Как выглядел княжеский трон до того, как Русь стала Московским царством? Об этом мы можем судить по многочисленным сохранившимся описаниям и рисункам.
Например, известно, что "царское место" включало в себя ступенчатое подножие и островерхий небольшой шатер на столбах-колоннах. На каждой части трона располагались изображения животных и птиц.
Что они означали? Для чего к трону изобрели подъемные механизмы? И чье "царское место" украшали 800 алмазов? Все самое интересное рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
В декоре трона Петра I мастер допустил грубую ошибку
Тронное место в Георгиевском зале Зимнего дворца наверняка видел каждый посетитель Эрмитажа. Но мало кто знает, что в декоре главного предмета мебели Российской империи допущена грубая ошибка.
Трон изготовили в 1731 году в Лондоне по заказу императрицы Анны Иоанновны.
Однако долгое время историки считали, что это было "царское место" ее дяди – Петра I.
Путаница возникла, поскольку английский мастер разместил в изголовье кресла "неправильную" корону.
"За правильностью исполнения трона должен был следить Антиох Кантемир – один из видных государственных политических, военных деятелей Петровской эпохи, эпохи дворцовых переворотов.
Однако, не имея точных представлений о том, какая корона должна быть (на тот момент она только появилась. – Прим. РЕН ТВ), он передал эскиз старой короны, которая использовалась при Петре I.
Именно поэтому долгое время трон и считали троном именно императора Петра Великого", – рассказал историк, ассистент кафедры истории и культурологи НИУ МЭИ Игорь Петрович.
Почему двуглавый орел перекочевал со спинки к изголовью царского престола
Корона в изголовье тронов дома Романовых появилась при Петре I.
До этого "царское место" русских монархов венчал двуглавый орел, который позже "перекочевал" на спинки кресел.
"То, что двуглавого орла спустили на спинку трона, заменив его первичное место короной, связано было с изменением в подходе к императорской власти.
Отныне на первое место ставилась именно власть императора как символ главенства государства, как символ господства.
И считалось, что первична не сама страна, не государство, а первичен именно император", – пояснил историк.
Русские монархи позаимствовали у Византии один из главных символов власти
Престолы русских царей всегда устанавливали на возвышении, чтобы возвеличить личность государя перед подданными.
Эту традицию переняли у византийских императоров, троны которых даже снабжали специальными подъемными механизмами.
Также у наследников Римской империи русские монархи позаимствовали один из главных государственных символов – двуглавого орла. Он был родовой эмблемой правящей византийской династии Палеологов.
"Двуглавый орел – это символ Византийской империи. И Русского царства, начиная еще с Московского княжества, с Ивана III. По предложению Софьи Палеолог, его второй жены, оно стало преемницей Византии.
И это как раз осуществлялось с помощью того герба, который привезла в Москву Софья Палеолог", – уточнила кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и культурологии Национального исследовательского университета МЭИ Надежда Ермишина.
Львы у подножия Мономахова трона – не просто декоративные фигуры
Двуглавый орел, символизирующий могущество и единство российского государства, впервые появился на Мономаховом троне, копию которого можно увидеть в Успенском соборе Московского кремля.
Несмотря на свое название, к великому князю Владимиру Мономаху этот престол не имеет никакого отношения. Его изготовили четырьмя веками позже – по заказу царя Ивана Грозного.
Вместо подножия у Мономахова трона – четыре вырезанных из дерева льва. И это не просто украшения. В фигурках животных заложен глубокий смысл.
"Общество и государство того времени были христианскими. Многие сюжеты, которые отражались в том числе на тронах, связаны с библейскими историями.
Так, четыре льва символизировали преемственность царской власти и означали, что столько же львов было рядом с троном царя Соломона – одного из самых известных ветхозаветных еще библейских царей", – рассказал культуролог.
Алексей Михайлович восседал на троне в россыпи из 800 алмазов
По образу и подобию трона Соломона обустроил свое царское место и отец Петра I – царь Алексей Михайлович.
Второй монарх из династии Романовых, вероятно, даже превзошел библейского правителя по богатству убранства престола.
Трон Алексея Михайловича украшали более 800 алмазов. А у подножия царского места в Коломенском дворце стояли четыре механических льва, которые двигали головами, вращали глазами и даже рычали.
"Сам механизм был спрятан в отдельной комнате, его никто не видел. Но когда его заводили, вероятно, каким-то ключом или рукояткой (сам механизм не сохранился. – Прим. РЕН ТВ), эти львы, которые были представлены как игрушки, начинали двигаться.
Это производило колоссальное впечатление на тех, кто посещал это место. На послов, которых принимал в Коломенском Алексей Михайлович. Это радовало самого Алексея Михайловича", – уточнила историк.
Лев на геральдике российских правителей был символом воскрешения из мертвых
Львы, как цари зверей, испокон веков олицетворяли безграничную власть монархов.
С возникновением христианства образ этих животных получил еще одно сакральное значение. Лев стал символом воскрешения мертвых.
"Потому что львята, рождающиеся у пары львов, они первую неделю практически беспомощны и почти не живые. У них глаза открываются только через неделю.
Они не мяукают, не рычат, не шевелятся, то есть как будто мертвые. А потом они начинают возрождаться. Христианская символика приняла именно этот образ льва как возрождение из мертвых", – объяснила Ермахина.
Почему наши монархи отказались от образа лебедя на троне
Значительно реже в декоре русских тронов встречался образ лебедя.
Одним из последних правителей, чье церемониальное кресло украшали изображения этих птиц, был великий князь Владимирский Семен Гордый, живший в XIV веке.
"Лебедь издавна олицетворяет собой гордость, справедливость и благородство. Но кроме этого он обозначает символ гордого одиночества.
Вполне возможно, что следующие правители: князья, цари и потом императоры отказались от этого символа, потому что они не хотели символа гордого одиночества.
Они хотели быть вместе с народом, а значит, не одиноки", – рассказала культуролог.
Герб с кровавым грифоном предрек Романовым страшный финал
Чаще всего троны русских правителей украшали изображениями грифонов.
Эти мифические существа с крыльями, орлиной головой и туловищем льва в христианстве олицетворяли двойственную природу Христа.
Птица символизировала божественное начало, а лев – земное. В древневосточной традиции грифон считался хранителем сокровищ.
"Грифон хранит богатства-сокровища, соответственно, главное сокровище, главное богатство – это государство. Поэтому он изображался практически на всех родовых знаках рода Романовых", – пояснил историк.
Кроваво-красный грифон в окружении оторванных львиных голов занял главное место на фамильном гербе дома Романовых, который утвердили при Александре II.
Многие мистики увидели в геральдическом символе зловещий знак.
Совпадение или нет, но после этого царскую династию стали преследовать сплошные несчастья.
- Александр II погиб в результате покушения террористов.
- Александр III попал в железнодорожную катастрофу и вскоре скончался.
- Николая II вместе с семьей расстреляли большевики.
Однако версия о "проклятье красного грифона" – не более чем страшилка, уверяют историки.
На троне того же Николая II не было изображения герба Романовых. Но это не уберегло императора от трагической участи.