ встречаются люди, которые не понимают, как писать — в каждой клетке или через одну.

У меня дети пишут синими и зелеными ручками, где-то позволяют себе вольности, яркости. Кто-то старается, у кого-то проблемы с почерком, некоторым было очень трудно поставить руку (показывает одну из тетрадей)…

— Вот, ребенок ошибся и сам зачеркнул. Вы ему отмечаете красным.

— Это помарка. Две помарки снижают оценку на балл.

— Потом боишься исправить ошибку. Как этого избежать?

— У меня был личный страх, что мы придем во второй класс и начнется жуткое неприятие отметок и у детей, и у родителей. Учитель ставит двойку, ребенок боится — позор, все плохо. Приходит домой, мама уже заранее посмотрела электронный дневник: «За что два?» Ребенок врет: «Она меня не любит, она мне ставит двойки за поведение».

Чтобы этого не было, я пошла от обратного. Родительское собрание перед вторым классом я начала с того, что в этом году у нас будут двойки. Родители сидят: «Чего?» — «Да, их будет много. Вы же понимаете, что это нормально?» Ребенок приносит домой двойку. Почему все привыкли воспринимать ее как позор?

-7

— Позор мне как родителю, что я недосмотрела.

— Не надо воспринимать двойки как наказание или клеймо. Двойка — это оценка труда и сигнал к действию: ты что-то недоучил, недопонял. Сейчас мои дети привыкли, никто из-за двоек не плачет. За три года не было ни одного письма от родителей с вопросом, почему у ребенка два.

С предыдущим классом я такую схему не пробовала, потому что взяла их со второго. И было много вопросов: «А за что двойка?», «Моя говорит, что все исправила», «Мой болел». Может, попался такой состав, не знаю, но в этом классе дети могут сами объяснить родителям: «Мам, я сегодня получил мало, потому что я недопонял. Но я подошел, переспросил, теперь знаю, как закрыть». Я не понимаю разговоров на тему «Мой боится идти в школу, там двойки ставят». Ну и что?

— А к своим отметкам в школе вы как относились?

— В начальной — критично. Я очень боялась: а вдруг получу двойку, что потом делать? Я же дочь учительницы!

Как-то раз получила двойку по английскому и до слез боялась идти домой, хотя мама меня никогда не ругала. Но я думала, что лишилась чести: шла и рыдала.

Второй класс, не выучила, ленилась, играла весь вечер, позор семьи!

Если наш учитель в началке говорила, что все могут ошибаться и это нормально, то учительница английского считала, что двойкой ты опозорил всю семью до пятого колена. Каждый урок, если у тебя ошибка, надо было подниматься, объяснять, а все дети начинали смеяться. И вот ты стоишь и думаешь: «Лучше бы я сюда не приходила».

— В каждом классе есть дети, которые хотят быть отличниками, но у них не получается. Как работаете с такими?

— У меня есть одна девочка, она круглая отличница, умница, ударница, у нее все всегда получается. Не знаю, как она это делает. Она и ручку погрызет, и под стул заглянет, и себе на нос что-нибудь наклеит. Но у нее всегда все сделано, она просит дополнительные задания, у нее пятерки.

Рядом сидит вторая — потрясающая советская школьница: все слушает, руку поднимает, но у нее четверки. Она очень долго расстраивалась. Но я поговорила с мамой (потому что чаще всего дети не сами выбирают синдром отличника), мама меня услышала, и мы решили переключить девочку на что-то другое.

-8

Она ушла в творчество, стала рисовать, нашла себя там и успокоилась. Она крепкая хорошистка, у нее 4-5, но ребенок перестал нервничать, ребенок счастлив. И теперь у нас есть девочка, которая лучше всех учится, а есть девочка, которая лучше всех рисует, к ней обращаются с просьбами, ей все восхищаются, она авторитет. И мама тоже переключилась: «Ты, наверное, дизайнером станешь».

Не всем дано быть отличниками. Но у каждого есть свой талант. Одному мальчику у нас очень тяжело дается учеба. Но он так выступает со стихами, так умеет их сочинять! Мне, взрослому человеку, до такого никогда не дойти. И чем он хуже девочки, у которой лучшая в классе каллиграфия?

Мы как-то с детьми перед Новым годом занимались «обменом талантами». Каждый писал, что он умеет лучше всего, потом они объединялись в группы. Этот мальчик сочинял стихотворение, одна девочка переписывала каллиграфическим почерком, другая рисовала, а две особо театральные подыгрывали. Каждый показал себя, каждый получил пятерку по предмету, который выбрал: по письму, литературе, рисованию и музыке.

Скажу крамольную вещь: отметки и общая успеваемость, наверное, не самое главное. Если у меня по всем предметам пятерки, это еще не значит, что я интересный, развитый человек. Это может вообще ни о чем не говорить.

Не вместо, а вместе

— Стоит ли родителям включаться в учебу и делать уроки вместе с ребенком?

— Тут момент осторожный. В первом классе домашнее задание только рекомендуют. Но работать без него невозможно. Родители, которые говорят «не надо домашек», на мой взгляд, отказываются от 50% успеха ребенка.

-9

Домашка не должна быть странная (соберите гербарий, склейте Эйфелеву башню из стаканчиков, нарисуйте мир глазами кузнечика). Нет, задания по всем правилам, не более ⅓ от объема классной работы, максимально понятные и ориентированные на ребенка. На уроке ты писал крючки-палочки, дома ты открываешь тетрадь: там учительской рукой прописана строчка крючков и строчка таких же палочек. Ты делаешь посильную работу. Чтобы ее выполнить, тебе не нужна мама, не нужен интернет. Синяя ручка, тетрадь и немного усидчивости. Заштрихуй, раскрась, нарисуй.

На первом родительском собрании я хотела подвести родителей к мысли, что ответственность за домашку надо разделять, и написала на доске слово «вместо». Спрашиваю, какая в слове ошибка. Все переглядываются: «Может быть, пишется раздельно?» — «Вместо о надо писать е. Не вместо, а вместе», — и я начала спич на тему домашнего задания. Если делать все вместо ребенка, ничего хорошего из этого не получится. А вот вместе — это тема неплохая.

В первом классе задания по желанию: пропиши палочки, раскрась листик, нарисуй котика. Ребенок придет к маме: «Мама, смотри, у нас был такой интересный урок, мы сегодня зонтик рисовали, а сейчас надо нарисовать листики под каждым зонтиком. Учительница сказала, что это будет полезно для руки». Здорово, если вы сядете рядом. Но вы можете быть заняты, хорошо. Скажите ребенку: «Нарисуй, а я посмотрю».

-10

Задания будут усложняться. Если все делать за ребенка, однажды вы столкнетесь с задачей, которую не сможете решить ни вы, ни ребенок, начнется паника: «Школа плохая, ничему не учит, у меня работа до восьми вечера, я что, должна до полуночи с уроками сидеть?»

— Чем мотивировать детей, которые ничего не делают из раза в раз?

— Если ребенок не сделал задание, потому что не понял, он приходит ко мне и говорит: «Я не понял». Сейчас дети выросли, уже сидят в интернете и могут мне написать, записать голосовое — я отвечаю до шести вечера. Но вопросов мало, потому что я задаю элементарное. Решали на уроке задачу про яблоки, дома будет такая же, но про хлеб. Смысл изобретать велосипед?

Прием сработал. Конечно, были проблемы. Кто-то дома не хотел делать, кого-то не заставишь, кто-то не понимал. Но никто их не подгонял со скалкой в руке. В первом классе мы ввели систему поощрений. У каждого в классе есть шкафчик для вещей. За выполненные задания детям прилетали светящиеся звезды, которые можно было приклеить на эти шкафчики.

Ноябрь, декабрь. Вечер. Заканчивался кружок. Мы выключаем свет — и шкафчики загораются. Это был фурор! Горит шкаф, ребенок смотрит… Красота! А у кого-то не горит.

-11

— Но хочется, чтобы горел.

— Они же знают, что ученье свет. Вот им наглядный пример. На следующий день все всё делали. В конце года они эти звездочки себе соскребли, домой забрали. Казалось бы, такая ерунда — пластиковая звезда, которая заряжается от света. Но для них это было классно. Они все стали делать хотя бы чуть-чуть дома или на кружке. Погуляли, поели, пришли на кружок, вроде надо позаниматься. «Начнем?» — «Ну давайте». При этом неправильно говорить, что Маша и Катя молодцы, потому что сделали домашку, а Петя и Саша сегодня аутсайдеры.

— И родители заодно!

— Да, это очень грустно, когда первоклассник приходит домой и говорит: «Мама, меня наругали». Наругали — это вообще любимое слово. «За что наругали?» — «Я не сделал домашнее задание». Маме обидно, ведь и правда домашка только рекомендована, зачем тогда ругать? Мама пишет жалобу, а дальше нарастает снежный ком.

Как я поступала, чтобы такого не было. «Ребята, мы сегодня прошли цифру 1, мы научились ее писать. Кляксе надо помочь раскрасить летающую тарелку, прописать десять единичек — номер летающей тарелки. Это рекомендация. Если вы это сделаете, самым лучшим Клякса подарит звездочку». Они пришли домой, сказали: «Мама, представляешь, Клякса вела урок и сказала, что надо написать единичку, тогда дадут звездочку!» Кто-то забыл, не беда: «Сделаешь потом, если захочешь. Не хочешь, не делай». Ну как же он не сделает, если надо помочь Кляксе?

-12

Или мы поможем котенку, если дома нарисуем ему теплую шерстку. Не нарисовал, ну что ж, у тебя, значит, сфинкс. Но он же замерзнет. Может, ему помочь? «Свитер!» — говорит ребенок. На следующем уроке у него котенок будет и в шерсти, и со свитером.

Спасти ежа

— Чем заинтересовать детей на уроках, что лучше всего работает?

— Дети современные, их интересуют технологии. Можно сделать краткую запись задачи в тетради: нарисовать шесть тыковок, две зачеркнуть. Но если ты берешь планшет, включаешь Keynote и эти шесть тыковок добавляешь как отдельные фигуры, делаешь анимацию, чтобы они исчезли, это производит вау-эффект.

Всем нравится демонстрировать себя, свою индивидуальность. В первом классе им сильно волю не дашь, но выбор всегда есть. Мы сегодня лепим лес, каждый лепит своего зверька. У кого-то будет лиса, у кого-то медведь или заяц, а кто-то скажет: «Я не хочу животных. Можно грибы?» И если это грамотно построить, чтобы не было балагана и анархии, любую идею можно развить.

«У меня лисичка». — «А где у нее лисята?» — «Наверное, в норе. Значит, я ей нору слеплю». Вроде бы обыденная работа, аппликация из пластилина. Часто учителя дают готовый шаблон, вперед и с песней. Но детей заинтересовывает отступление, тогда они к своей работе относятся более любовно: «Посмотри, мама, это моя опушка, это моя нора, это мои лисята».

-13

Из таких мелочей складывается индивидуальный подход. Не ты идешь к ребенку индивидуально, а он к тебе со своими запросами. Календарно-тематическое планирование и рабочая программа позволяют нам отходить от канонов. Хорошо, что мы не лепим ежа по инструкции: 300 иголок, два глаза, четыре ноги, нос коричневый.

У меня один ребенок слепил ежа с тремя ногами. Все дети: «Хи-хи». — «Так, почему смешно? Что может быть с ежиком?» И они начинают думать: «Наверное, ежик бежит, он в движении, лапку не видно», «Лапка не развилась». — «Но стал ли ежик от этого хуже?» Казалось бы, скажи ты ребенку слепить еще одну ногу. Нет, мы бродим вокруг. У меня такие дети — они начинают судачить: «Ну что ж мы сразу смеемся? Давайте порассуждаем. У нас еж с инвалидностью, он бедный-несчастный». В итоге слепили еще одну ногу и замотали бинтом, написали, что ежа спасли волонтеры леса. Ничего не предвещало беды, мы лепили ежа во втором классе…

— А на более сухих предметах?

— Мне самой математика не очень нравится как предмет, и, на мой взгляд, применять такие подходы там сложнее. Но, например, мы решаем задачу. Можно менять условие, подставляя что-то, что поможет сделать ее более значимой для детей. Когда ты рассчитываешь количество бензина для автобуса, который идет из пункта А в пункт Б, это не так интересно. Но давайте представим, что мы едем в «Артек»?

Или мы проходим площадь. Давайте рассчитаем, какая площадь приходится на каждого из нас в этом пространстве. Посчитали. Ничего себе! Вокруг меня полтора квадратных метра, это мое личное пространство, а личное пространство нарушать нельзя — и началось. Сейчас же много говорят о том, как важно воспитание. И почему не связать этический момент с математикой?

-14

В русском языке спасают сочинения. Или вот мы изучаем существительное, шипящие на конце. Давайте придумаем сказку про то, как мышь упала с печи, что-то с ней случилось, у нее сломался хрящ и так далее.

— И мышь прибежали спасать волонтеры.

— Они очень жалостливые дети, конечно! Такие моменты выручают. Дополнительные задания, материалы, электроника, приложения… Окружающий мир, тело человека — изучаем пульс. Почему бы не использовать смарт-часы?

Но бывает, что нужна зубрежка. Падежи — ничего не поделаешь. Мы сочиним скороговорку про падежи, но все равно придется учить. У нас был конкурс на лучшую фразу. Кажется, победил мой любимый мальчик, который учится на тройки. Падежи еще не выучил, но фразу придумал феноменальную.

«У нас будет весело»

— Получается, вы продолжили учительскую династию.

— У нас большая династия, в семье я шестой учитель. С детства я слышала, что школа — это самое лучшее место. 1 сентября был главный праздник: дом наполнялся цветами, ароматами, конфетами, мама наряжалась. Помню, на каникулах она часто сажала меня, дошкольницу, и говорила: «У нас серьезный разговор. В каникулярное время нам нужен педагог». Мне шесть лет, зубов нет, я киваю.

Бабушка на каникулы уезжала на родину в Ярославль, меня было не с кем оставить, и мама брала меня в школу, выдавала бейджик. Она работала завучем, а я была помощником завуча: мыла лего, убирала — полный рабочий день. Очень смешно. И так я ходила класса до третьего.

-15

Самое страшное — конец августа. Маму нельзя было трогать, потому что она составляла расписание. Любая ошибка выливалась в огромную проблему. Как хорошо, что сегодня есть программы, которые могут помочь, и расписание делается по щелчку пальцев. А как это состыковать на реальных таблицах, написанных от руки… Но мама всегда находила для нас время. Не могу сказать, что мы были обделены вниманием, хотя иногда ответственность переходила больше в руки бабушки.

— Как вы себя чувствовали, когда только пришли работать?

— Боялась. Мне было 19 или 20 лет. До меня в том классе работал другой учитель, а я пришла в октябре. Очень поддержала администрация, наш методист, коллеги, у нас прекрасная параллель — педагоги разновозрастные, каждый обладает чем-то своим.

— Родители? Это же классика: молодая учительница без опыта, «она детей ничему не научит».

— Так было поначалу, потому что я свалилась им как снег на голову. А что делать? Кто пришел, тот пришел. Я была совсем девочка — только после педколледжа, параллельно заочно училась в институте. Это было без негатива, но придирчиво: «Тройка — объясните». Потом привыкли.

С моими нынешними детьми проще. Я вела у них подготовку, у меня уже был опыт. Плюс они сами пришли. Кто хотел дисциплины, пошли туда, где все будет строго. Кто хотел традиционную систему, методику, пошли к каноническому педагогу.

Я сразу сказала, что у нас будет весело, что у нас будут двойки (и до сих пор активно их ставлю).

Мы с ребятами вместе уже пятый год. В следующем году я буду вести у них русский и литературу, потому что это моя специальность по вузовскому диплому. У меня длинный путь: педколледж, вуз, в этом году оканчиваю магистратуру.

— Как выстраивали границы, чтобы родители не писали вечером в субботу и не спрашивали, где Машина розовая ручка и что задали на понедельник?

— С самого начала я должна была работать с тьютором. Но так получилось, что тьютор через недели две уволилась из-за переезда и мы остались одни. Пока искали нового, мы договорились с родителями насчет дисциплины. Во-первых, подписываем вещи. Пенал, ботинки, вообще все. Кто-то не умеет читать по буквам, тогда клеим стикеры. Вопрос «Где Машин пенал?» отпал.

Во-вторых, график в чате. Пишем с 8:00 до 18:00. Дальше — только если небо упало. Помню, кто-то писал в 22.20: «А по окружающему миру надо таблицу перечерчивать?» Мне не надо, ребенку в это время тоже. Я могла ответить утром: «Да, надо было». Родителей 50 человек, у них свой чат. Если они что-то не знают, могут спросить друг у друга. Сейчас дети большие и могут сами спросить, все есть в электронном журнале, не в лесу живем. Благо, сейчас есть тьютор, он помогает решить мелкие моменты.

-16

— Правда, что в школе год идет за два?

— Я бы не сказала. С первыми детьми было тяжело, каждый год проживался осознанно. Теперь уже легче.

Работать мне нравится. Наверное, есть чему поучиться у детей. Умению выражать эмоции, яркости, непосредственности — чего мне обычно не хватает. Бывает, раздражает что-то, но потом выдыхаешь и думаешь: да нет, дети классные. Ни разу не пожалела, что пошла в педагогику.

Вероника Словохотова, фото: Юлия Иванова

Статья впервые опубликована 13 января 2025 года