Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Кинорежиссер Жан Жиро (1924-1982): комедии о Жандарме и все его фильмы

Жан Жиро (Jean Girault) 09.05.1924 - 20.07.1982 Жан Жиро пришел в кино не сразу. В середине 1940-х он был музыкантом в оркестре, и только в 1946 стал ассистентом режиссёра Марселя Блистена (1911-1991), после чего снял три короткометражки. Однако вместо того, чтобы продолжить режиссерскую карьеру, Жиро в 1950-х писал сценарии. Его режиссерский полнометражный дебют состоялся только в 1960 году (это была комедия «Нахлебники»). И хотя его первые фильмы были сняты на пике «новой волны», они не имели к ней почти никакого отношения. Жан Жиро всю жизнь снимал только комедии и считал, что его миссия – развлечение аудитории, а не какие-либо кинематографические эксперименты. Его первые пять комедий в основном неплохо шли во французском кинопрокате, хотя суперхитами не становились. Возможно, так бы продолжалось бы и далее, но в 1962 году Жан Жиро познакомился с Луи де Фюнесом и решил сделать ставку на его комический талант. Однако секрет самых успешных фильмов Жиро был не только в комедийных спосо
Жан Жиро (1924-1982)
Жан Жиро (1924-1982)

Жан Жиро (Jean Girault) 09.05.1924 - 20.07.1982

Жан Жиро пришел в кино не сразу. В середине 1940-х он был музыкантом в оркестре, и только в 1946 стал ассистентом режиссёра Марселя Блистена (1911-1991), после чего снял три короткометражки. Однако вместо того, чтобы продолжить режиссерскую карьеру, Жиро в 1950-х писал сценарии. Его режиссерский полнометражный дебют состоялся только в 1960 году (это была комедия «Нахлебники»).

И хотя его первые фильмы были сняты на пике «новой волны», они не имели к ней почти никакого отношения. Жан Жиро всю жизнь снимал только комедии и считал, что его миссия – развлечение аудитории, а не какие-либо кинематографические эксперименты.

Его первые пять комедий в основном неплохо шли во французском кинопрокате, хотя суперхитами не становились. Возможно, так бы продолжалось бы и далее, но в 1962 году Жан Жиро познакомился с Луи де Фюнесом и решил сделать ставку на его комический талант.

Однако секрет самых успешных фильмов Жиро был не только в комедийных способностях де Фюнеса. Настоящий джек-пот удалось сорвать только тогда, когда Жан Жиро и его сценаристы придумали смешные истории о приключениях незадачливого жандарма Крюшо, обосновавшемся на модном средиземноморском курорте Сен-Тропе, где, само собой, много солнца, моря и красивых девушек…

-2

Уже первый фильм этой супер-франшизы – «Жандарм из Сен-Тропе» собрала без малого восемь миллионов зрителей во французских кинозалах. О забавных приключениях жандарма в искрометном воплощении Луи де Фюнеса с 1964 по 1982 год было снято шесть комедий, и их посещаемость никогда не опускалась ниже четырех миллионов зрителей.

Большинство французских (и не только французских) режиссеров об этом даже не смели мечтать, хотя они были не обделены талантами и порой снимали тонкие и очень талантливые комедии. Но, как известно, массовая аудитория часто предпочитает простое сложному, а акцентированные шути и гэги - комедийным тонкостям и нюансам…

-3

Но как только Жан Жиро расставался с де Фюнесом (или даже снимал комедии с ним, но не о жандарме), посещаемость его фильмов в большинстве случаев возвращалась к его дебютным показателям. Исключения, конечно, были («Большие каникулы», «Шарло в Испании»), но они, на мой взгляд, только подтверждали правило…

-4

По разным причинам из всех шести серий о похождениях жандарма в советский прокат попали только три: «Жандарм в Нью-Йорке», «Жандарм женится» и «Жандарм и инопланетяне». К тому времени, благодаря «Фантомасу» и «Оскару» Луи де Фюнес уже был любимцем советской публики, так что десятки миллионов зрителей, раскупавших билеты на эти комедии, не стали сюрпризом для кинопрокатчиков.

Нахлебники / Прихлебатели / Les pique-assiette. Франция, 1960. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Франсис Риго, Жак Вильфрид. Актеры: Дарри Коул, Франсис Бланш, Жерар Сети и др. Комедия. Премьера: 27.05.1960. Прокат во Франции: 2,1 млн. зрителей.

В свою дебютную комедию Жан Жиро (1924-1982) пригласил на главные роли довольно популярных в конце 1950-х – первой половине 1960-х комиков Дарри Коула (1925-2006) и Франсиса Бланша (1921-1974), сотрудничество с которыми далее продолжилось в «Курьерах», «Разнорабочих» и «Гориллах».

Персонажи, которых они играют в каждом из этих лент, часто выполняют одну и ту же работу (курьеры парижского универмага, грузчики и т.д.), и «каждый раз вращаются в богатых кругах… Сюжеты этих фильмов включают череду отдельных эпизодов, где появляются колоритные персонажи или нелепые ситуации… Именно благодаря тому, как их персонажи иронично и непочтительно вписываются в богатый и традиционный социальный мир, эти персонажи как бы погружают нас в мир кабаре, … сохраняющий ироничный и непринуждённый тон» (Valgalier, 2023: 154-155).

В целом “Нахлебники» выглядят, на мой взгляд, умеренно смешной комедией, куда (помимо всего прочего) включен довольно развязный (по советским меркам 1960-х, конечно) вокально-танцевальный номер…

Французам «Нахлебники» явно понравились: эту комедию посмотрели больше двух миллионов зрителей…

Овцы Панурга / Les moutons de Panurge. Франция, 1961. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Франсис Риго, Жак Вильфрид. Актеры: Дарри Коул, Паскаль Робертс, Робер Бернье и др. Комедия. Премьера: 5.07.1961. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.

Как известно, в знаменитом романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» один из главных героев, Панург выторговал у купца «самого красивого и крупного» барана, а потом швырнул этого барана в море, а вслед за ним и другие бараны «панургова стада» стали прыгать туда же…

«Овцы Панурга» Жана Жиро, конечно же, не экранизация романа Рабле, но в «заимствовании» названия фильма содержится намек на стадное чувство, которое часто охватывает людей…

Всё действие «Овец Панурга» строится на обычном распорядке дня некой семьи и их повседневных проблемах: дом, работа, метро, отношения между супругами и т.п. рутина.

В этой комедии комик Дарри Коул (1925-2006) оказался без своего партнера по «Нахлебникам», «Курьерам», «Разнорабочим» и «Гориллам» Франсиса Бланша (1921-1974), но от этого, быть может, даже выиграл, добавив сдержанности в свою исполнительскую манеру.

В отличие от иных комедий Жана Жиро здесь меньше гэгов, зато больше психологизма, и есть даже лирические и горькие моменты…

Кроме того, «Овцы Панурга» - уникальный для Жана Жиро случай, когда он отдельные эпизоды своего черно-белого фильма снимал на улицах скрытой камерой в духе «новой волны».

Курьеры / Доставщики / Les livreurs. Франция, 1961. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Франсис Риго, Жак Вильфрид. Актеры: Франсис Бланш, Дарри Коул, Андре Баден и др. Премьера: 26.07.1961. Прокат во Франции: 2,4 млн. зрителей.

Это вторая комедия Жана Жиро (1924-1982) с дуэтом комиков Дарри Коула (1925-2006) и Франсиса Бланша (1921-1974), с которым он снял еще три фильма («Нахлебники», «Разнорабочие» и «Гориллы»).

На сей раз комическая пара, работая в курьерской службе парижского универмага, то и дело попадает в разного рода забавные ситуации…

Незамысловатый юмор этой ленты снова пришелся по душе французской аудитории, и «Курьеры» собрали в кинозалах даже больше зрителей, чем дебютная комедия Жана Жиро «Нахлебники», где главные роли исполнили те же актеры.

Разнорабочие / Мастера на все руки / Les bricoleurs. Франция, 1962. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Жак Вильфрид. Актеры: Фрэнсис Бланш, Дарри Коул, Элке Соммер, Валери Лагранж и др. Комедия. Премьера: 1.02.1963. Прокат во Франции: 1,5 млн. зрителей.

Теперь персонажи комедийной франшизы Жана Жиро («Нахлебники», «Курьеры», «Разнорабочие» и «Гориллы») Эдуар и Феликс работают в агентстве недвижимости. По ходу развития сюжета они пытаются продать дом, но неожиданно находят там… труп.

Режиссер здесь явно хотел заинтересовать зрителей не только шутками комического дуэта Дарри Коула (1925-2006) и Франсиса Бланша (1921-1974), но и фактурой молодых и симпатичных актрис (Элке Соммер, Валери Лагранж и др.). Удивительно, но две предыдущие комедии с этим дуэтом, где обошлось без такого количества красоток, во французском кинопрокате были более успешными…

Счастливчики / Les veinards. Франция, 1963. Режиссеры: Филипп де Брока, Жан Жиро, Жак Пиното. Сценаристы: Жак Вильфри, Филипп де Брока, Даниэль Буланже, Жак Пиното, Жак Эммануэль, Жак Реми. Актеры: Мирей Дарк, Франсуа Перье, Франс Англад, Франсис Бланш, Пьер Монди, Жаклин Майан, Жан Лефевр, Дарри Коул, Женевьев Клюни, Луи де Фюнес и др. Комедия. Премьера: 26.04.1963. Прокат во Франции: 1,5 млн. зрителей.

«Счастливчики» - фильм, состоявший из комедийных новелл, поставленных тремя режиссерами. Жану Жиро достались здесь три истории: «Норковое манто», «Гастрономическая трапеза» и «Яхта».

В «Норке» главные роли с хорошим чувством юмора сыграли Франсуа Перье (1919-2002) и Мирей Дарк (1938-2017). И это была комедия положений с недоразумениями и подменами. В «Гастрономической трапезе» персонаж Франсиса Бланша (1921-1974) выигрывал ужин в престижном ресторане. В водевильной новелле «Яхта» главные персонажи получали в качестве приза именно это судно. При этом все они оказывались в одном и том же отеле на берегу Средиземного моря, и основная часть новеллы происходила в коридоре, где номера каждого из персонажей были расположены напротив друг друга: они переходили из одного номера в другой, встречались, затевали любовные приключения (с практически обязательной для западных комедий 1960-х сценой купания красотки в ванной).

Понятно, что основная ставка продюсеров была сделана на последнюю новеллу фильма, где безраздельно солировал Луи де Фюнес (1914-1983). Но к этой новелле Жан Жиро отношения не имел. И хотя новеллы Жиро были вполне забавны, зрители все равно шли на «Счастливчиков» ради де Фюнеса…

Жмем-жмем / Пик-пик / Pouic-Pouic. Франция, 1963. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Жак Вильфрид (по мотивам пьесы Жака Вильфрида и Жана Жиро «Без церемоний»). Актеры: Мирей Дарк, Луи де Фюнес, Жаклин Майан, Роже Дюма, Кристиан Марен, Даниэль Чекальди, Ги Трежан, Филипп Дюма, Жан Жиро и др. Комедия. Премьера: 20.11.1963. Прокат во Франции: 2,2 млн. зрителей.

Это первая комедия Жана Жиро с Луи де Фюнесом. Персонаж де Фюнеса — успешный брокер, но однажды его жена тратит значительную часть его акций на аферу... И надо искать хоть какой-то выход, чтобы восполнить убытки…

Остается толь удивляться, что, несмотря на комедийный жанр, участие Луи де Фюнеса (1914-1983) и очаровательной Мирей Дарк (1938-2017), “Pouic-Pouic” был снят на черно-белую пленку (правда, позже во Франции эта лента была довольно удачно раскрашена).

В год премьеры французская пресса встретила “Pouic-Pouic” неоднозначно.

Кинокритик Робер Шазаль (1912-2002), отметил «множество достоинств в фильме, единственная претензия которого — заставить людей смеяться» (Chazal, 1963).

Луи Шове (1906-1981) хвалил в своей рецензии только игру Луи де Фюнеса: «Какая жалкая история! Но какие взрывы смеха! Невозможно устоять. Вы ошеломлены игрой Луи де Фюнеса… События не дают вам времени вздохнуть! Они проносятся, как гоночные автомобили. Череда захватывающих дух недоразумений и поворотов, выполненных за сотые доли секунды. Эта дьявольская и столь необходимая привлекательность так к лицу Луи де Фюнесу, виртуозу мгновенных гримас» (Chauvet, 1963).

Однако в рецензии, опубликованной в Les Cahiers du cinéma, преобладал негативный тон, так как в фильме «все, от актёров до режиссёра, словно носят свинцовые подошвы» (Pouic-Pouic, 1963).

Были во французской прессе и иные отрицательные отзывы: «Череда заимствований, мешанина из всего, что взято отовсюду, особенно из старых американских комедий. Мы снова видим семью чудаков: мать, выгуливающую петуха на поводке (смешно, правда!), дочь, которая стреляет летающими тарелками и выходит замуж напоказ, чтобы отбить жениха; непутёвого сына; неизбежного слугу; соблазнительную незнакомку, которая чинит скомпрометированные ситуации, отца... Ах! Отец, к счастью, — Луи де Фюнес, выдающийся клоун. Без него фильм, несмотря на талант остальных актёров, провалился бы на экране, как пережаренная репа, которой он и является. Весь спектакль — в его мимике, гневе, заикании. Пригласить его было единственной хорошей идеей сценаристов и продюсеров» (Le Canard enchaîné. 27.11.1963).

В самом деле, Луи де Фюнес был в этой комедии весьма забавен и изобретателен, что способствовало успеху фильма у публики. Однако количество зрителей у этой комедии было еще вполне сопоставимо с франшизой Жана Жиро «Нахлебники», «Курьеры», «Разнорабочие» и «Гориллы») с комическим дуэтом Дарри Коула (1925-2006) и Франсиса Бланша (1921-1974), и главные хиты де Фюнеса и Жана Жиро были еще впереди.

Взорвите банк! / Faites sauter la banque! Франция, 1963. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Луи Сапен, Жак Вильфрид. Актеры: Луи де Фюнес, Ивонн Клеш, Жан-Пьер Марьель, Жорж Вильсон и др. Комедия. Премьера: 25.02.1964. Прокат во Франции: 1,9 млн. зрителей.

В этой комедии Жана Жиро персонаж Луи де Фюнеса — хозяин охотничьего магазина. И всё у него было хорошо, покуда он не вложил все сбережения в махинации своего соседа-банкира…

Мораль комедии проста: герой де Фюнеса прав – взорвать банк, которым владеет преступник – своего рода мечта мелкого торговца, у которого нет иных способов противостоять злоупотреблениям власти.

Картина получилась довольно остроумной, хотя, конечно, Луи де Фюнес в ней еще не достиг своего звездного пика. И снова кажется нелогичным, что «Взорвите банк!» был черно-белым (и только в 1993 году его раскрасили с помощью компьютерных технологий).

Гориллы / Les Gorilles. Франция, 1964. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Жак Вильфрид. Актеры: Дарри Коул, Франсис Бланш, Бернар Деран, Мишель Галабрю и др. Премьера: 23.12.1964. Прокат во Франции: 1,4 млн. зрителей.

«Гориллы» - заключительная (и наименее популярная у французской публики) черно-белая часть комедийной франшизы Жана Жиро («Нахлебники», «Курьеры», «Разнорабочие» и «Гориллы»). На сей дуэт комиков Дарри Коула (1925-2006) и Франсиса Бланша (1921-1974) играет носильщиков багажа в аэропорту, замешанных в историю исчезновения чемоданов…

Комедия у Жана Жиро получилась тяжеловесной, не очень смешной, а актеры в ней играли, на мой взгляд, слишком форсировано.

В том же году Жан Жиро наконец-то вытащил свой счастливый билет: он начал свою самую кассовую (на сей раз, наконец-то, цветную) франшизу о жандарме из Сан-Тропе в исполнении искрометного Луи де Фюнеса.

Жандарм из Сен-Тропе / Le Gendarme de St. Tropez. Франция-Италия, 1964. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Ришар Бальдуччи, Жан Жиро, Жак Вильфрид. Актеры: Луи де Фюнес, Женевьева Град, Мишель Галабрю, Патрик Лаффон, Мадлен Делавевр, Жан Лефевр, Кристиан Марен, Ги Гроссо, Мишель Модо, Джузеппе Порелли, Габриэле Тинти, Жан-Пьер Бертран, Клод Пьеплю, Мари Паком и др. Комедия. Премьера: 9.09.1964. В кинопрокате РФ – с 1 июля 1992. Прокат во Франции: 7,8 млн. зрителей.

Жандарм в Нью-Йорке / Господин Крюшо в Нью-Йорке / Le Gendarme à New York. Франция-Италия, 1965. Режиссер Жан Жиро. Сценарист Ришар Бальдуччи. Актеры: Луи де Фюнес, Женевьева Град, Мишель Галабрю, Кристиан Марен и др. Комедия. Премьера: 29.10.1965. Прокат в СССР – с 29 ноября 1971: 17,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 5,5 млн. зрителей.

Жандарм женится / Le gendarme se marie. Франция-Италия, 1968. Режиссер Жан Жиро. Сценарист Жак Вильфрид. Актеры: Луи де Фюнес, Клод Жансак, Женевьева Град, Мишель Галабрю, Жан Лефевр, Кристиан Марен, Николь Гарсия и др. Комедия. Премьера: 30.10.1968. Прокат в СССР - с 3 июля 1978: 41,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 6,8 млн. зрителей.

Жандарм на отдыхе / Жандарм на прогулке / Le Gendarme en balade. Франция-Италия, 1970. Режиссер Жан Жиро. Актеры: Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Клод Жансак, Жан Лефевр, Кристиан Марен, Ги Гроссо, Мишель Модо, Ив Венсан, Николь Вервиль и др. Комедия. Премьера: 28.10.1970. Прокат во Франции: 4,9 млн. зрителей.

Жандарм и инопланетяне / Le gendarme et les extra-terrestres. Франция, 1978. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Луи де Фюнес, Жерар Бейту, Жан Жиро. Актеры: Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Морис Риш, Жан-Пьер Рамбаль, Ги Гроссо, Мишель Модо, Мария Мобан, Мишлин Бурде, Жак Франсуа и др. Фантастическая комедия. Премьера: 31.01.1979. Прокат в СССР – с января 1981: 35,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 6,3 млн. зрителей.

Жандарм и жандарметки / Le Gendarme et les gendarmettes. Франция, 1982. Режиссер Жан Жиро. Актеры: Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Морис Риш, Ги Гроссо, Мишель Модо, Патрик Прежан, Жак Франсуа, Клод Жансак, Мишлин Бурде и др. Комедия. Премьера: 6.10.1982. В РФ – с июля 1992. Прокат во Франции: 4,2 млн. зрителей.

… Итак, в первой части этой франшизы (состоящей из шести лент, весьма успешно прошедших по экранам Европы) под названием «Жандарм из Сен-Тропе» персонаж Луи де Фюнеса получает служебное назначение в одно из самых модных мест для отдыха на Лазурном берегу, а там его авантюрная дочь выдает себя за дочь миллионера…

Во Франции эту комедию ждал ошеломляющий успех в прокате: без малого восемь миллионов зрителей в кинозалах. Таким образом, этот фильм стал самым популярным из всех лент Жана Жиро.

Но, увы, в советский прокат «Жандарм из Сен-Тропе» не попал. Возможно, по причине того, что там герой Луи де Фюнеса довольно долго занимался борьбой с нудизмом на пляже…

А вот три другие части франшизы («Жандарм в Нью-Йорке», «Жандарм женится» и «Жандарм и инопланетяне») на экранах СССР шли с большим успехом, собирая от 17,3 до 41,8 млн. зрителей только за первый год демонстрации в кинотеатрах.

В год выхода «Жандарма в Нью-Йорке» (под названием «Господин Крюшо в Нью-Йорке») в советский прокат кинокритик Виктор Орлов (1929-1972) писал: «Вам не надоел Луи де Фюнес? Нет. И никогда не надоест. Потому что этот всемирно известный актер изобрел свой особый странный мир. Мир вроде бы нормальный, реальный, мир сегодняшних улиц, домов, реклам, автомобилей, напряженно-деловой и столь же напряженно праздной жизни — но в котором скачет, веселится, злится ненормальный, нереальный, очаровательный пожилой толстячок, типичный средний буржуа с вовсе нетипичным характером. Он хотел бы перевернуть весь этот мир. Он обладает непостижимой глупостью — то есть полным пренебрежением к правилам поведения в мире и в обществе, полным отсутствием ориентировки, полным отрицанием реальной обстановки вокруг. Он обладает вулканическим, неудержимым темпераментом — что-то решив, чем-то вдохновившись, на что-то разозлившись, он движется к выдуманной цели с целеустремленностью и стремительностью торпеды, оставляя позади разбитые витрины, сорванные заседания, рассыпанные по всей улице ящики, ошеломленных друзей и родственников, поломанные лестницы и разбитые стулья... Он вечно в движении, он прыгает, срывается, бежит, жестикулирует, гримасничает. Но Луи де Фюнес — француз. Луи де Фюнес — актер мирового таланта, и потому, танцуя на острие ножа, он нигде не срывается в безвкусицу.

Его искусство, конечно, сродни искусству клоуна. Но он — «солнечный клоун». На его «номере» — не прозревают. Но очень смеются. Он хочет перевернуть мир. Но это — не протест. Это скоpee — поза. Мир остается непоколебленным, только чуть-чуть покореженным, ибо в картинах с де Фюнесом ломается и списывается в утиль в две раза больше вещей, чем в нормальном фильме. Мир остается. И уходит из него — в новый фильм — толстенькая фигурка актера, который памятует: смех человеческий продлевает людям жизнь. О, это мудрая глупость! И, реабилитировав артистическое понятие «глупости», мы можем с легким сердцем сказать: смотрите потрясающе глупый фильм с Луи де Фюнесом в потрясающе глупой роли! Обстановка — не важна. Сюжет — не важен. Окружение — тоже. Важно одно — в фильме снова будет скакать, веселиться, злиться, ломать стулья и судьбы, срывать заседания и двери Луи де Фюнес. Неумирающий де Фюнес. Жутко смешной де Фюнес» (Орлов, 1972).

А культуролог и киновед Нея Зоркая (1924-2006) отметила, что в комедии «Жандарм женится» «как всегда у французов — предельная серь­езность исполнителей в эксцент­рических ситуациях, легкость действия, игристого, подобно вину Прованса, неистощимость трюков, положений, вариаций, поворотов, нанизанных на стер­жень комедийного сюжета. И пусть наметанный глаз зри­теля сумеет разглядеть под этой внешней пестротой и непринуж­денностью надежные рецепты смешного, пусть Фюнес все тот же, что всегда, сменил только имя персонажа, но никак не свою маску, оставшуюся неиз­менной, пусть в новых сочетани­ях предстают здесь старые трю­ки, — смотреть эту комедию приятно и весело. Неистощимы эти трюки, эти перипетии коме­дии, а порой и обновлены в духе современных «веяний» (Зоркая, 1978).

Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов иронично утверждал, что «Капрал Крюшо родился в один год с инспектором Клузо, был таким же болваном и прожил столь же долгую и счастливую шестисерийную жизнь. Как и вся французская провинция, он был правее Папы, обожал штиль, колокола и быть большой лягушкой в маленьком болоте. Пресмыкался перед начальством и поедом ел рядовых. Испытывал неприязнь к потерпевшему. Свистел в свисток. Подглядывал в бинокль (вуайеризм – ахиллесова пята лицемеров). Возводил очи горе, барабаня шаловливыми пальцами. Смертным грехом считал нарушение скоростного режима. … Действительно, каждая серия жандармских козней путем символического маникюрного вмешательства легко преобразуется в кино про шесть шведок на Лазурном берегу, их неприятности и приятности с полицией» (Горелов, 2019).

В перерывах между шести частями своей самой кассовой франшизы о приключениях жандарма Жан Жиро снимал и другие комедии, которые за исключением «Больших каникул» и «Шарло в Испании», оказались не столь популярными у публики.

Приключения в загородном доме / Месье президент – генеральный директор / Monsieur le président–directeur général. Франция, 1966. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Жак Вильфрид, Жак Демар. Актеры: Клод Риш, Жаклин Майан, Пьер Монди, Мишель Галабрю и др.
Премьера: 16.12.1966.
Прокат в СССР – с 7 сентября 1970: 19,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 2,4 млн. зрителей.

… Некий директор фирмы по производству холодильников едет в Париж для назначения нового управляющего своим европейским филиалом. Один из кандидатов на эту должность приглашает его в загородный дом…

На мой взгляд, «Приключения в загородном доме» не относятся к лучшим комедиям Жана Жиро, но редактор и кинокритик Андрей Эрштрем написал об этой комедии вполне позитивную рецензию:

«Хозяин загородной виллы обеспокоен. Жена сообщила ему, что господин Дрэвэн уже отправил на тот свет одиннадцать человек. …Труп под кроватью... Труп в гардеробе... Трупы исчезают из одного места и возникают в другом... Страшно? Горит респектабельный и галантный, холеный и импозантный седовласый сэр Кенигтон. Горит не на работе. Горит не только в глазах высокого начальства. Горит не только его карьера. Горит он сам обыкновенным, ярким пламенем. Горит на свалке, вместе с мусором. Здесь все таит опасность — круглая луна, электропроводка, коньяк Наполеон и даже горшок с цветами. Но с опасностями и страстями соседствует любовь, с любовью — борьба за место директора европейских филиалов, улыбки сквозь вражду...

Любители остросюжетных картин найдут здесь многое из того, что их привлекает в подобных кинолентах: сильные характеры, стремительность и напряженность действия, невозможность предвидеть его развитие и результаты. … Об этом фильме можно сказать, перефразируя слова Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так... страшно» (Эрштрем, 1970).

Прокат этой комедии во Франции был на уровне комедий Жана Жиро начала 1960-х. В СССР эта лента собрала без малого двадцать миллионов зрителей, но это было существенно меньше, чем у большинства комедий с участием Луи де Фюнеса, попавших на советские экраны…

Большие каникулы / Les Grandes vacances. Франция-Италия, 1967. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Жак Вильфрид. Актеры: Луи де Фюнес, Клод Жансак, Ферди Мэйн, Франсуа Лессия, Мартина Келли, Оливье де Фюнес, Морис Риш, Жан-Пьер Бертран, Доминик Морен, Марио Давид и др. Комедия. Премьера: 2.12.1967. Прокат во Франции: 7,0 млн. зрителей.

Сын директора частной школы месье Боскье (Луи де Фюнес) не смог сдать экзамен по английскому языку. В наказание разгневанный отец решает отправить сына для изучения языка в Великобританию… В качестве обмена во Францию приезжает юная англичанка Ширли… Все бы ничего, да хитрый сынок отправляет в Англию своего соученика, а сам развлекается со своим братом и Ширли на яхте…

Благодаря находящемуся на пике своих комедийных возможностей Луи де Фюнесу, «Большие каникулы» собрали во французском кинопрокате семь миллионов зрителей (второй по посещаемости – после «Жандарма из Сен-Тропе» – результат среди всех комедий Жана Жиро).

В советский кинопрокат «Большие каникулы» не попали, видимо, по причине опасений «сверху», что молодые зрители будут завидовать таким «международным обменам» и веселым развлечениям персонажей…

А вот во Франции комедия вызвала шумную реакцию – и у публики, и у прессы.

Газета «France-Soir» представила эту комедию как «весёлый и французский фильм и, безусловно, хорошее маленькое расслабление» (France-Soir, 1967).

Кинокритик Жан-Луи Бори (1919-1979), напротив, ругал «Большие каникулы» за коммерческий подход (Bory, 1967), а Жан Нарбони обращал внимание на легковесность ленты (Narboni, 1967: 94).

В целом «Большие каникулы» можно смело отнести к лучшим комедиям с участием Луи де Фюнеса. Жан Жиро дал ему возможность импровизировать и демонстрировать свои излюбленные пластические трюки.

Забавы полковника / Странный полковник / Un drôle de colonel. Франция, 1968. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жак Вильфрид, Жан Жиро. Актеры: Жан Лефевр, Жан Янн, Паскаль Робертс, Жак Динам и др. Комедия. Премьера: 24.04.1968. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.

… Воришкам из этой комедии явно не повезло: всякий раз, когда они планируют очередное ограбление, кто-то их опережает...

Забавные сцены в этой комедии вроде бы были (включая сцены со стриптизом и фальшивым индусом, посылающим проклятья), однако кассовые показатели картины оказались не слишком высокими. На мой взгляд, во-первых, по причине неудачно подобранного актерского состава, а, во-вторых, из-за многочисленных «провисаний» в комедийной фабуле.

Загородный дом / La maison de campagne. Франция, 1969. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жан-Клод Дюмутье, Жан Жиро, Жак Вильфрид. Актеры: Даниэль Дарье, Жан Ришар, Ксавье Желен и др. Комедия. Премьера: 10.11.1969. Прокат во Франции: 0,5 млн. зрителей.

… Мечтой любого «среднего француза» было иметь загородный дом. Только вот персонажам этой комедии ремонт такого дома обходится дорого…

На мой взгляд, это далеко не лучшая комедия Жана Жиро: юмор плосковат и пресен, да и актерская игра оставляет желать лучшего…

Судья / Le Juge. Франция-Италия, 1970. Режиссёры: Федерико Шентрен, Жан Жиро. Сценаристы: Луиджи Анджело, Федерико Шентрен, Оскар Ди Мартино. Актеры: Пьер Перре, Робер Оссейн, Сильвия Монти и др. Комедия. Пародия на вестерн. Премьера: 3.03.1971. Прокат во Франции: 0,03 млн. зрителей.

«Судья» был задуман как пародийный вестерн, в его производство вложились две страны, и фильм снимали два режиссера. Но результат оказался обескураживающим: во французском кинопрокате эту ленту посмотрело всего около тридцати тысяч зрителей.

Почему французы отказались смотреть этот фильм, понять сегодня трудно. В картине много динамичных сцен, смешных сцен и реплик, а Робер Оссейн играет вполне «на уровне»…

Джо / Jo. Франция, 1971. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жак Вильфрид, Жан Жиро. Актеры: Луи де Фюнес, Клод Жансак, Мишель Галабрю, Бернар Блие, Ги Трежан, Ферди Мэйн, Ивонн Клеш, Флоранс Бло и др. Криминальная комедия. Премьера: 1.09.1971. Прокат во Франции: 2,5 млн. зрителей.

Некий драматург (Луи де Фюнес) становится жертвой шантажа и хочет расправиться с шантажистом по имени Джо…

Комедия "Джо" – ремейк голливудской ленты "Беседка" (1959), действие которой пересажено на французскую почву, собрала во французском кинопрокате гораздо меньше зрителей, чем ленты о похождениях жандарма, хотя, разумеется, была далека от кассового провала.

Французская пресса отнеслась к этой комедии прохладно, хотя во многих рецензиях комизм персонажа Луи де Фюнеса получил позитивную оценку. В рецензии, опубликованной в газете L'Express отмечалось, что «смешивая волнение с ритмом, Жан Жиро руководит и заставляет всех бежать в лихорадочном кильватере Луи де Фюнеса».

Шарло в Испании / Les Charlots font l'Espagne. Франция-Испания, 1972. Режиссер и сценарист Жан Жиро. Актеры: Жерар Ринальди, Жан Саррю, Жерар Филипелли, Жан-Ги Фешнер, Жак Легра, Беатрис Шателье и др. Комедия. Премьера: 13.12.1972. Прокат в СССР - с 1 июля 1989. Прокат во Франции: 4,2 млн. зрителей.

Находясь под большим впечатлением от коммерческого успеха комедии Клода Зиди “Новобранцы сходят с ума» (1971), собравшего в кинозалах Франции 7,5 млн. зрителей, Жан Жиро решил перехватить эстафету, пригласив тех же комиков из группы «Шарло» в свою комедию, получившую название «Шарло в Испании».

Можно, наверное, согласиться с тем, что хотя в этой комедии «царит хорошее настроение, и юмор этот по большей части глупый, даже очень глупый, но всегда добродушный. … Всё (намеренно) очень вымучено, часто граничит с полным абсурдом, даже сюрреалистичным. … Это лавина глупостей, одна глупее другой, недоразумений, каждое глупее предыдущего» (Cherycok, 2021).

В результате эта незамысловатая лента тоже оказалась весьма популярной у французской публики, хотя и уступила по кассовым сборам «Новобранцам…».

Полагаю, что если бы комедия «Шарло в Испании» попала бы в советский кинопрокат не в 1989 году, а в 1970-х, ее ждал бы не меньший успех у зрителей, что и у комедии «Новобранцы идет на войну». Но на рубеже 1990-х в СССР уже хлынула пиратская видеопродукция, и «Шарло в Испании» не стала хитом…

Консьерж / Le Concierge. Франция, 1973. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жак Вильфрид, Жан Жиро. Актеры: Бернар Ле Кок, Мишель Галабрю, Морин Кервин, Жан Карме, Даниэль Чекальди, Мария Мобан, Морис Биро и др. Комедия. Премьера: 23.08.1973. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.

… Находчивый Кристоф, не сумев найти иной работы, соглашается стать консьержем…

Эта комедия была большей частью в интерьерах и, скорее, напоминала пьесу, чем кино. Удачные шутки в ней, разумеется, были, но в целом всё было снято скучновато, без вдохновения… В результате «Консьерж» во французском кинопрокате прошел довольно скромно…

Водительские права / Le permis de conduire. Франция-Италия, 1973. Режиссёр Жан Жиро. Сценарист Жак Вильфрид. Актеры: Луи Вель, Паскаль Роберт, Робер Кастель и др. Комедия. Премьера: 30.01.1974. Прокат во Франции: 2,3 млн. зрителей.

Мишель пытается сдать экзамен на водительские права, проваливает его, и не осмеливается признаться в этом жене...

Эта скромная по бюджету, актерской игре и режиссуре комедия Жана Жиро, тем не менее, сумела собрать во французском кинопрокате 2,3 млн. зрителей, что с учетом полного отсутствия кинозвезд, было очень хорошим результатом.

Две высокие девушки в одной пижаме / Deux grandes filles dans un pyjama. Франция, 1974. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жак Вильфрид, Жан Жиро. Актеры: Филипп Нико, Жак Жуанно, Марша Гран, Шарлот Кинбер, Мишель Галабрю, Катя Ченко, Мишелен Прель и др. Комедия. Премьера: 26.04.1974. Прокат во Франции: 0,5 млн. зрителей.

В середине 1970-х в Западной Европе и, разумеется, во Франции вовсю бушевала так называемая сексуальная революция в кино. На экраны кинотеатров хлынул поток лент разного художественного качества с обилием обнаженных тел в кадре.

Вот и Жан Жиро в перерыве между сериями своей коммерчески чрезвычайно успешной франшизы о похождениях жандарма в незабываемом исполнении Луи де Фюнеса решил попробовать себя в жанре эротической комедии.

По ходу сюжета «Двух высоких девушек в одной пижаме» главные персонажи, воспользовавшись тем, что их жены отправились на пасхальные каникулы, решают разлечься с молодыми симпатичными иностранками…

Кинокритик Микаэль Ланойе писал, что «Две высокие девушки…» — из «тех совершенно устаревших маленьких удовольствий, которые пытаются, чаще всего тщетно, рассмешить, но с такой энергией разрушают пустоту, что мгновенно становятся милыми» (Lanoye, 2017).

Во французском кинопрокате 1974 года эта забавная комедия сумела собрать всего полмиллиона зрителей. Быть может, оттого, что Жан Жиро снял ее слишком скромно по части эротики. Но, быть может, и наоборот: эротические эпизоды фильма оттолкнули от него семейную аудиторию…

У стен бывают уши / Les murs ont des oreilles. Франция, 1974. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Франсис Риго, Жак Вильфрид. Актеры: Луи Вель, Мартин Сарси, Шанталь Нобель и др. Комедия. Премьера: 20.10.1974. Прокат во Франции: 0,9 млн. зрителей.

… Главный герой этой комедии обнаруживает в своем новом доме устройство для прослушивания телефонных разговоров…

Эта комедия Жана Жиро получилась довольно невыразительной, без каких-либо по-настоящему смешных эпизодов и интересно сыгранных ролей.

С учетом довольно низкого бюджета (в картине не было занято ни одного известного актера, да и съемки были в основном интерьерными), лента прошла во французском кинопрокате неплохо, собрав около миллиона зрителей.

Бесстрашный / Упрямец / L'intrépide. Франция, 1975. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Андре Верзини, Жак Вильфрид. Актеры: Луи Вель, Клодин Ожье, Жюльетт Миль, Роже Анен, Мишель Галабрю и др. Комедия. Премьера: 13.06.1975. Прокат во Франции: 0,5 млн. зрителей.

Главный герой этой комедии спасает бандита от неминуемой смерти. Но тут же возникает и другая проблема: теперь надо спасать одну из «бывших девушек Бонда» в исполнении Клодин Ожье…

Комедия «Бесстрашный» получилась у Жана Жиро глуповатой, без ярких актерских работ, поэтому закономерен и результат её проката во Франции: полмиллиона зрителей…

Святой год / L'Année sainte. Франция-Италия, 1976. Режиссер Жан Жиро. Сценарист Жак Вильфрид. Актеры: Жан Габен, Жан-Клод Бриали, Николетта Макиавелли, Анри Вирложё, Жак Марен, Даниэль Дарьё, Жан-Ив Готье и др. Комедия. Премьера: 23.04.1976. Прокат во Франции: 1,2 млн. зрителей.

В середине 1970-х Жану Жиро (1924-1982) впервые выпало встретиться на съемках с самим Жаном Габеном. В комедии «Святой год» Жан Габен сыграл свою последнюю роль – пожилого грабителя банков. По ходу сюжета он вместе со своим напарником (Жан-Клод Бриали) совершает побег из тюрьмы и садится в самолет, который захватывают террористы…

В год премьеры этой картины во Франции журналист и кинокритик Игнасио Рамоне отметил, что относительно неплохая посещаемость этой ленты связана с возвращением на экран Жана Габена (1904-1976) в компании с очень «парижской» актрисой Даниэль Дарьё (1917-2017) и очень светским Жаном-Клодом Бриали (1933-2007): «Этот кастинг и возраст главных актёров дают нам представление о целевой аудитории: сорокалетней публике, знавшей Жана Габена и Даниэль Дарьё в 1940-х и 1950-х годах, на пике их популярности. Но также, предвосхищая социальную установку, неразрывно связанную с возрастом, драма будет апеллировать к ретроградной ностальгии, консерватизму и неподвижности; она стремится рассмешить всё «молчаливое большинство» (на фоне «царствующей распущенности»). …Безвкусный сюжет позволяет режиссёру высмеять ряд институтов или практик, которые в последнее время часто становились темами светских разговоров; таким образом, мы возвращаемся к распространённым банальностям» (Ramonet, 1976: 25).

На мой взгляд, Жан Габен исполнил свою роль достойно, в духе своих поздних работ, где он играл не только борцов за справедливость, но и гангстеров. И сегодня «Святой год» представляет интерес именно благодаря присутствию в нем этого выдающегося актера.

Сороконожка танцует чечётку / Le mille-pattes fait des claquettes. Франция-ФРГ, 1977. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жак Вильфрид, Франсис Риго, Жан Жиро. Актеры: Франсис Перрен, Роже Мирмон, Жан-Жак Моро, Мишель Галабрю, Жюльет Миль, Катя Ченко и др. Комедия. Премьера: 26.10.1977. Прокат во Франции: 0,5 млн. зрителей.

1943 год. Париж, оккупированный нацистами. Геринг хочет отправить знаменитую «Венеру Милосскую» из Лувра в Берлин. И главные герои комедии Жана Жиро отправляются в музей, чтобы украсть Венеру до появления там немецких грузчиков…

На сей раз Жан Жиро хотел явно посоревноваться с «Большой прогулкой» Жерара Ури. Но явно не вышло – на что было много причин: слабая актерская игра (no stars), невнятный, сценарий, плохо прописанные диалоги…

Гороскоп / L'Horoscope. Франция, 1978. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Робер Берри, Жак Вильфрид. Актеры: Эвелин Бюйль, Франс Дуньяк, Анри Курсо. Мишель Галабрю, Катя Ченко и др. Комедия. Премьера: 21.06.1978. Прокат во Франции: 0,1 млн. зрителей.

Два друга хотят найти счастье, следуя своему гороскопу, и даже поначалу выигрывают приз, но далее вместо немедленного счастья их ждут разного рода недоразумения…

В итоге получилась несмешная комедия со скромным бюджетом и неважной актерской игрой. Во французском кинопрокате «Гороскоп» ждал оглушительный провал: этой лентой заинтересовались всего около ста тысяч французов…

Сэм и Салли / Sam et Sally. Франция-Италия, 1978–1980. Режиссеры: Жан Жиро, Жоэль Сантони, Робер Пуре, Николя Рибовски. Сценаристы: М. Браун, Андре Брюнелин, Альбер Кантоф, Робер Пуре, Жан-Пьер Ришар, Жоэль Сантони, Робер Сципио, Жак Вильфрид. Актеры: Жорж Дескьер, Коринн Ле Пулен, Николь Кальфан, Катя Ченко и др. Комедия. Приключения. Премьера: 6.12.1978. ТВ-сериал.

… В этом телесериале, поставленном четырьмя режиссерами, богатого путешественника и бывшую танцовщицу ждут множество приключений…

Вклад Жана Жиро в этот сериал был не слишком весомым, так что можно смело предположить, что и сам режиссер рассматривал свое участие в этом посредственном проекте как легкую передышку перед новыми работами в «большом кино»…

Ах, мой милый Гарри! / Ach du lieber Harry. ФРГ, 1980. Режиссёр Жан Жиро. Сценаристы: Жан Жиро, Ральф Греган, Дитер Халлерворден. Актеры: Дитер Халлерворден, Ирис Бербен, Жак Марен и др. Премьера: 26.02.1981.

… Гарри Эпп — частный детектив у которого явно не хватает клиентов. Но вот богатая леди делает ему выгодное предложение – перевезти любимого племенного кролика из Германии в Швейцарию для участие в кроличьем конкурсе… А далее на пути сыщика возникают «мультяшные» гангстеры, разного рода погони и взрывы…

«Ах, мой милый Гарри!» - единственная комедия Жана Жиро, снятая им в ФРГ.

Кинокритик Марк Маурер считает, что это хороший фильм: «Немного немецкого фарса, немного французского фарса и немного криминала создают достойное жанровое сочетание» (Maurer, 2020).

Однако, мне кажется, что эта весьма посредственная комедия лишена каких-либо видимых достоинств…

Скупой / L' Avare. Франция, 1980. Режиссеры и сценаристы: Жан Жиро, Луи де Фюнес (по одноименной пьесы Мольера). Актеры: Луи де Фюнес, Франк Давид, Эрве Беллон, Мишель Галабрю, Клод Жансак, Клэр Дюпре и др. Комедия. Премьера: 5.03.1980. В СССР – с декабря 1982. Прокат во Франции: 2,4 млн. зрителей.

Пересказывать сюжет знаменитой пьесы Мольера «Скупой» - занятие неблагодарное. Скажу только, что богатого скрягу в этой комедии сыграл Луи де Фюнес…

Кинокритик Стенли Беренбум писал, что Луи де Фюнес «всегда мечтал экранизировать пьесу великого драматурга Мольера. … Фильм верен творчеству Мольера и выглядит как фильм, но ощущается как пьеса. Текст Мольера неукоснительно соблюдается, но Луи де Фюнес и Жан Жиро акцентировали внимание на шутках и порой абсурдном юморе ситуации. Пьеса – это фарс, высмеивающий буржуазию, фильм же развивает сюжет и фарс ещё больше, и де Фюнес в великолепной форме. Фарс искусно сочетается с ироничным текстом. Остальные актёры впечатляют: Мишель Галабрю, Франк Давид, Бернар Менес и Клод Жансак, похоже, получают удовольствие от своих ролей и исполняют их с лёгкостью и юмором. Адаптация пьесы — задача не из лёгких, особенно если это комедия, и вы решили сохранить оригинальный текст. Но Луи де Фюнес был гением и блистает в своей последней великой роли» (Berenboom, 2016).

Однако в кинокритической среде есть и иные мнения о «Скупом»:

«Увы, хотя фильм, снятый совместно Жиро и самим Луи де Фюнесом, верен тексту Жана-Батиста Поклена, он стал настоящим разочарованием, поскольку актёр настолько перегружен ролью, что его излишества парадоксальным образом оказываются следствием его подавленности. На этот раз звезда берёт на себя образ более сильного, чем он сам, персонажа… Итак, очевидно, что фильм становится шутовской версией пьесы, бесконечно более серьёзной, чем кажется, в своём воплощении крайне заразительного безумия. ... И здесь снова возникает вопрос: что такая слабая, даже тяжеловесная, режиссура добавляет к тексту Мольера? … По правде говоря, Жиро и его исполнитель главной роли, ужасно запуганные текстом, кажутся такими же неуклюжими, как поклонники, не знающие, что сказать тому, кого, как они считают, чествуют. Меньшая преданность могла бы их спасти. Но прежде всего мы представляем, что мог бы сделать с таким актёром гораздо более талантливый режиссёр, вложившийся в роль своей мечты» (Gallet, 2019).

Суп с капустой / La Soupe aux choux. Франция, 1981. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Луи де Фюнес, Жан Ален. Актеры: Луи де Фюнес, Жан Карме, Жак Вильре, Клод Жансак, Анри Жене, Марко Перрен и др. Фантастическая комедия. Премьера: 2.12.1981. Прокат во Франции: 3,1 млн. зрителей.

… Во французской деревне живут два старика, которые однажды встречаются с НЛО. И внеземным гуманоидам очень нравится суп с капустой, который привыкли готовить главные персонажи этой комедии…

В год выпуска комедии «Суп с капустой» во французский кинопрокат мнения кинокритиков существенно разошлись.

Робер Шазаль (1912-2002) в своей рецензии в France-Soir отметил «крепкую комедию — с редкими горькими смешками, что даёт Луи де Фюнесу и Жану Карме возможность создать восхитительный дуэт».

Даниэль Эйман (1933-2019) на страницах L'Express хвалила игру Луи де Фюнеса: «Умный, хитрый и воодушевляющий, он добавляет новый элемент: нежность к своему классическому образу».

Однако Жак Сиклье (1927-2013) в Le Monde негативно оценивал эту комедию как «фарс, одновременно скучный и вульгарный».

В журнале Télérama оценка «Супа с капустой» была, вообще уничтожающей: «Жан Жиро снял тошнотворный фильм. Он источает глупость и нездоровую пошлость».

В любом случае стоит отметить, что даже в этом, одном из последних своих фильмов, Луи де Фюнес (1914-1983) все еще оставался популярным у французской аудитории: она простила «Супу с капустой» пошлость и вульгарность и массово отправилась в кинозалы. В итоге эта комедия собрала во Франции свыше трех миллионов зрителей…

Жан Жиро скончался 24 июля 1982 года от туберкулёза во время съёмок своей последней комедии с Луи де Фюнесом - "Жандарм и жандарметки". Ему в тот год исполнилось 58 лет… Он остался в истории французского кинематографа в основном благодаря своему тандему с выдающимся комиком Луи де Фюнесом, который пережил режиссера всего на полгода, скончавшись 27 января 1983-го

Киновед Александр Федоров