Найти в Дзене
Easy Science

Пациент CAL-1: самый радиоактивный человек из когда-либо живших

Ему ввели дозу плутония, во много раз превышающую смертельную, без его информированного согласия. В мае 1945 года калифорнийскому маляру Альберту Стивенсу начала сопутствовать невероятная череда неудач: ему ошибочно поставили диагноз «рак желудка» и сказали, что жить ему осталось шесть месяцев. Это было ужасно, но его судьба могла стать ещё хуже. В прошлом году в рамках Манхэттенского проекта учёные начали беспокоиться о том, как обращаться с плутонием и как он влияет на человека, и рекомендовали «как можно скорее запустить программу по отслеживанию движения плутония в организме». К несчастью для Стивенса, участники проекта узнали о нём и его (ненастоящем) неизлечимом раке, когда искали пациентов для первых испытаний на людях. Стивенс, назначенный пациентом CAL-1, получил самую высокую дозу облучения среди всех участников испытаний — смесь плутония-239 (0,75 мкг) и плутония-238 (0,2 мкг). Плутоний-238 был выбран потому, что его более высокая активность упрощала отслеживание и анализ. П

Ему ввели дозу плутония, во много раз превышающую смертельную, без его информированного согласия.

Доктор Джозеф Гамильтон, участвовавший в эксперименте.

Изображение предоставлено правительством США через Wikimedia Commons, общественное достояние
Доктор Джозеф Гамильтон, участвовавший в эксперименте. Изображение предоставлено правительством США через Wikimedia Commons, общественное достояние

В мае 1945 года калифорнийскому маляру Альберту Стивенсу начала сопутствовать невероятная череда неудач: ему ошибочно поставили диагноз «рак желудка» и сказали, что жить ему осталось шесть месяцев.

Это было ужасно, но его судьба могла стать ещё хуже. В прошлом году в рамках Манхэттенского проекта учёные начали беспокоиться о том, как обращаться с плутонием и как он влияет на человека, и рекомендовали «как можно скорее запустить программу по отслеживанию движения плутония в организме».

К несчастью для Стивенса, участники проекта узнали о нём и его (ненастоящем) неизлечимом раке, когда искали пациентов для первых испытаний на людях. Стивенс, назначенный пациентом CAL-1, получил самую высокую дозу облучения среди всех участников испытаний — смесь плутония-239 (0,75 мкг) и плутония-238 (0,2 мкг). Плутоний-238 был выбран потому, что его более высокая активность упрощала отслеживание и анализ.

После года, в течение которого у него не было новых случаев рака, врачи пришли к выводу, что у Стивенса на самом деле была доброкачественная язва желудка. Это означало, что они облучили здорового в остальном человека самой высокой дозой радиации, которую когда-либо получал человек. На самом деле это была многократно смертельная доза плутония, описанная в учебниках.

Стивенса не проинформировали должным образом о том, что с ним произошло. Если бы ему сказали, что ему сделают инъекцию радиации, нет никаких оснований полагать, что он дал бы на это согласие.

Помимо неэтичности, недостаток информации, предоставленной Стивенсу, создал для врачей практические проблемы, когда он захотел уехать из этого района. Чтобы продолжать следить за уровнем радиации в его организме, врачи решили платить ему 50 долларов в месяц за то, чтобы он оставался в этом районе и продолжал сдавать образцы кала.

Примечательно, что, несмотря на 446-кратное превышение средней дозы облучения плутонием за всю жизнь, Стивенс прожил ещё 21 год и умер от болезни сердца в возрасте 79 лет. Доктор Джозеф Гамильтон, проводивший эксперименты над Стивенсом, умер в возрасте 49 лет от лейкемии, вероятно вызванной радиационным облучением во время работы.