Найти в Дзене

Всемирный потоп: что говорит отечественная наука?

История о Всемирном потопе — одна из самых универсальных и живучих в человеческой культуре. Она встречается в шумерских клинописях III тысячелетия до н.э., библейской Книге Бытия, древнегреческих мифах и даже в легендах индейских племен. Но чем объяснить эту удивительную общность? Является ли потоп отражением реальной глобальной катастрофы или перед нами универсальный культурный миф, требующий расшифровки? Чтобы разобраться с этим вопросом, предлагаю посмотреть на проблему комплексно и междисциплинарно. С переходом науки в эмпирическое русло такой подход стал возможен и при работе со священными текстами религий мира: при изучении феномена Всемирного потопа в распоряжении ученых есть и палеография, и геология, и сравнительное религиоведение. В истории Всемирного потопа под прицелом исследователей на протяжении уже ни одного столетия находятся два вопроса: почему этот сюжет встречается на большинстве континентов и как возможно глобальное наводнение на поверхности всего земного шара? В св
Оглавление

История о Всемирном потопе — одна из самых универсальных и живучих в человеческой культуре. Она встречается в шумерских клинописях III тысячелетия до н.э., библейской Книге Бытия, древнегреческих мифах и даже в легендах индейских племен. Но чем объяснить эту удивительную общность? Является ли потоп отражением реальной глобальной катастрофы или перед нами универсальный культурный миф, требующий расшифровки?

И. К. Айвазовский, Всемирный потоп
И. К. Айвазовский, Всемирный потоп

Чтобы разобраться с этим вопросом, предлагаю посмотреть на проблему комплексно и междисциплинарно. С переходом науки в эмпирическое русло такой подход стал возможен и при работе со священными текстами религий мира: при изучении феномена Всемирного потопа в распоряжении ученых есть и палеография, и геология, и сравнительное религиоведение.

В истории Всемирного потопа под прицелом исследователей на протяжении уже ни одного столетия находятся два вопроса: почему этот сюжет встречается на большинстве континентов и как возможно глобальное наводнение на поверхности всего земного шара? В своей статье предлагаю посмотреть, как на эти вопросы отвечают представители из разных областей отечественной науки.

Начать свой обзор последовательнее всего будет с рассмотрения текстовых источников о Всемирном потопе, ведь именно они являются отправной точкой для дальнейших фактологических поисков.

Универсальный сюжет: структура и география мифа о Потопе

О Великом потопе известно около 250 сказаний из практически всех уголков мира: исключения лишь составляют Япония, Африка и Австралия (Потоп, Лявданский, Большая российская энциклопедия). В большинстве случаев этот популярный сюжет сводится к следующему.

На человечество за нарушение запретов/плохое поведение/без причины божеством в качестве наказания посылается потоп. При этом некоторым людям открывается божественная воля, а вместе с ней — возможность предпринять какие-либо действия к спасению: построить судно, укрыться в горе, на высоком дереве, плавающем острове и др. вместе с животными и растениями. К потопу приводит продолжительный ливень, после прекращения которого на сушу выпускают птицу. Она приносит весть о том, что на земле возобновилась жизнь. Люди и животные возвращаются на сушу, приумножаются и начинают качественно другую жизнь (Потоп, Соколов, Мифы народов мира).

Многообразие версий: заимствование или независимое возникновение?

Пожалуй, наиболее подробно разные вариации сюжета о Всемирном потопе рассмотрел Джеймс Фрэзер в своем «Фольклоре в Ветхом Завете»: там английский антрополог представил на обозрение читателя 14 вариаций легенды из всех уголков земного шара. Здесь же он дал свой комментарий относительно такого многообразия.

Г. Доре, Разрушение мира водой
Г. Доре, Разрушение мира водой
В большинстве случаев сходство мифов объясняется простым заимствованием с последующими видоизменениями, но бывает, что и сходные у разных народов обычаи и верования возникают независимо друг от друга в результате одинаковой работы человеческой мысли под влиянием аналогичных условий жизни (Фрэзер, Фольклор в Ветхом Завете, Великий потоп).

Фокус внимания отечественных исследователей по большей части остановился на самом известном в мировой культуре сюжете Всемирного потопа — библейском. Чаще всего в научной литературе эта вариация сюжета рассматривается с позиции заимствования ее содержания из наиболее древней установленной версии — шумерской.

Российский историк и библеист Игорь Тантлевский обнаруживает очевидные параллели в шумерской вариации потопа с библейской, но отмечает различия теологического содержания и своеобразие деталей, составляющих художественную ткань повествования. Это позволяет ученому говорить о самостоятельной разработке сюжета, восходящего к эпохе прасеверосемитского единства (Тантлевский, Введение в пятикнижие, Бытие).

Микеланджело, Потоп
Микеланджело, Потоп

Филолог и библеист Андрей Десницкий рассматривает аргументы естественнонаучных исследований, всячески исключающих полное покрытие поверхности земли водой, с библейским текстом с его однозначным понимаем глобальной катастрофы, и приходит к выводу, что в описании действительности допустимо использование нескольких предметных языков: научного или логического и подхода, опелирющего к установлению смысла текста. В этой связи библейский потоп может представлять собой не только локальную катастрофу, ставшую причиной затопления всего мира известного людям определенной местности, но и назидательную историю для человечества (Десницкий, Беседы о Ветхом Завете, Всемирный потоп).

Наука и Потоп: поиски естественнонаучной основы мифа

В средствах массовой информации время от времени можно встретить громкие заголовки о том, что «ученые» нашли подтверждение существования Всемирного потопа. Самые смелые версии гласят, что его причиной могли послужить термоядерная война, падение метеорита, смещение орбиты Земли и т.д. При этом ответ официального академического сообщества такой: затопление всей поверхности Земли в ранние периоды человеческой истории не находит научного подтверждения (Потоп, Лявданский, Большая российская энциклопедия). Но это не означает, что история не знает локальных наводнений, которые могли послужить основой для создания истории о Всемирном потопе.

В отечественной науке периодически поднимаются различные аспекты естественнонаучных исследований, так или иначе рассматривающих объяснения Всемирного потопа. Их поиск ведется давно — фактически с момента зарождения самостоятельных отечественных исследований — и продолжается по сей день.

Окаменелости, найденные на склонах Эвереста
Окаменелости, найденные на склонах Эвереста

Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, универсальный человек Михаил Ломоносов в своем труде «О слоях земных», ставшим отправной точкой для исторической геологии и палеографии, рассуждает над распространенном в его время объяснении наличия морских раковин на вершинах гор как результата Ноева потопа и считает такое мнение несостоятельным.

Ломоносов защищает свою собственную, более прогрессивную теорию образования гор в результате поднятия морского дна. С позиции ученого, именно этим объясняется наличие окаменелостей морских организмов на их вершинах. Невозможность подъема раковин на вершины гор по причине глобального всемирного наводнения Ломоносов аргументирует законами физики (гидродинамики, тяжести), наблюдениями за природой (поведение приливов, экологией моллюсков) и простой логикой (Ломоносов, О слоях земных).

Обширное количество исследований вопросу Всемирного потопа посвятил современный российский геолог, палеонтолог и палеограф Андрей Чепалыга, который выдвинул гипотезу о наводнении, вызвавшем повышение уровня Черного моря в позднем четвертичном периоде.

Чёрное море сегодня (светло-голубой цвет) и 7550 лет назад (тёмно-синий цвет)
Чёрное море сегодня (светло-голубой цвет) и 7550 лет назад (тёмно-синий цвет)

С позиции ученого, таяние ледников, произошедшее 17-14 тыс. лет назад, вызвало мощный сброс вод из переполненного Каспийского моря через систему проливов в озеро, занимавшее когда-то бассейн Черного моря. Затопление было быстрым и, возможно, катастрофическим, что могло оставить отпечаток в коллективной памяти человечества как прообраз мифа о Всемирном потопе (Чепалыга Великое потопление позднего коллективного периода в Понто-Каспийском бассейне).

Отечественная наука о Всемирном потопе: основные выводы

Итак, к чему же пришли отечественные исследователи в вопросе изучения реальности Всемирного потопа?

Вероятнее всего, эта история имела хождение между культурами, о чем говорят шумеро-библейские параллели, отмеченные Тантлевским. Но повествование также приобретало самобытные оттенки — уникальные детали разных традиций тому подтверждение.

В области естественнонаучного обоснования мифа исследования российских ученых вносят свой вклад в общую дискуссию. Работа Ломоносова отражает основу для эмирического подхода к вопросу, а современные исследования, как, например, гипотеза Чепалыги о катастрофическом затоплении Понто-Каспийского региона, предлагают конкретные геологические модели масштабных локальных событий. Такой подход помогает пояснить, как реальные катастрофические для древних сообществ наводнения могли восприниматься как «всемирные» и почему они стали мощным импульсом для формирования или закрепления универсального мифологического сюжета.

Главный вывод, который мы можем сделать на основании рассмотренных мнений: миф не сводится к буквальному описанию катаклизма. Как отметил Десницкий, суть сюжета о Потопе в его смысловой глубине и нравственном посыле.